We are fine, thanks: как работает в условиях «новой реальности» сеть языковых школ

Прочтёте за 3 мин.

«Сложнее всего сотрудничать с аудиторией и педагогами из-за рубежа»

IT-инструменты, которые использует Елена Жукова

  • Trello
  • Zoom
  • Telegram
  • WhatsApp

События февраля-марта 2022 года и вызванный ими экономический кризис стали поворотным моментом для многих компаний. Тем, кто смог удержаться на плаву, пришлось экстренно перестраивать рабочие процессы. Для одних сфер деятельности изменения оказались кардинальными, для других – не столь значимыми, потребовались лишь «ручные настройки». О том, как подстроился под обстоятельства языковой бизнес, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала директор сети языковых школ ILS Елена Жукова.

Досье

Елена Жукова – сооснователь сети школ английского языка ILS. По образованию – инженер. Много лет изучала английский, увлечена им как хобби. Первую школу открывала в 2003 году для собственных детей. За почти 20 лет маленькая школа выросла в сеть из 21 заведения в пяти городах России. Выпускники школы ILS имеют подтвержденный уровень C1.

Елена Жукова

Всплеск спроса

Сразу после 24 февраля 2022 года отмечался панический спрос на изучение языков – многие люди бросались учить их, чтобы иметь возможность уехать из страны. Но это была непродолжительная реакция на сильный стресс. Далее все, за редким исключением, вошли в обычный ритм планового изучения языков. 

Если говорить непосредственно о наших студентах, то пока оттока людей за границу мы не ощущаем. Возможно, он ещё произойдёт, но позже. Пока мы видим, что люди охотнее оплачивают обучение на длительный период: три, шесть, девять месяцев. Предполагаю, что это может быть связано с опасениями по поводу повышения цен. 

Кстати, о ценах. У языковых школ они не взлетели. Например, мы в ILS увеличили их на 6-7%. Среди причин повышения: 

  • рост арендной платы;

  • подорожание расходных материалов (картриджей для принтеров-ксероксов, бумаги) и учебных пособий;

  • необходимость планового увеличения заработной платы преподавателям и сотрудникам отдела продаж;

  • рост стоимости услуг подрядчиков, обслуживающих компьютерную и оргтехнику. 

Как жить без IELTS и TOEFL

Многие решили, что языковой бизнес «встанет» в условиях, когда нет возможности из-за санкций сдавать международные экзамены. Мол, а как же объективно оценивать полученные знания студентов? Но на деле выход можно найти всегда. Разумеется, определять уровень знаний учащихся необходимо, как и помогать им сохранять навыки подготовки к такого рода проверочным мероприятиям. 

Чтобы наши студенты не потеряли навыки сдачи подобных экзаменов, мы разработали собственное тестирование, имитирующее кембриджский экзамен. Тестирование проводится независимым экспертом, то есть сохраняется возможность получить реальную оценку своих знаний. В этой ситуации есть и свои плюсы: результаты тестирования доступны студентам в полном объёме, можно детально разобрать допущенные ошибки и получить консультацию академического директора. 

Конечно, мы ждём возвращения доступа к международным тестам. Но при этом объясняем студентам, что не стоит терять время. Лучше продолжать активно изучать язык, а потом подтвердить свой уровень владения им на международном уровне уже на пару ступеней выше. 

При этом важно помнить, что оценка уровня – это не самоцель, а критерий и направление движения. Ведь язык изучают не для подтверждения уровня, а для знаний. 

Маркетинг и продвижение

«Привычные соцсети под запретом, реклама мертва», – можно было слышать отовсюду всего пару-тройку месяцев назад. Однако на деле и здесь оказалось всё не так страшно. Telegram работает на «ура», и у него большие преимущества перед другими площадками: здесь более активная аудитория, приближенная к реальной жизни с её повседневными потребностями. 

Учитывая, что в Telegram гораздо большую роль играет текстовый контент, а не картинка, мы этим активно пользуемся: публикуем полезную информацию, которая нравится нашим подписчикам. Более того, Telegram даёт уникальную возможность интерактива с аудиторией, такого нет больше нигде. Мы постоянно устраиваем игры, проводим тесты и опросы. 

Во многих соцсетях существуют опросы, но не везде они собирают так много ответов и живых реакций. Мы можем задавать самые разные вопросы и получать на них честные ответы, что сильно помогает в создании контента и его корректировке под целевую аудиторию. 

Развиваем и сообщества в «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Возможно, это не самые популярные и современные платформы, однако и у них есть свои преимущества и отличительные черты. 

Очень хорошо показал себя также «Яндекс.Дзен». Учитывая, что мы начали вести свой канал два года назад и подошли к февралю с более чем 10 тысячами подписчиков, для нас было не слишком сложно продолжить активно развивать его. Однако всё же пришлось изучить новый способ продвижения – сторителлинг: на основании реальных историй наших студентов, которые достигли многого в жизни благодаря знанию английского. 

При этом на данной платформе постоянно происходят изменения, за которыми важно следить. Например, год назад выгоднее всего было делать видео в вертикальном формате – они получали больше всего показов. Теперь ситуация иная – лучше всего работают статьи и тесты. В целом у «Дзена» есть неоспоримое преимущество: он объединился с рекламным кабинетом «Яндекса», и теперь статьи показываются на главной странице сайта. Это даёт сумасшедшие показы, сравнимые по количеству с просмотрами, которые получают наши рекламные статьи – только бесплатно. 

Появились и новые каналы, и способы продвижения: партнёрские отношения развиваются с новой силой, востребованы информационные ресурсы, связанные с оповещением и информированием клиентов о мероприятиях города. Всё развивается, не стоит на месте и не «тухнет». 

Трудности нового времени

Сложнее всего, конечно, сотрудничать с аудиторией и педагогами из-за рубежа. Всё банально – проблемы упираются в невозможность провести оплату за занятия с иностранных карт и отсутствие способа платить зарплату переводами в иностранные банки. 

Но, к нашей радости, иностранцы из нашего коллектива, которые уехали из России в феврале-марте, сейчас просятся обратно на работу. Двоим мы уже готовим приглашения, на основании которых они будут получать рабочие визы. 

У многих языковых школ возникли трудности и с оплатой доступа к иностранным платформам, необходимым для работы. Нам здесь повезло: мы смогли найти способ оплатить важные для нас иностранные ресурсы на год вперёд, например, Zoom. Теперь есть передышка на год, а позже, может быть, что-то изменится. 

Что дальше

Думаю, что в целом с рынком языковых школ в России всё будет в порядке. Конкуренция, конечно, усилится, и выиграют те школы, которые не скупились и вкладывали деньги в методики, планы уроков, разработки, обучение преподавателей, прописывание всех процессов, формирование языковой среды и предоставление возможности клиентам практиковать язык в реальных жизненных ситуациях. Поскольку ILS это делали всегда, есть чёткая уверенность, что мы выстоим.

OK

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

26 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов