Что написано пером: как устроена и на чём зарабатывает студия каллиграфии

Прочтёте за 6 мин.

«Я люблю каллиграфию - и готова заниматься ею круглые сутки»

IT-инструменты, которые использует Варвара Пантелеева

  • Битрикс24
  • Zoom
  • YouTube
  • Instagram

Варвара Пантелеева по образованию – инженер медицинской техники, но, проработав по специальности год, поняла, что это «не её». Девушка пробовала себя в фуд-фотографии, в свадебном декоре, но в какой-то момент главным делом её жизни стала каллиграфия: Варвара не только занималась ей в качестве хобби, но ей удалось превратить любимое занятие в бизнес – она открыла собственную студию Nikolietta, клиентами которой стали многие известные бренды. О том, как устроена и на чём зарабатывает студия каллиграфии, Варвара Пантелеева рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Варвара Пантелеева, предприниматель из Москвы, основатель студии каллиграфии  Nikolietta. Окончила МГТУ им. Баумана по специальности «инженер медицинской техники». Проработав по специальности год, Варвара поняла, что это «не её», и в 2014 году открыла студию каллиграфии.

Варвара Пантелеева

Как всё начиналось

«Каждый день я просыпалась утром и спрашивала себя, чем хочу заниматься. Жить так намного сложнее, чем, когда ты понимаешь свои цели и предназначение», - говорит Варвара Пантелеева о том непростом периоде, когда она искала себя.

Шёл 2014 год. За плечами у девушки был переезд из Якутска в Москву, образование, полученное в МГТУ им. Баумана, и год работы по специальности – инженером медицинской техники. Варвара окончила университет с мыслью, что она инженер. Но на практике оказалось, что эта работа ей не нравится.

Во время отпуска в Гонконге в одной из лавочек Варвара увидела книгу, которая называлась Nikolietta. На её обложке была изображена маленькая азиатская девочка-путешественница в короткой юбке, за плечами у неё висел небольшой рюкзачок. Этот образ так понравился девушке, что она сшила себе похожую юбку и купила такой же рюкзак.

Когда Варвара вернулась в Москву, то изменила название своего аккаунта в Instagram на Nikolietta. Тогда она пробовала себя в качестве food-фотографа. Потом девушку привлекла сфера свадебного декора, и благодаря ей она узнала о каллиграфии.

Варвара Пантелеева

В свадебном декоре нужно многое подписывать – приглашения, карточки рассадки гостей и т.д. Варвара обратила внимание на то, как необычно, стильно и дорого выглядит на этих вещах каллиграфия.

Интересно, что плакатные перья девушка впервые увидела ещё в родном Якутске, у своей мамы, которая работала учителем рисования и черчения. Сама же Варвара в детстве серьёзно творчеством не увлекалась, рисовала, как и большинство детей, для души.

Однажды для заказа на декорирование кафе она купила перья – плакатное и остроконечное. Этот момент и стал судьбоносным – девушка влюбилась в письмо остроконечным пером и начала учиться работать с ним профессионально.

Специализированных курсов по этой теме она не нашла, училась через разрозненные видеоуроки, профильные аккаунты в Instagram и по книгам, большинство которых были на иностранных языках.

Nikolette

«Каллиграфией в мире увлекается не так много людей, как, например, рисованием - рассказывает Варвара. – Это редкий вид искусства. Тем не менее, в нём есть большие профессионалы, чьё творчество меня вдохновляет».

Уже спустя год после открытия студии каллиграфии Nikolietta Варвара придумала философию её названия – это «та самая» девочка с рюкзачком, которая пробует многое и развивается в разных направлениях, чтобы найти себя. И, в конечном итоге, находит.

Сакральный процесс

Около трёх лет потребовалось на то, чтобы каллиграфия начала приносить прибыль. До этого Варвара работала чаще всего в ноль.

«Немногие способны выдержать такой долгий срок становления своего дела, нередко в подобных случаях наступает выгорание, - говорит девушка. – Мне повезло в том смысле, что я могла позволить себе всё это время жить без дохода, его обеспечивал супруг. И, конечно же, я очень люблю каллиграфию. Настолько, что готова заниматься ею бесплатно хоть круглые сутки».

Супруг Варвары – Виктор Пантелеева - работает программистом, но серьёзно увлекается фотографией и видеосъёмкой. Сейчас он в проекте Nikoletta полностью отвечает за визуал. Муж помогает Варваре развивать её аккаунт в Instagram, который и стал основной площадкой для привлечения клиентов.

Nikolette Team

Сначала материалы снимали на iPhone, но со временем вложились в профессиональную фото- и видеотехнику. «Это нужно для того, чтобы получить необходимую глубину кадра, передать красоту фактур, - объясняет Варвара. – Мы показываем каллиграфию как сакральный процесс. Многие люди видят результат, он их восхищает, но не понимают, как эта красота создаётся».

Супруги выбрали нестандартную стратегию продвижения – в своём инста-аккаунте они не предлагают купить какие бы то ни было услуги. Главный посыл был и остаётся таким - «Посмотрите, как это красиво! И найдите в этом своё вдохновение». Со временем подписчики сами начали делать заказы на каллиграфию для своих личных или профессиональных проектов, а некоторые просили научить их этому искусству.

Варвара рассказала, что клиенты появились почти сразу - когда она ещё только-только научилась держать перо. Потом подключилось и сарафанное радио - первые заказчики начали рассказывать о Nikolietta своим друзьям и знакомым.

Nikolette

Непростой задачей в развитии студии каллиграфии стало ценообразование. Первое время Варвара не умела рассчитывать цену, называла стоимость интуитивно, делая скидку на то, что она ещё учится. По этой причине цена чаще всего оказывалась заниженной, и проекты не приносили прибыли.

Постепенно девушка научилась просчитывать свои трудозатраты. «Чтобы обучиться каллиграфии, нужно потратить очень много времени и «исписать» огромное количество бумаги. Навык вырабатывается через многократное повторение, - рассказывает Варвара. – В моём случае всё осложнялось еще и тем, что системных обучающих курсов не было. Я потратила минимум два года, чтобы выйти на профессиональный уровень. Поэтому сейчас, даже если я исполняю какой-то заказ быстро, в стоимости учитываю тот факт, что до этого я очень долго училась. И то, что я могу сделать быстро, другие не смогут сделать вообще. В этом уникальность моего продукта».

Каллиграфия на листьях

На каллиграфию есть частные и корпоративные заказы. Её используют как элемент оформления свадеб и других мероприятий, заказывают подпись различных карточек и создание фирменных логотипов.

Бывают и нестандартные проекты. На одной из свадеб вместо посадочных карточек использовали листья магнолии - Варвара писала на них имена гостей.


Одна клиентка Nikolietta подарила своему супругу на годовщину свадьбы путешествие в Новую Зеландию, а к нему приложила карту страны в формате А2, написанную вручную в технике каллиграфии. Семейная пара оформила эту карту в раму и повесила на стену.

Варвара говорит, что сейчас подобные проекты ей исполнять интереснее всего, они дарят вдохновение, потому что в них есть идея, творчество и душа.  

Варвара Пантелеева

Востребована каллиграфия и у люксовых брендов – Burberry, Fendi, Van Cleef & Arpels и других. Они заказывают подпись открыток к праздникам для VIP-клиентов, оформление витрин и стендов для различных мероприятий.

А также иногда приглашают на свои презентации одного или нескольких каллиграфов, которые делают подписи прямо на месте. Это привлекает внимание и повышает статус события, ведь каллиграфия – элитарное, редкое искусство. Например, Garnier очень понравилась идея с каллиграфией на растениях, и они пригласили Варвару на своё мероприятие, где она подписывала листья для гостей.

Варвара Пантелеева

Студия Nikoletta сотрудничает с Музеем мировой каллиграфии в Москве. Недавно Варвара написала для него «Хартию членов Ассоциации частных музеев России». А ещё создала с помощью каллиграфии портрет Пушкина, который сейчас хранится в музее.

Больше каллиграфов – хороших и разных

Ещё одно направление работы студии – обучение каллиграфии. Первый очный мастер-класс Варвара Пантелеева провела пять лет назад по просьбе своей знакомой, которая занимается организацией свадеб. Спустя год девушка создала первый дистанционный курс по стилю Copperplate (старинный английский каллиграфический стиль). Сейчас в её школе в течение года обучается около 200 человек со всего мира.

«Мои курсы пользуются спросом, потому что в них мощная проработка материала, он систематизирован и подан качественно, - рассказывает Варвара. – Сейчас в интернете можно найти много бесплатной информации о каллиграфии, но в ней сложно разобраться самостоятельно. Мы же за два месяца даем человеку основы письма, а дальше ему намного проще развиваться и совершенствовать свой навык».

Школа позволила Варваре сформировать целое сообщество каллиграфов. Лучших выпускников она берёт к себе на работу и привлекает в различные проекты. «Если заказчик сегодня вечером попросит меня найти к завтрашнему дню десять каллиграфов на мероприятие, я легко это сделаю», - говорит Варвара.

Nikolette

Для учеников студии уже несколько лет работает интернет-магазин, где они могут приобрести всё необходимое для занятий каллиграфией. Большинство материалов и инструментов производится не в России (кроме туши «Гамма»), Варвара заказывает их в основном из США.

А держатели для перьев специально для Nikolietta делает токарная мастерская в Москве. «Прямой держатель можно купить, где угодно, - рассказывает Варвара, - мы же разработали косой. Он напоминает те держатели, которыми пользовались каллиграфы сто лет назад. Оказалось, что они более функциональные и удобные, чем современные». Форму держателя и дерево, из которого он изготавливается, Варвара подбирала вместе с токарем. Сейчас производство этого инструмента поставлено на поток.

Под брендом Nikolietta

Три года назад Варвара Пантелеева узнала, что ждёт ребенка, и поняла, что в работе студии нужно что-то менять – одна она не справится со всем потоком задач, ей нужны сотрудники. Девушка составила список всех своих дел, и поняла, что часть из них сможет делегировать.

Сейчас её дочке Еве два года, и забота о ней занимает значительную часть времени. А в школе и интернет-магазине всеми организационными вопросами занимаются сотрудники – по одному менеджеру на каждый проект.

Также в Nikolietta на постоянной основе работают два каллиграфа. Ситуативно для больших проектов Варвара привлекает людей дополнительно – все они выпускники её школы.

Варвара Пантелеева

«Было сложно собрать команду, потому что наша работа необычная, люди должны искренне любить каллиграфию, чтобы работать в студии - говорит девушка. – Я осознала, насколько нелегко быть руководителем, правильно строить отношения с сотрудниками. Не обошлось без ошибок. И мне бы хотелось подольше работать с теми, кто в моей команде сейчас».

В первое время, когда Варвара привлекала других каллиграфов в проекты, возникали трения в связи с авторским правом. В итоге девушка начала обговаривать заранее, что все работы привлеченных в её проекты специалистов делаются под брендом Nikoletta.

«Такой подход нравился не всем, - рассказывает Варвара Пантелеева. – Но у моей студии уже есть связи, бренд, поэтому есть и поток заказов. Начинающему каллиграфу находить клиентов намного сложнее, нужно развиваться с нуля. Мы даём возможность не просто заниматься любимым делом, но и зарабатывать с его помощью. Кроме того, для своих проектов я выбираю лучших учеников – то есть это ещё и своего рода профессиональное признание».


Сейчас стоимость минимального заказа в студии начинается от 3 тысяч рублей, если его выполняют сотрудницы Nikolietta, и от 5 тысяч рублей, если сама Варвара. Подпись карточки или приглашения стоит около 100 рублей и зависит от количества (чем больше заказ, тем дешевле), разработка логотипа – 15-18 тысяч рублей. Стоимость курса обучения в студии составляет 10-12 тысяч рублей. Школа и заказы на каллиграфию приносят студии Nikolietta примерно одинаковый доход.

Что дальше

Сейчас Варваре интересно профессиональное развитие в творческих проектах – в частности, создание картин с помощью каллиграфии. Она совершенствует этот навык сама и обучает своих учеников. «Через картины можно рассказывать истории и как художник общаться с аудиторией, меня это захватывает. Я бы хотела создать настолько уникальную работу, чтобы её невозможно было скопировать», - говорит девушка.

Ещё Варвара разрабатывает собственную пропись для обучения каллиграфии под названием «100 дней каллиграфии». В ней много работы с вёрсткой и программой обучения, всем этим девушка занимается сама.

В пропись будут вставлены QR-коды на обучающие видео от Nikolietta, где объясняются наиболее сложные моменты. Пропись станет отдельным продуктом для обучения каллиграфии наравне с дистанционным курсом. В планах также развитие youtube-канала о каллиграфии.

«Я не считаю себя суперуспешной, но чувствую себя сейчас максимально комфортно, - говорит Варвара. – Всё, что я делаю, приносит мне удовольствие. И я верю в то, что не нужно ставить заработок на первое место. Необходимо найти дело по душе, тогда ты будешь полезен миру».

Варвара Пантелеева

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал,  страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

24 ноября 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов