Арт-ликбез: как заработать на лекциях-концертах классической музыки

Прочтёте за 5 мин.

«Люди запоминают истории и через них воспринимают музыку»

IT-инструменты, которые используются в проекте Ликбез

  • Tilda
  • TimePad
  • YouTube
  • Facebook

Для большинства людей классическая музыка – не более чем набор красивых звуков. Даже те, кто любят такую музыку, не всегда могут понять истинный смысл произведений. Москвички Анна Паклина и Инна Смирнова решили создать проект, объясняющий смысл классической музыки для слушателей, контекст создания отдельных произведений и зашифрованных в них сюжетов. О том, как совместить концерт классической музыки и «музыкальное просвещение», порталу Biz360.ru рассказали основатели арт-ведомства «Ликбез» Анна Паклина и Инна Смирнова.

Досье

Инна Смирнова и Анна Паклина, предприниматели из Москвы, основатели арт-проекта  «Ликбез», специализирующегося на лекциях-концертах классической музыки. Инна окончила факультет государственного управления МГУ им. Ломоносова, а Анна – МГИМ им. Шнитке. Проект музыкальных лекций-концертов «Ликбез» создали в 2016 году. Анна представляет проект на сцене, на Инне - все оргвопросы и продвижение.

Ликбез Team

Погружение в музыкальный контекст

Анна Паклина и Инна Смирнова познакомились в третьем классе школы, и оказалось, что музыкальная школа у них тоже общая. Для Анны соприкосновение с музыкой продолжилось и позже – она стала профессиональной пианисткой. Для Инны музыка осталась любимым увлечением: она получила экономическое образование и выбрала профессию маркетолога. Девушки трудились в разных сферах, но продолжали дружить.

«Периодически за разговорами на кухне Аня рассказывала что-то о классической музыке. После этого у меня заново открывались глаза на произведения, которые я слышала много раз, и, казалось бы, неплохо знала. Большинство тех, кто ходит на концерты классической музыки, не получают и 5% удовольствия, которое могли бы получить, если бы знали об этой музыке чуть больше», - говорит Инна.

«Чтобы понять классическое произведение, перед концертом необходимо провести, по сути, огромное исследование. В идеале следует изучить эпоху, события в жизни композитора в момент создания музыки, прочитать его комментарии, если они есть, знать форму произведения и почему выбрана именно такая тональность. Конечно, такую работу провести самостоятельно нереально. Поэтому многим людям нужен проводник, который расскажет всё, что скрыто между строк в классических музыкальных произведения», - добавляет Анна.


Так девушкам пришла мысль, что исполнение классических произведений на концертах нужно совмещать с рассказами о них. То есть проводить концерты в формате «музыкального ликбеза».

Тестирование идеи

В 2016 году девушки решили протестировать новый формат на своих друзьях и провести музыкальную встречу в формате квартирника. Дома у Инны собралось около 15 человек. За бокалом вина они обсуждали и слушали Скрябина, Вагнера, Шопена.

После этой встречи девушки собрали отзывы и мнения своих друзей. Эта обратная связь помогла им понять, какой длительности должна быть лекция-концерт, выявить оптимальное соотношение текста и музыки, при котором программа легко воспринималась.

Ликбез Team

«Нам было очень интересно, что наши друзья запомнили из этого вечера. Аня рассказывала про революционные идеи Шопена, концепции опер Вагнера… А первое, что все вспоминали – это то, что Скрябин сошёл с ума и умер от прыщика, который сковырнул. Люди запоминают истории и через них воспринимают музыку. Например, зная, что слушают по сути сумасшедшего композитора, они перестают воспринимать его музыку как слишком сложную. Вместо этого они пытаются представить, как мыслил композитор и чем был одержим», - рассказывает Инна Смирнова.

«Квартирник прошёл просто на ура, всем очень понравилось. Хоть все сидели друг у друга «на головах», получилось очень тепло и классно. И мы поняли, что действительно попали в точку. Идея оказалась нужной и востребованной», - добавляет Анна Паклина.

Первый концерт

После квартирника подруги стали планировать первый концерт для широкой аудитории. Они хотели, чтобы разговор о музыке остался таким же неформальным и лёгким. Для этого был нужен небольшой зал с роялем, но без сцены.

«Нам было важно убрать этот барьер между музыкантами и залом, чтобы люди не боялись задавать вопросы. Мы определили, что нам нужен камерный зал человек на 50-100, который позволит поддерживать контакт с каждым», - говорит Анна.

Ликбез

Нужную площадку нашли довольно быстро. Запустили анонс в соцсетях. «Продажи пошли не сразу. Это заставило нас поволноваться, но ближе к дате концерта зрители настолько активизировались, что регистрацию пришлось остановить за два дня до мероприятия», - вспоминает Инна Смирнова. Уже потом девушки узнали, что это типичная ситуация: большинство людей покупают билеты непосредственно перед концертом.

В результате зал на 70 человек был переполнен. Из собравшейся публики около 20 человек были друзьями Инны и Анны. Остальные пришли благодаря рекламе и сарафанному радио. Затраты на организацию концерта составили около 30 тысяч рублей. Их окупила выручка от продажи билетов.

Темой первого концерта была «Музыка сверхгениев», речь шла о творчестве Баха, Бетховена, Вагнера. Для исполнения нужного репертуара организаторы пригласили трёх музыкантов. Анна рассказывала о музыке и сама исполняла некоторые произведения.

Ликбез

«Всё прошло в целом успешно, хотя я жутко нервничала. Играть, и при этом ещё что-то рассказывать для меня было очень сложно. Мозг не успевал переключаться между речью и роялем. Но зрителям понравилось, и уже через месяц мы сделали концерт на другую тему», - вспоминает Анна Паклина.

«С самого начала проекта, который мы назвали арт-ведомство «Ликбез», мы договорились, что у нас не будет компромиссов относительно уровня музыкантов. Все они лауреаты множества конкурсов, кто-то из них играет в ведущих оркестрах, например, несколько человек постоянно гастролируют в составе оркестра Теодора Курентзиса», - комментирует Инна Смирнова.

Подготовка программы

Задумывая проект «Ликбез», его основательницы планировали подбирать новую площадку под каждое мероприятие, чтобы она «отражала» его тему. Например, для концерта про запрещённую в СССР классическую музыку они нашли полуподвальное помещение с обшарпанными стенами и роялем. Но в результате концепция «отдельный зал под каждую тему» оказалась слишком сложной.

Сейчас у проекта две постоянные площадки. Частная галерея, которая находится прямо под храмом Христа Спасителя, и Дом Пашкова - в октябре этого года Анна и Инна заключили партнёрский договор с Государственной библиотекой имени Ленина, которой принадлежит этот зал.

«В библиотеке есть гигантский архив, где собраны редчайшие нотные издания со всего мира. Когда мы это увидели, были просто поражены. За многими нотами стоят потрясающие истории. Концерты мы будем организовывать сами, а библиотека подготовит мини-выставку нот по тематике мероприятия и расскажет о них», - говорит Анна.

Ликбез Team

Готовя каждую новую программу, Анна и Инна сначала определяют тему концерта. При этом они исходят из того, что, по их мнению, может быть интересно зрителю.

По выбранной теме Анна собирает интересные факты, после чего девушки вместе думают над их подачей. Они находят отрывки релевантных фильмов, фотографии или живопись по теме, делают слайды. Для одного концерта они вместе с видеохудожником создали видеоряд по произведениям Шостаковича и Шнитке.

Затем Анна подбирает репертуар для концерта и состав музыкантов. Музыка на лекциях-концертах всегда только живая. «Мы принципиально не используем фонограммы. Этим мы отличаемся от лекций, которых сейчас немало. Ни одна запись не передаст оттенков и энергетики музыки. Также на фрагментах произведения мы часто показываем какую-то идею, по сути, раскладывая музыку на части. В записи этого сделать невозможно», - считает Анна.

Ликбез

Каждая лекция - выверенный, тщательно продуманный сценический акт. В нём почти нет места импровизации: расписана каждая минута и просчитана реакция зрителей в каждом конкретном моменте.

«Ключевой показатель, что концерт прошёл успешно – когда люди говорят: «Я теперь столько всего хочу послушать!» Раньше они ходили на концерты, исполняя «культурный долг», а теперь впервые почувствовали настоящее наслаждение от музыки. И когда мы получаем отзыв «Я слушал музыку и не мог остановиться» – это то, ради чего мы всё это делаем», - признаётся Инна Смирнова.

Аудитория – развивающаяся и подготовленная

Концерты проекта «Ликбез» посещает два типа зрителей: молодёжь и люди старше 45 лет. Более взрослую аудиторию нередко можно видеть в консерватории. Девушки 25-35 лет, приходящие на лекции-концерты, интересуются культурной жизнью и саморазвитием, не пропускают громкие выставки. Они не относятся к поклонникам классической музыки, но им важно узнавать что-то новое.

По словам Инны, в свою аудиторию они «попали» не сразу. Сначала они рассчитывали на «новичков», далёких от мира классической музыки. Но оказалось, что их довольно сложно убедить с помощью рекламы в том, что классика может быть понятной для всех. Эти люди всё равно представляют классику как нечто консервативное и сложное.

Ликбез

Основным инструментом продвижения являются соцсети. Их используют как для платного продвижения, так и для пиара. По словам Инны, рекомендации и бесплатный пиар приводят больше клиентов, чем реклама за деньги. Сейчас «Ликбез» выстраивает отношения с блогерами, которые пишут про искусство и имеют довольно большой охват аудитории.

Экономика проекта

Мероприятия «Ликбеза» проходят один-два раза в месяц. Каждое из них посещают в среднем 50-70 человек. Основательницы проекта стремятся увеличить этот показатель до 100 человек. Посещаемость зависит в первую очередь от того, насколько интересна публике выбранная тема. Остальные факторы – такие, как погода или сезонность, по мнению основательниц проекта, не имеют особого значения.

«Есть стереотипы, связанные с погодой, и они всегда против нас: «в хорошую все гуляют, в плохую дома сидят». Лето считается низким сезоном, но даже летом, когда якобы «все уехали», на хороший концерт будет полный зал. Также считается, что Новый год – мёртвый сезон. Но ведь мероприятий в это время проводится много! Здесь важно подобрать тему и формат, сообразную ситуации», - уверена Анна Паклина.

Стоимость билета на концерты «Ликбеза» - от 1000 до 1500 рублей. Цена зависит от площадки, а также от времени покупки: ближе к дню проведения мероприятия она повышается. Это помогает подтолкнуть зрителей к заблаговременной покупке билетов. Школьникам, студентам и пенсионерам предоставляются скидки.

Ликбез

Основные статьи расхода проекта – аренда зала и продвижение. Стоимость аренды зависит от условий каждой площадки. Это может быть процент от продаж или фиксированная оплата. На рекламу, дизайн и сопровождение концертов тратится примерно треть всех доходов. Пиаром и дизайном занимаются нанятые сотрудники. От 10 до 25% выручки уходит на гонорары музыкантам. Их количество может варьироваться от двух до пяти человек, в зависимости от темы концерта».

«Ликбез» - не основной наш источник дохода. Мы довольно быстро поняли, что на классической музыке зарабатывать очень сложно. Но изначально эта цель не была главной. Сейчас мы уже видим, как заработать на своём проекте, это в принципе можно сделать, хоть зона роста и ограничена», - замечает Инна.

Что дальше

Сейчас «Ликбез» осваивает новую аудиторию – детскую. В октябре прошёл первый концерт, где детям позволили побыть в роли дирижёра. Музыканты играли с такой скоростью, с какой ребёнок махал палочкой. По словам Анны, у детей и родителей это вызвало настоящий восторг. В итоге концерт не могли остановить – под конец «дирижировать» хотели все. В планах Анны и Инны – сделать такие концерты регулярными в виде курса по какой-либо теме.

Одна из ключевых проблем развития проекта – сложности с масштабированием. Решить её можно двумя способами. Первый - найти новых ведущих, которые смогли бы рассказывать о музыке так же интересно и зажигательно, как это делает Анна. И в этом случае увеличить количество концертов по каждой теме. Но это крайне сложная задача, и делегировать проведение концертов на данный момент просто некому.

Второй вариант – развитие онлайн-направления. И это уже есть в планах. Скорее всего, обучение будет проходить в формате лекций и вебинаров на тему «Как слушать классическую музыку». Окончательный формат и цена курсов пока в разработке.

В материале использованы фотографии Юлии Невской. 

Ликбез Team


Читайте также:

Музыка на крышах: уютный бизнес для романтиков.
Праздник с огоньком: как заработать на зрелищных световых шоу.
Опера на крыше: как заработать на искусстве в нестандартном формате.

11 ноября 2019

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов