Составляем бизнес-план: что нужно учесть и каких ошибок избежать

Прочтёте за 4 мин.

Разбираемся на примере проекта глэмпинг-отеля

IT-инструменты, которые использует Егор Бондаренко

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • GanttPto
Запуск любого проекта в идеале начинается с составления бизнес-плана. Этот документ позволяет трезво оценить выбранную нишу и свои шансы на успех. Кто-то уже после этого этапа отказывается от своей идеи, а кто-то только укрепляется в стремлении реализовать её. О том, что следует учитывать при открытии глэмпинг-отеля, порталу Biz360.ru рассказал Егор Бондаренко, сооснователь компании Freedome. Методология составления бизнес-плана применима и к любым другим бизнесам.
Досье

Егор Бондаренко – предприниматель, сооснователь компании Freedome. Имеет более 15 лет корпоративного опыта работы. В управлении собственные глэмпинг-проекты: «Мир Алтай», Vendicum, MagicRest. К компании Freedom, которую организовал в 2010 году Алексей Голубь, присоединился в 2017 году, когда у проекта появился свой первый глэмпинг. Компания начинала с производства купольных шатров для мероприятий, а затем стала проектировать и создавать глэмпинг-отели. Это привело к созданию архитектурного бюро Freedome.

Егор Бондаренко

Концепция проекта

Концепция проекта – ключевая составляющая бизнес-плана. По сути, это подробное описание того, каким будет ваш проект и чем он будет отличаться от конкурентов. Проработанная концепция необходима, если вы хотите привлечь в проект инвестора. Именно этот документ, составленный с глубокой степенью проработки, убедит его в серьёзности ваших намерений. И покажет, насколько глубоко вы погружены в тему. 

Какие пункты должна содержать концепция проекта: 

  • Актуальность. С помощью цифр покажите, как развивается сфера гостеприимства в России за последние годы в целом и глэмпинги – в частности.

  • Инвестиционная привлекательность Здесь без цифр тоже не обойтись. Нужны ключевые показатели (сумма вложений, средняя окупаемость, заполняемость глэмпинга, средний чек и так далее), которые позволят оценить бизнес.

  • Локация. Проведите анализ региона, в котором планируете открывать глэмпинг-проект: сколько туристов здесь бывает, есть ли сезонность, какова туристическая инфраструктура, достопримечательности и туристические магниты поблизости. Если уже есть участок для строительства отеля, расскажите, какие у него преимущества и недостатки (транспортная доступность, наличие коммуникаций и т.д.).

  • Идеология. Объясните, каким будет ваш глэмпинг, в чём его уникальное торговое предложение.

  • Аудитория. Составьте портрет потенциальной целевой аудитории. Чем более подробным он будет, тем точнее можно сделать выводы о перспективах проекта.

  • Команда проекта. Опишите собственные компетенции, а также своих деловых партнёров или сотрудников, если они у вас есть. Дайте как можно больше информации о вашем общем опыте и компетенциях.

Технико-экономические показатели проекта

Эта информация – детальный план того, как будет организован глэмпинг после открытия. Речь не только про жилые и хозяйственные конструкции, но также про дополнительные услуги, сервис, инфраструктуру. 

  • Планировочное решение. Это схема участка с жилыми и общественными объектами, зонами общего пользования, а также схемами движения гостей. Можно обозначить очерёдность строительства – что планируется сделать к открытию, а что – в последствии.

  • Архитектурное решение. Описание типов домов и конструкций, их преимущества и недостатки, а также привлекательность именно для вашего проекта.

  • Предлагаемые услуги и сервисы. Именно они сделают глэмпинг-отель привлекательным для гостей. Опишите, что будет входить в стоимость проживания, а какие услуги станут дополнительным источником дохода. Не забывайте про описание целевой аудитории и её интересы.

  • Объём инвестиций. Опишите основные статьи расходов. В идеале нужно составить план-график этапов/работ, чтобы понимать, в какой момент и сколько средств потребуется.

  • Инфраструктура. Расскажите, что уже есть на выбранном участке, а что только предстоит реализовать: сети, возможности подъезда к территории, логистика. Объективно оцените все плюсы и минусы, а также возможные риски.

  • Команда на объекте. Перечислите, какие сотрудники необходимы для работы глэмпинга: их должности, функционал и размер их зарплат.

Анализ индустрии и конкурентной среды

Проведите конкурентный анализ и оцените существующие места отдыха в выбранном регионе. Предоставьте данные об условиях проживания, сервисе, отличительных чертах. Сделайте выводы о текущей ситуации с конкуренцией и составьте прогноз того, как она может развиваться в перспективе. 

Опираясь на данные статистики и собственный анализ, расскажите, какой может быть заполняемость вашего глэмпинг-отеля, как на количество клиентов влияет сезонность, сколько длится период высокого спроса.

Финансовая модель

Это, пожалуй, самый важный раздел для потенциальных инвесторов и тех предпринимателей, которые планируют реализовывать свой проект самостоятельно. Финансовая модель отвечает на следующие вопросы:

  • Сколько необходимо инвестиций на разных этапах реализации идеи;

  • Когда наступит точка безубыточности, и когда проект окупится;

  • Какой будет операционная эффективность бизнеса. 

На основе финансовой модели предприниматель может спрогнозировать выручку и оценить операционные расходы. При расчётах важно учитывать все возможные риски и иметь план для их преодоления.

План реализации проекта

Разложите работу по открытию глэмпинга на этапы. Как правило, они следующие: 

  • проектирование глэмпинга;

  • производство и поставка конструкций;

  • строительно-монтажные работы;

  • оснащение помещений мебелью и оборудованием;

  • подбор и обучение персонала;

  • маркетинг;

  • подготовка к запуску. 

Для каждого этапа укажите сроки, а также необходимые работы. Подумайте, какие работы для разных этапов могут вестись параллельно. 

Успех глэмпинг-проекта во многом зависит от грамотной маркетинговой стратегии. Определите, сколько посетителей необходимо привлекать за сезон для достижения прогнозируемой заполняемости отеля. В зависимости от выбранных рекламных каналов оцените, какие охваты и конверсия необходимы. Подумайте также, какие маркетинговые активности позволят добиться поставленных целей. 

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Составление бизнес-плана требует тщательного анализа и реалистичного подхода к будущему бизнесу. Ошибки могут иметь фатальные последствия для запуска и функционирования проекта. 

Вот несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание: 

  1. Гипотезы на основе иллюзорных представлений, а не на проверенных данных. Важно провести исследование рынка, конкурентов и потенциальных клиентов. Это поможет избежать ложных прогнозов и позволит минимизировать риски. 

  2. Игнорирование конкурентов, их стратегий и реакций на изменения в индустрии приводит к потере конкурентного преимущества и рыночной доли. Важно выявить сильные и слабые стороны конкурентов, а также определить свою уникальность на рынке.

  3. Неверное определение целевой аудитории и спроса = нецелевое расходование ресурсов. Это влечёт неэффективные маркетинговые усилия, направленные на нерелевантную аудиторию. 

  4. Недостаточное внимание к финансам: бизнес-план должен включать подробный финансовый план. 

  5. Отсутствие плана управления рисками. В этом документе описаны потенциальные угрозы и способы их предотвращения или решения. 

  6. Непроработанный маркетинг. Отсутствие чёткой стратегии продвижения снижает поток клиентов.

  7. Игнорирование правовых аспектов. Перед открытием глэмпинга необходимо изучить все требования, которые применимы к этому виду деятельности: земельные права, строительные нормы и правила охраны окружающей среды. Это поможет избежать штрафов и других проблем с законом. 

Важно следить за сроками реализации бизнес-плана. Необходимо разработать детальный механизмы контроля для выполнения поставленных целей и задач. Это поможет избежать возможных задержек в развитии бизнеса и типичных ошибок.

Глэмпинг

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

11 апреля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов