Место, в котором создаётся и развивается бизнес, сильно влияет на дальнейшее развитие компании. Предприниматель должен учитывать помимо покупательной способности множество других нюансов: логистические возможности, наличие подходящих помещений, интерес инвесторов, конкуренцию и т.д. О том, в каких случаях выгоднее открыть проект в регионе, а в каких – покорять столицу, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Валерий Солопов, основатель инвестиционной компании Bizmarket.
Валерий Солопов – серийный предприниматель, основатель инвестиционной компании Bizmarket. Опыт в предпринимательстве – свыше 11 лет. За эти годы Валерий построил несколько успешных бизнесов в разных нишах: производство сувенирной продукции, выпуск пластиковых браслетов для заведений и мероприятий, строительство, бизнес-акселератор и т.д.
Может звучать очевидно, но далеко не все предприниматели принимают в расчёт тот факт, что в регионах покупательная способность ниже. В первую очередь, это связано с объёмом населения и средними доходами. Если говорить о тех нишах, которыми я занимался, то в регионах эти показатели были на 60-70% ниже, чем в Москве.
Более того, жители населённых пунктов за МКАДом чаще покупают товары или услуги эконом-класса. А в столице, наоборот, большая часть населения предпочитает продукты среднего ценового сегмента.
В регионах предприниматели обычно опираются на поддержку со стороны государства, так как найти финансирование от частных лиц достаточно проблематично. Многие инвесторы просто отказываются поддерживать региональные проекты и убеждены, что выручка будет небольшой. Поэтому предприниматели прибегают к субсидиям, грантам и кредитным займам.
Компаниям гораздо сложнее выживать в регионах. Если говорить о том, что бизнес имеет циклы от зарождения, роста и пика до спада, то последний этап компании в небольших городах проживают в разы сложнее. Несмотря на снижение экономических показателей, в Москве многие товары и услуги всё равно находят своих покупателей только из-за многочисленного населения. Именно поэтому устойчивость бизнеса в Москве гораздо выше, чем в регионе.
Например, в 2020 году мы столкнулись с прекращением сделок по продаже готовых бизнесов в регионе. В то время коллеги в Москве делились совершенно другими результатами, где ежемесячно было в среднем две-три сделки. Даже в период экономического роста и развития в городе-миллионнике найдётся максимум десять хороших и перспективных бизнесов на продажу.
Основное из них – возможность более бюджетного запуска проекта. Даже аренда офиса в городах будет значительно отличаться. Например, для нашей компании по остеклению стоимость офиса в регионе составляла примерно 9 тысяч рублей. В Москве такие цены встретить невозможно. Та же ситуация и со складскими помещениями, которые в других регионах гораздо дешевле. Поэтому запуск бизнеса в регионе будет отличным вариантом для начинающих предпринимателей с небольшими бюджетами.
Бюджетным будет и найм сотрудников. Конечно, в регионах прослеживается тенденция переезда лучших специалистов в Москву, так как заработная плата в столице более конкурентоспособна. Но во многих случаях даже бизнесам со столичной пропиской выгоднее найти специалиста из другого города на небольшую задачу и платить ему меньше за аналогичные услуги и опыт.
В регионах можно стать первопроходцем во многих сферах. Это и перспективно, и сложно одновременно. Например, когда я занимался продажей готовых бизнесов, в Воронеже работало всего два центра по флоатингу, а в Москве это считалось распространённой и востребованной услугой. Основатели одной из студий в Воронеже захотели продать свой бизнес и обратились к нам. Мы обработали 50 заявок, среди которых только один потенциальный покупатель понимал, что конкретно подразумевает флоатинг.
Именно поэтому предпринимателю, открывающему незнакомый для региона бизнес, придётся «обучать» жителей и рассказывать о своём деле. Но зато он сможет первым предложить интересную услугу и собрать все «сливки».
Хотите определиться, где лучше начинать бизнес? Обозначьте конкретную цель. Если в ближайшем будущем вы планируете получать стабильную прибыль от одного миллиона рублей, то эффективнее стартовать в Москве. Но будьте готовы вложить гораздо большую сумму, ведь в столице дороже всё: от логистики до аренды помещений. Хотите запуститься с минимальными рисками и небольшим опытом? Рассмотрите бизнес в регионах.
Стоит помнить, что в Москве вы столкнётесь с высочайшим уровнем конкуренции. Так как в мегаполисе практически не существует ниш, где отсутствует соперничество. А качество и профессионализм игроков там гораздо выше, чем в регионе. Поэтому компании в Москве борются за клиента, развивая клиентоориентированность и скорость. Именно эти качества позволят конкурировать с крупными игроками.
Предпринимателю с опытом в регионе, прошедшему все циклы бизнеса от зарождения до спада, будет гораздо проще реализоваться в Москве. Как минимум в столице у него появится больше возможностей для поиска нужных бизнес-контактов. Это позволяет развиваться вверх и вширь во всех вариантах бизнеса.
В наше время предприниматели могут активно развивать бизнес как в Москве, так и в регионе. Каждая из локаций имеет свои преимущества и определяет дальнейший вектор развития. А какой именно город выбрать – решение, которое требует анализа исходных параметров и определения целей вашей будущей компании.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».