«Спящий» мох, кокедамы и тилландсии: как заработать на озеленении и «живых» подарках

Прочтёте за 5 мин.

«Из-за кризиса приходится менять концепцию проекта»

IT-инструменты, которые использует Наталия Анисимова

  • Instagram
  • YouTube
  • YouDo

К собственному бизнесу москвичка Наталия Анисимова шла более 10 лет. За это время она успела получить две специальности, поработать по одной из них и убедиться, что «это не её», выйти замуж и развестись. Из интереса к творчеству и живой природе родился проект Наталии MyMicrogreen – создание композиций и декора из необычных растений и мха. О том, как молодая компания ищет своих клиентов и создаёт спрос на неизвестные растения, Наталия Анисимова рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Наталия Анисимова, 38 лет, предприниматель из Москвы, основатель мастерской «живых» подарков  MyMicrogreen. Окончила колледж МИД РФ по специальности «организатор делопроизводства и архивоведения», затем МГПУ им. Шолохова по специальности «лингвист-переводчик». Компанию MyMicrogreen, которая специализируется на создании композиций из необычных растений, создала в 2019 году.

Наталья Анисимова

Хобби родом из детства

В детстве Наталия Анисимова каждое лето проводила на даче в Подмосковье. Ей всегда нравилась здешняя природа - лес с соснами и берёзами. «Мы любили строить шалаши и прятались в огромных кустах папоротника и рябинника с белыми пушистыми «гроздьями», - вспоминает Наталия Анисимова. Эти цветы из детства - теперь её талисман. Наталия построила свой бизнес на необычных растениях — тилландсии, кокедамах и «спящем» мхе. 

«Я очень долго себя искала. В школе посещала разные кружки - рисование, макраме, умелые руки. В старших классах встал вопрос о поступлении в вуз. Родители не разглядели во мне творческое начало, говорили – «ну, хобби и хобби». Но я не виню их, наоборот, благодарю за всё, что они мне дали», - замечает Наталия. 

В итоге она окончила колледж МИД РФ, устроилась работать в банк, а параллельно получала ещё одну профессию – переводчика. Но всегда не покидало ощущение, что это не её занятие. 

Затем были замужество и длительный декрет - почти восемь лет. Муж говорил, что лучше заниматься детьми, чем работать. Так как появилось свободное время, Наталия стала заниматься творчеством. Пробовала декупаж, витражи, рисование, вязание, валяние и многое другое. Супруг не поддерживал эти занятия, считал их пустой тратой времени. Наталия же чувствовала, как в ней копится нереализованная энергия.

Наталья Анисимова 

Брак Наталии Анисимовой распался, она вновь начала работать - устроилась помощником акционера на мясоперерабатывающий завод. Помимо «бумажной» рутины, занималась оформлением офиса и приёмной. 

«В кабинет руководителя нужно было сделать композицию. Я решила не покупать готовую, а сделать своими руками. Когда приехала выбирать «ингредиенты» для композиции, просто влюбилась в то, что увидела»,- рассказывает Наталия Анисимова.

С того момента она начала изучать тему декорирования интерьеров растениями. А через некоторое время предложила свои услуги кейтеринговой компании и получила первый заказ – оформление цветами свадьбы.

MyMicrogreen 

«Это было так непередаваемо круто! Мурашки от удовольствия, трудно передать словами, какой я почувствовала кайф! В тот момент я окончательно поняла, что хочу заниматься именно этим - создавать атмосферу комфорта и уюта. И я приняла решение создать свой бизнес и бренд​», - вспоминает Наталия Анисимова. 

Так появился её проект MyMicrogreen, который специализируется на создании композиций и декора из необычных растений. 

Step by step

Наталия Анисимова сначала зарегистрировалась как самозанятая и создала сайт-визитку для своего проекта. Практически одновременно с этим ей поступил заказ - на оформление зала для проведения премии «Столичный банкет». Работать предстояло по бартеру – за рекламу в СМИ. 

На старте в запуск своей компании MyMicrogreen и оформление площадки «Известия Холл» она вложила около 250 тысяч рублей. Эти деньги пошли на создание сайта, рекламу и закупку материалов для декора, аренду мастерской в Подмосковье. Украсить зал для премии нужно было за 10 дней. Наталия в одиночку справилась с поставленной задачей. «После этого мероприятия я почувствовала, что теперь мне всё под силу и что выполнить оперативно любой заказ для меня не составит труда», - говорит она.

MyMicrogreen

​Со временем основательница MyMicrogreen поняла, что если хочет работать с компаниями, а не только с частными лицами, то нужен статус не самозанятой, а ИП или ООО. «В нашей стране разное отношение к самозанятым и действующей компании. Когда ты приходишь на переговоры как частный декоратор, то предпочтение отдадут компании. Поэтому я зарегистрировалась, как индивидуальный предприниматель»,- рассказывает Наталия.

Этот шаг себя оправдал. Вскоре клиентами MyMicrogreen стали отели и рестораны. 

Ассортимент натуральный и не совсем

Для создания своих композиций Наталия Анисимова использует шесть основных позиций. 

Стабилизированный мох. «Сейчас это тренд в дизайне интерьера, который набирает всё большую популярность. Стабилизированный мох не требует ухода, остаётся в неизменном виде довольно долго (до 10 лет), при этом он «живой», то есть находится в состоянии анабиоза», - говорит Наталия. 

  • Стабилизация - это замещение природной жидкости в растениях на специальный раствор. Он сохраняет растение «живым», но останавливает все биологические процессы в нём.
Сначала Наталия покупала стабилизированный мох из Норвегии, но вскоре отказалась от него из-за низкого качества. Сейчас она сотрудничает с производителями из Нижегородской области и Казани. Это позволило снизить стоимость декорирования с использованием ягеля. Стоимость такого озеленения составляет 13000 рублей за квадратный метр. Можно приобрести мох панелями, которые используются для отделки стен. Их стоимость – 9900 рублей за квадратный метр.

MyMicrogreen 

Стабилизированные растения. Из них создаются фитокартины и панно, именно стабилизированные растения используются для вертикального озеленения. Одна композиция может стоить и 1500 рублей и 10000 рублей в зависимости от сложности и используемых растений. 

У компании MyMicrogreen есть дополнительная услуга - обслуживание композиций. Например, можно заключить договор на полгода или год о смене композиций раз в месяц. В таком случае заказчикам не нужно думать об уходе за растениями и изменении дизайна. 

Кокедамы или подвесные сады для озеленения. Это парящие шары с растениями. Их часто создают из живых растений, но уход за ними непростой. Поэтому MyMicrogreen предлагает альтернативу - кокедамы со стабилизированными или искусственными растениями. 

Средняя кокедама (25 см в диаметре) стоит 5000 рублей, но, как правило, их заказывают не по одной и не по две. Красиво они смотрятся в группе, когда подвешены в помещении на разном уровне. По оценке Наталии Анисимовой, её чистая прибыль от создания и установки кокедам составляет 50-70%.

MyMicrogreen 

Интерьерные композиции с атмосферными тилландсиями и стабилизированным мхом. Тилландсии – это редкие растения, которые не высаживают в грунт. Они произрастают на поверхности, а воду и питательные вещества получают из воздуха (атмосферы). Именно из-за этого тилландсии и называют атмосферными. 

Озеленение искусственными растениями. Искусственные растения изготавливает бельгийский бренд, используя для этого натуральные стволы и цветы из натурального шёлка. Все работы выполняются вручную, чтобы искусственные растения были точной копией натуральных. 

«Искусственные растения я покупаю у оптовой компании, которая является крупнейшим поставщиком подобной продукции в России. Я приезжаю выбирать нужный мне товар в шоу-рум, либо делаю онлайн-заказ», - описывает процесс Наталия Анисимова.

Наталья Анисимова 

Подарочные наборы. Это те же композиции, только в разобранном виде. Вазы, декор, растения + печатные материалы (памятка и фото композиции, которые входят в состав подарка). «Подарочный набор - это своеобразный конструктор для самостоятельного создания композиции. Это полностью моя задумка, именно таких наборов ни у кого нет. В них входят ваза, растения, декор и памятка», - рассказывает Наталия. Стоимость одного подарка - 1500 рублей при себестоимости 50%. 

Как устроены продажи

Свои услуги по декорированию компания MyMicrogreen предлагает через соцсети и внешний колл-центр. Изначально Наталия заказала у маркетолога анализ поисковых запросов через direct в «Яндексе». Маркетолог выяснил, что люди не ищут озеленение мхом или композиции с тилландсиями, потому что это ещё новые для потребителя услуги и продукты. 

«Значит, людям нужно показывать и предлагать нашу продукцию: звонить, договариваться о встречах. Поэтому я заключила договор с колл-центром», - объясняет своё решение Наталия Анисимова.

MyMicrogreen 

Менеджеры колл-центра совершают около 50 звонков ежедневно. Они присылают отчёты и записи разговоров. Наталия их постоянно анализирует, чтобы вносить изменения в скрипты. «Мало просто согласовать скрипт и доверить работу менеджерам, не контролируя её. Очень важно принимать участие в процессе. Со звонками возникает такая вещь - иногда собеседники просят перезвонить через неделю или месяц. Эти звонки я старалась не упускать, а «дожимать», - делится Наталия. 


Постоянных клиентов у MyMicrogreen пока не более десяти. И, как правило, это люди, которые выбирают небольшие композиции вместо букета, например, на день рождения. Оказание услуг по оформлению интерьера, в основном, разовое.

Экономика проекта

Сейчас выручка компании составляет 150 000–200 000 рублей в месяц. Чистая прибыль от одного заказа может достигать 50 000 рублей. 

«Тут играет роль, что я многое делаю сама. Таким образом, я могу сэкономить на оплате труда фрилансеров, которых всё-таки время от времени привлекаю для монтажа на объектах», - замечает Наталия Анисимова.

MyMicrogreen 

Постоянные расходы MyMicrogreen - реклама в соцсетях, аренда мастерской, оплата работы колл-центра. 

«В последние месяцы проект испытывает сложности из-за ситуации с коронавирусом. Мои основные заказчики в сфере B2B - как раз заведения, которые несколько месяцев были закрыты. Теперь у них не так много средств, чтобы думать об интерьере. Так что мне приходится менять концепцию проекта. В данный период я сконцентрирована на озеленении интерьеров, для чего стала сотрудничать с дизайнерскими агентствами, а также на продаже панелей из мха в разные российские города», - говорит Наталия. 

Что дальше

​Наталия Анисимова планирует в скором времени открыть свой шоу-рум, где будет представлена часть продукции. Это позволит потенциальным клиентам выбирать проект по озеленению более предметно – они будут своими глазами видеть, о чём идёт речь. 

«Я только начала свой путь, но продолжаю идти вперёд и развиваться. Хочу со временем масштабироваться и сделать свой бренд узнаваемым», - резюмирует Наталия.

Наталья Анисимова

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

20 июля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов