Творческий кризис предпринимателя: как выйти из него без потерь и с новыми идеями

Прочтёте за 4 мин.

«Начинайте дела с заботы о себе: если предприниматель преодолел творческий кризис, то и вся компания последует за ним»

IT-инструменты, которые использует Катерина Акман

  • Atlassian
  • Miro
  • Google suite

Творчество – это создание чего-то нового. Будь то картина, музыка, видеоролик, изобретение или продукт. Творческий кризис – это состояние, когда нет сил ни идею, ни на её воплощение. И оно, к сожалению знакомо многим предпринимателям. О том, как распознать творческий кризис у себя или своей компании и как выйти из него, порталу Biz360.ru рассказала Катерина Акман, основатель академии 2WIN.

Досье

Катерина Акман – бизнес-коуч, основатель международной академии бизнес-коучинга 2WINРаботала в найме в сегменте HR: занималась управлением персонала в международных компаниях, в частности, в Coca Cola Hellenic. Автор методологии «Целостное влияние». Академию 2WIN основала в 2017 году.

Катерина Акман

Предприниматели на «нуле»  

Существует несколько причин, почему предприниматели впадают в творческий кризис:

  • Нет разделения времени на рабочее и личное. Человек круглосуточно в «боевом» режиме. Он вроде бы проводит выходные с семьей за городом, но его мысли на работе. Это почти всегда приводит выгоранию.

  • Тотальная усталость. «Вот завершу этот проект и тогда смогу позволить себе отдых». Знакомо? Только после одного проекта начинается другой, а отпуск наступает лишь в мечтах во время перерыва на чай.

  • Физическое отсутствие энергии. Часто оно вызвано проблемами со здоровьем и недостатком сна, поэтому если вы чувствуете бессилие начните с похода к врачу.

  • Нет новых целей и идей. Иногда ощущение пустоты возникает после реализации какой-то важной, большой цели. В моменте кажется, что в жизни уже не будет настолько же крупного и интересного проекта. Конечно, это заблуждение, но в такой период сложно заставить себя творить.

Как выбраться из кризиса

Отдыхать, нельзя всё время работать. Разделите работу и личную жизнь. Проведите время так, чтобы восполнить ресурс, и возвращайтесь к делам. 

Делегируйте. Пока вы будете заняты своими делами, ваша компания не обанкротится, а клиенты не убегут к конкуренту. Команда профессионалов, которую вы собрали и в которой выстроили работу, обязательно справится с задачами. 

Находите новые стороны в своём деле и постоянно учитесь. Это может быть новое направление бизнеса, полезный проект всё то, чем вы будете «гореть». Возможно, вы решите освоить какой-то навык и пойдёте на обучение. Так вы расширите компетенцию, а эффект новизны даст заинтересованность и вдохновение. 

Ставьте цели. Если внутренний кризис одерживает верх, воспользуйтесь следующей техникой. Представьте себя и своё дело через год и ответьте себе на следующие вопросы: 

  • Где я? Это может быть ваш дом, любимое место в городе или офис.

  • Кто меня окружает? Близкие, коллеги, друзья и т.д.

  • Мои клиенты: какие они? Как относятся к моей компании и чего ждут от меня?

  • Что приносит мне удовольствие?

  • Какие навыки я использую в своем бизнесе? Как они влияют на результат?

  • Какова моя роль в это время и в этом месте? Я лидер, управленец, идейный вдохновитель?

  • Какое послание несёт моё дело? Какие ценности для меня самые важные?

  • Как эти ценности влияют на общество? Какую пользу приносят людям? 

Задание лучше выполнять в спокойной обстановке, а ответы записывать в дневник или заметки. 

Обратитесь за помощью к коучу. Проблемы, решения, ответственность: всё это падает на плечи предпринимателя. И часто разделить это бремя не с кем. Помощником и поддержкой в такой ситуации может быть коуч. Он позволит разобраться с причинами кризиса, найти ваши собственные решения, избавиться от установок и барьеров..

Когда бизнес «задыхается» без идей

Многие полагают, что творческий кризис болезнь «людей искусства»: композиторов, художников, сценаристов. Если компания занимается строительством или разработкой систем безопасности, при чём здесь творчество? Однако, проблема угасания и отсутствия вдохновения актуальная для всех, в том числе менеджеров, предпринимателей и даже целых компаний. 

Понять, что бизнес проходит этап кризиса, можно по нескольким признакам:

  • Во-первых, на протяжении длительного времени в компании не происходит никаких изменений, движения вперёд.

  • Во-вторых, качество товара или услуги не улучшается, а иногда становится хуже. Наконец, когда бизнес перестаёт качественно решать проблемы потребителя. 

В отличие от личностного творческого кризиса, застой в бизнесе связан с организационными проблемами:

  • Отсутствие творческой, креативной составляющей в работе над проектом. Этапы создания проекта включают лишь формальные шаги, но не развитие и улучшение.

  • Отсутствие слаженной работы в команде. Каждый занят только своим делом, конечный результат мало интересует отдельных членов команды, а качество продукта снижается. 

Как вывести бизнес из творческого кризиса

Определите миссию, цели и задачи 

Глобальная цель: для чего существует ваша компания? В чем её исключительная ценность? Ответы на эти вопросы должны соответствовать реально существующим проблемам, которые вы хотите решить с помощью своего товара или услуги. 

Проанализируйте рынок и подумайте, что уникального и нужного вы можете предложить сейчас. Нужно ли оставаться на том же месте или пора двигаться дальше, навстречу новым вызовам, и преобразовывать свой бизнес? 

На основе вашей миссии сформулируйте новые идеи и цели. Это поможет как руководителю, так и сотрудникам снова полюбить своё дело. 

Слушайте и изучайте клиента 

Самые успешные компании те, которые поддерживают связь с потребителем. Один из способов оценить отношения с аудиторией показатели, среди которых индекс лояльности клиентов (NPS), коэффициент удержания (CRT), пожизненная ценности клиента (LTV). 

Изучение целевой аудитории и её потребностей поможет создать по-настоящему полезный продукт. 

Развивайте команду по двум направлениям: квалификация и креативность 

В первом случае оценивается профессионализм сотрудников и то, насколько их работа соответствует главной задаче: принести пользу клиенту. 

Поделюсь своим опытом. Когда я работала в Coca-Cola Hellenic в России, я внедрила подход, когда каждый отдел компании является поставщиком или заказчиком по отношению к другим отделам. Например, логисты оказывают услуги отделу продаж доставляют товар. HR-отдел предоставляет сотрудников отделу логистики и т.д. Такая модель помогла оценить качество работы специалистов и выявить проблемы во взаимодействии подразделений. 

Развивать в команде креатив и фантазию можно следующими способами.

Мозговой штурм. Сотрудники предлагают самые разные идеи и решения. Здесь важно собрать как можно больше вариантов. После нескольких этапов тестирования и отбора из множества идей точно получится несколько нужных. Идеи, которые на первый взгляд кажутся сомнительными, неожиданно могут вывести команду из кризиса. 

Дизайн-мышление. Это метод, который используют в компаниях Кремниевой долины. В его основе творчество и эмпатия, а не аналитика. Умение поставить себя на место другого и почувствовать его потребность. 

Метод состоит из нескольких этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, выбор идей, прототипирование, тестирование. Он помогает быстрее и эффективнее разрабатывать как новые продукты, так и улучшать уже существующие. Кроме того, он активизирует работу команды. 

P.S.

Выход компании из кризиса начинается с выявления проблем. Говорят, что признание болезни это начало лечения. Следуйте рекомендациям, внедряйте новые подходы в командной работе, развивайте креативную составляющую и ваш бизнес всегда будет «живым» и ценным для клиента. Начинайте дела с заботы о себе: если предприниматель преодолел творческий кризис, то и вся компания последует за ним.

Fatigue

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 июня 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов