Подать себя, «продать» себя: семь шагов к идеальной самопрезентации

Прочтёте за 3 мин.

Как предпринимателю подогреть интерес к себе и своим услугам

IT-инструменты, которые использует Гаянэ Асадова

  • Битрикс24
  • Trello
  • Tilda

Во время деловой встречи, нетворкинга на конференции или даже случайного знакомства в поезде или самолёте предпринимателю крайне важно грамотно презентовать себя собеседнику. Но сделать это быстро, ёмко и увлекательно удаётся немногим людям. О том, как составить идеальную самопрезентацию и эффективно подать себя во время коммуникации, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала бренд-стратег Гаянэ Асадова.

Досье

Гаянэ Асадова – 41 год, бренд-стратег, маркетолог, эксперт по коммуникациям, основатель PR-бюро  AsadovaCOM. Окончила Московский институт предпринимательства и права и City Business School. Более 17 лет работала в корпорациях и госсекторе на топ-позициях по продажам, маркетингу и PR.

Гаянэ Асадова

Что такое самопрезентация

Самопрезентация – это способ создать собственный имидж и сформировать мнение о себе в глазах других людей. В своей работе я часто встречаю много высококлассных специалистов, которые боятся проявить себя и не рассказывают о себе так, чтобы вызвать интерес. В лучшем случае, говорят о том, как их зовут и чем они занимаются. Но собеседнику вспомнить потом такого человека будет трудно.

  • Не позволяйте незнакомым людям догадываться и предполагать, кто вы на самом деле. Управляйте тем впечатлением, которое осознанно производите.
Самопрезентация – это умение подавать себя так, чтобы подогреть интерес к своим определённым качествам. Самопрезентация ориентирована на других людей: потенциальных партнёров, клиентов, сотрудников, коллег по цеху, чтобы они вас запомнили. Это не резюме и не биография. Тем более не рассказ о вашей личной жизни в духе «Счастливый муж и отец двух карапузов». 

Большая проблема многих предпринимателей – неумение говорить о себе так, чтобы было сразу понятно, чем они могут быть полезны и ценны окружающим. А ведь собеседникам важны не ваш опыт и знания, а то, смогут ли они получить пользу благодаря вам, и какую именно пользу. И это должны быть не пустые обещания – «со мной ты заработаешь миллионы». Нет. Такие фразы не вызывают доверия.

Если вы не уверены в том, что предлагаете, или в заявленных результатах – мимо вас будут проходить ваши потенциальные клиенты. Неуверенность считывается на невербальном уровне:

  • невнятная речь;

  • «закрывающие» жесты;

  • бегающий взгляд.

И на вербальном:

  • описание процесса вместо результатов;

  • долго не озвучивается стоимость ваших товаров или услуг;

  • рассказ о себе и компании в хаотичном порядке, без структуры. 

В лучшем случае клиент будет сбивать цену. В худшем - просто уйдёт.

Как создать идеальную самопрезентацию

Для начала определите, для кого вы готовите самопрезентацию – для клиентов, партнёров, инвесторов, коллег «по цеху», и т.д. От этого будет зависеть её наполнение. 

Рекомендую создавать самопрезентацию по шагам. В этой работе следует выполнить семь шагов, фактически – ответить на семь вопросов, которые раскроют вас и помогут сформировать нужный образ. 

  • Первый шаг: представьтесь. Удивительно, но часто люди забывают назвать свои имя и фамилию в самом начале знакомства.

  • Второй шаг: расскажите, кто вы. В нескольких словах сообщите о своей профессии, статусе и экспертизе. Например, предприниматель, основатель компании, эксперт в такой-то области, маркетолог, специалист в определённой сфере и т.д.

  • Третий шаг: расскажите, чем вы занимаетесь и чем можете быть полезны аудитории. Используйте такие глаголы, как: «помогаю», «делаю», «создаю», «настраиваю», «внедряю». Например, выстраиваю эффективные отделы продаж, создаю сайты и помогаю их продвигать, разрабатываю бизнес-планы, и т.д.

  • Четвёртый шаг: сообщите, кто те люди, которым вы помогаете и чьи проблемы решаете. Обозначьте вашу целевую аудиторию так, чтобы сразу было понятно, с кем вы работаете. Если это компании, укажите их размер, отрасль, сферу. Если это люди, то также обрисуйте их характеристики. Например: малый и средний бизнес, госсектор, гостиничный бизнес, эксперты, предприниматели, топ-руководители и т.д.

  • Пятый шаг: расскажите, с какими вопросами, проблемами, потребностями и желаниями к вам обращаются. Задумайтесь, что движет теми людьми, с которыми вы работаете, и что им необходимо. Затроньте в самопрезентации те моменты, которые актуальны широкому кругу людей в выбранной сфере. Например, страх обанкротиться, желание выйти на международный уровень, проблема привлечения и удержания клиентов, стремление найти новые каналы сбыта и т.д.

  • Шестой шаг: поделитесь результатами своей работы. Людям важно понимать, какой результат они получат, если начнут сотрудничество с вами. Старайтесь избегать пустых обещаний. Расскажите об измеримых результатах. Например: новые международные контракты, настроенные бизнес-процессы в компании, приглашения в качестве спикера на конференции, публикации в СМИ, развитая партнёрская сеть.

  • Седьмой шаг: поделитесь со слушателями вашей миссией. Расскажите, что вами движет, что «зажигает» в работе. Например, вы помогаете выпускникам школ поступить в европейские вузы. Говорите о количестве учеников, которые стали студентами. В этом случае ваша миссия может звучать так: «Я хочу, чтобы у большего числа людей была возможность учиться в лучших вузах мира. И моя цель на этот год - помочь 100 успешным выпускникам российских школ успешно пройти экзамены и поступить в ведущие европейские университеты». 

Как усилить эффект от самопрезентации

Самопрезенация должна быть простой, удивительной и полезной. Простые и полезные факты мы с вами уже описали выше. Теперь надо добавить в самопрезентацию удивительный факт, благодаря которому вас точно запомнят. Подумайте, что может стать таким фактом – необычное хобби, спортивное достижение, написанная вами книга и т.д.

Подготовьте несколько самопрезентаций, рассчитанных на разную аудиторию. Например, для потенциальных клиентов, которые ещё ничего о вас не знают, и для ваших коллег, которые тоже работают в этой сфере. Для этих двух аудиторий, удивительные факты должны отличаться.

После знакомства с вами у собеседника должно возникнуть чёткое понимание той пользы, которую вы можете ему дать. И когда у него возникнет потребность в ваших услугах или товарах, он вспомнит вас.

Вместо заключения

Помните, самопрезенация – это не про продажи. Это про то, чтобы рассказать незнакомой аудитории о своём деле и своих компетенциях в разрезе их полезности для слушателей.

Гаянэ Асадова

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

20 мая 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов