Еда и велосипеды: как устроено и на чём зарабатывает первое велокафе в России

Прочтёте за 9 мин.

«Наиболее успешная бизнес-модель - та, где есть большая оборачиваемость и низкий чек при хорошем качестве»

IT-инструменты, которые использует Виктор Цисельский

  • PosterPos
  • Мой склад
  • TripAdvisor

Виктор Цисельский сделал то, о чем мечтают многие – открыл своё «авторское» кафе в Санкт-Петербурге. Заведение без преувеличения уникальное – здесь под одной крышей с кафе находятся веломастерская и велопрокат. Причём, кассу заведению делают не только фанаты велопрогулок, но и любители оперы и балета – велокафе находится рядом со знаменитым Мариинским театром. О том, как работает первое в стране велокафе, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «1818» Виктор Цисельский.

Досье

Виктор Цисельский, 33 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, совладелец и директор компании  «1818. Кафе и велосипеды». Родился и вырос в Таганроге, после службы в армии переехал в Ростов-на-Дону. До запуска собственного бизнеса работал в сфере продаж. Велопространство «1818» расположено в Петербурге на улице Декабристов, 31 - возле Мариинского театра. Под одной крышей с велокафе находятся мастерская, прокат, продажа велоаксессуаров; проводятся велоэкскурсии и велолекции.

Виктор Цисельский

Первый бизнес

Первые деньги я заработал на стройке - сначала как подсобный рабочий, а потом уже в качестве каменщика. Работа эта меня не смущала, спасибо родителям – лишними деньгами они никогда не баловали, а предлагали заработать самостоятельно. Так что в 16 лет я уже мог себе позволить купить ВАЗ-«копейку», хотя и прав на тот момент ещё не получил. Да, были времена, когда можно было ездить без прав. 

Родители занимались предпринимательской деятельностью: торговали одеждой. Так что я понимал специфику и экономику малого бизнеса.

В какой-то момент мне захотелось сменить круг общения – я перешёл в продажи. Работал в различных компаниях: продавал унитазы, крыши, автозапчасти и запчасти для сотовых телефонов. 

В 2013 году, отдыхая в Сочи, мы с друзьями захотели арендовать велосипеды для прогулки по городу. Нашли в интернете всего одно предложение. Парень привёз на площадь у морвокзала велосипеды, мы заплатили и договорились их отдать вечером на этом же месте. Парень развернулся и ушёл. Все это меня крайне удивило - и простота сервиса и отсутствие предложений на рынке. После возвращения в Ростов я начал изучать рынок велоаренды. Тут выяснилось, что один из моих знакомых - Иван Бровко - уже занимается прокатным бизнесом в Таганроге, открыв точку на 15 велосипедов. Он-то и посвятил меня в нюансы: сколько денег нужно вложить, какие там бизнес-процессы. Сомнений не было, риски небольшие: если не пойдёт, можно просто продать велосипеды и вернуть средства. 

Я взял кредит, нашёл помещение в центре Ростова, купил 10 велосипедов, ремонтное оборудование и открыл пункт велопроката «Ситибайк». На всё понадобилась неделя. За три года «Ситибайк» вырос до пяти пунктов проката с велопарком в 100 велосипедов. Годовой оборот составлял около 1,5 млн. рублей, при этом работали мы 7-8 месяцев в году, а остальное время отдыхали в Азии.

Виктор Цисельский 

Мы открывались на пике тренда: в 2012 году пошёл спрос на ЗОЖ и активный отдых, но у людей ещё не было своих велосипедов. Рынок рвало от спроса. Через три года я понял, что рынок велопроката насытился, и с ростом конкуренции стал сжиматься. Кроме того, хотелось обойти сезонность, диверсифицировать денежные потоки и работать круглый год. Тогда и появилась идея объединить кафе и велопрокат. 

В 2015 году, решив переехать в Санкт-Петербург, я продал бизнес Дмитрию Гусеву - своему основному конкуренту, владельцу «Проката в Ростове». А на вырученные деньги решил открыть бизнес в Питере.

Что это за место

«1818» - это гибридное пространство, необычное для российского рынка. Название отсылает к году регистрации патента на первый прототип современного велосипеда. Здесь под одной крышей можно подкрепиться стрит-фудом со всего мира, отремонтировать свой велосипед, взять велосипед напрокат, прихватив с собой еду для велопикника. В наше кафе можно зайти со своим велосипедом.  

На момент открытия - в 2016 году, - мы были первыми с таким форматом в России. И сейчас я не уверен, что в стране есть что-то подобное – мне, по крайней мере, не встречалось.

1818 

Меню кафе объединяет паназиатскую, итальянскую, восточную и израильскую кухни. В баре варим кофе, готовим домашние лимонады, разливаем пиво и вино по бокалам.

Сочетание кафе и велопроката – не наше изобретение, такие заведения есть в Европе. Можно прямо на велосипеде заехать в заведение или воспользоваться уличной стоянкой. Там есть столики перед фасадом, за которыми можно сидеть, не слезая с велосипеда.

Почему не просто прокат

Заниматься «чистым» прокатом мне было неинтересно. Во-первых, в северных городах - таких, как Петербург - доходность велоаренды сильно зависит от погодных условий. Работать здесь можно лишь четыре месяца в году. Наиболее рентабельны в этом смысле регионы с теплым климатом - Ростовская область, Краснодарский край. Конечно, можно переформатировать бизнес на прокат зимних видов транспорта. Но это дополнительные инвестиции — в лыжи, сноуборды, экипировку. 

Во-вторых, конкуренция ужесточилась с приходом глобальных игроков в сфере проката: появились велостанции, мобильные приложения. Рынок наполнился и уже не настолько привлекателен для инвесторов. Особенно, если прокат локальный, а не общегородской – он нужен только жителям данного района. 

Основная аудитория городского велопроката - студенты после учёбы, туристы и обычные жители на выходных. Но надо понимать, что иностранный турист привык к хорошим условиям: инфраструктура, велодорожки, культура движения. Взять Петербург: здесь есть что смотреть туристам, но непонятно, как передвигаться на велосипеде. По тротуарам нельзя, по дорогам страшно. 

Виктор Цисельский

Изменить ситуацию сложно в связи с исторической планировкой. Зачем туристу платить деньги за велосипед и переживать за свою безопасность? Поэтому в Петербурге я и не делал акцент на прокате. Полагаю, на одних велоуслугах здесь можно быть в прибыли, только если рядом парк. 

И всё же я попробовал - запустил прокат с мастерской на Большой Конюшенной, 9. Позже открыл пункт проката на канале Грибоедова. Поток туристов - огромный, спрос - небольшой. Это были маленькие точки, 20-25 «квадратов». Мы их все закрыли и переместили оборудование в кафе. 

Первая идея – хостелы, вторая – велокафе

На самом деле сначала я хотел открыть велохостел. В городе уже есть сеть хостелов Bed&Bike, я предложил свои инвестиции в открытие новой точки. Но у них уже было достаточно партнёров. Тогда я стал сам изучать рынок хостелов, провёл десять встреч с возможными партнёрами, изучил экономику, и понял, что ниша уже занята. Здесь также сильна сезонность, сезон длится с мая по сентябрь. Рынок большой, предложений в центре много. Экономика хостелов по году – «около ноля». Сомнительные перспективы для стартапа. 

Тогда я обратил внимание на неизвестный мне рынок общественного питания. Не имея опыта в общепите, я познакомился с Денисом Коровиным и его стартап-агентством FunkyFood. Они занимались открытием ресторанов и кафе «под ключ» - искали инвесторов и делали проекты. Вместе мы сформировали окончательную концепцию проекта «1818» и начали его реализовывать.

1818 

Зарегистрировали ООО, открыли расчётный счёт, уведомили Роспотребнадзор, приобрели лицензию на алкоголь (65 тысяч рублей в год). Всё, на удивление, быстро и лояльно, без бюрократических проволочек. Конечно, мы соблюли все противопожарные и санитарные требования: вытяжки, сигнализация и пр. С этим нам повезло, потому что помещение раньше арендовал банк - вентиляция и пожарная сигнализация нам достались по наследству. Иначе расходы выросли бы ещё на полмиллиона. 

С FunkyFood мы работали полгода. Вместе утвердили концепцию, кухню, сделали интерьер, ремонт, нашли и обучили персонал, запустили ресторан, рекламу и ещё три месяца сотрудничали в штатном режиме. Однако мы не вышли на показатели, которые были прописаны в договоре – в частности, восемь месяцев были в убытке, хотя должны были выйти на операционный ноль спустя три месяца. В итоге мы расторгли договор с агентством. И всё же, полагаю, это сотрудничество было верным шагом, так как быстро разобраться в сфере общепита я бы сам не смог. 

Почему выросли затраты

На поиски помещения ушло два месяца. Надо сказать, в общепите один из главных критериев успеха - правильное помещение и локация. Задача усложнялась тем, что нужно было учесть возможность проектировки кафе и мастерской с прокатом в одном помещении - так, чтобы одно другому не мешало. В итоге мы арендовали 125 «квадратов» возле Мариинки на улице Декабристов. Это был огромный риск. Уверенности в том, что мы сможем оплачивать такое большое помещение, не было.

По плану мы хотели уложиться в месяц ремонтных работ – настолько были наивны и неопытны. Не уложились. Заехав в начале февраля, первых гостей приняли только 21 апреля. 

Проектировку и дизайн помещения делали самостоятельно, в ремонте тоже принимали активное участие. Деньги у меня закончились, пришлось продавать машину для закупки торгового оборудования, к открытию в кармане оставалось не больше 10 тысяч рублей. 

Не открывайте бизнес на последние деньги. Если решили запускаться, мысленно попрощайтесь с деньгами. Если простились – рискуйте

При этом перерасхода как такового не было. Просто всё время возникали форс-мажорные обстоятельства и неучтённые позиции. Выросла смета по ремонту, из-за того, что решили переносить перегородки и очищать стены до кирпича. Та мебель, что планировали изначально, оказалась неподходящего качества - заказали дороже и лучше. Ну и так далее. 

Не рекомендую начинать бизнес самостоятельно, только на свои деньги, не имея финансовой подушки безопасности. Нам повезло - помогли лояльный арендодатель и поставщики, когда мы уходили в просрочки на 2-3 месяца. И, конечно, команда, которая верила и поддерживала проект.

Александра Сергеева 

В дальнейшем одна из сотрудниц кафе - Александра Сергеева - стала соучредителем «1818». Изначально она работала в FunkyFood, но осталась с нами, а затем купила у меня долю. Мы два равноправных владельца. Александра занимается оперативной деятельностью, работой с поставщиками, маркетингом и частично продуктом. На мне стратегия проекта, финансовые вопросы, работа с персоналом и все велоуслуги. 

Первые проблемы и решения

К открытию о нас уже многие знали, так как новость о появлении первого велокафе в Петербурге СМИ разнесли бесплатно. 

Экономика заставила нас стартовать, не обкатав бизнес-процессы. В итоге, поначалу хромало качество блюд и сервис, появились негативные отзывы. Эти ошибки мы исправляли в течение трёх месяцев. 

Дело не в том, что выходило невкусно. А в том, что одно и то же блюдо получалось по-разному. Разные смены, разные повара, разная подача. Бывало, что рецептура блюда менялась, дополнялась, а посетители требовали вернуть «всё как было». Справиться с этими проблемами помогло обучение поваров и назначение старшего шеф-повара. В течение месяца-двух качество блюд пришло к единому стандарту.

1818 

Также довольно быстро стало очевидно, что велосипедные услуги кафе пользуются меньшим спросом, чем я рассчитывал. В основном, конечно, из-за короткого велосезона и переменчивой погоды в Питере. Для увеличения трафика на велоуслуги нужно тратить куда больше времени и сил, и это не всегда рентабельно. Поэтому мы сделали акцент на кухню. 

Специфика вело-фуд-бизнеса

Ресторан – это сложный механизм, состоящий из множества деталей. Это стандарты обслуживания, сервис, запах, температурный режим, музыка, атмосфера, чистота помещений и санузлов. Если где-то облажаться, то впечатление гостя сформируется именно по этому фактору. А не по тому, насколько вкусно ему было. 

Деталей таких масса. Стоп по кухне - поставщик не доставил какую-то позицию. Неприятный запах в кафе. Раздражающая музыка, слишком громкая или слишком тихая. Грязь в зале. Невежливая встреча или невежливое прощание сотрудника. Всё может испортить впечатление о посещении. О нас могут написать негативный отзыв, плохо отозваться в социальной сети. 

В общепите, как я уже сказал, успех сильно зависит от места. У нас специфическая локация: рядом с центром, но не центр. Посещаемость зависит от трафика, который формируют институт Лесгафта, музыкальное училище и Мариинский театр. Полная посадка в основном на ланчах, а также перед спектаклями Мариинки и после них.

1818 

Основные принципы выбора места для кафе: первая линия, первый этаж, большие окна. Обязательно - яркая светящаяся вывеска на весь фасад. Мы такую повесили только на шестом месяце работы – до этого люди вообще не понимали, что тут происходит: то ли еда, то ли мастерская. 

В центре трафик намного больше, аудитория платежеспособнее, но там и аренда дороже в два-три раза, и конкуренция выше. Не имея опыта в ресторанной сфере, сунувшись в центр, мы получили бы двойные риски. К тому же тут вложены деньги в ремонт и аренду. Если мы надумаем открыться в центре, то при переезде придётся вложить в новый проект минимум 1,5 млн. рублей.

Как устроена экономика

Проект я открывал на свои накопления и средства, вырученные от продажи предыдущего бизнеса. Сторонних инвестиций не привлекал. В общей сложности стартовый бюджет составил около 3 млн. рублей. Для такого проекта сумма небольшая. 

Основная часть (до миллиона рублей) ушла на ремонт, аренду помещения (платёж плюс депозит – уже полмиллиона). Много денег ушло на ремонт, мебель, производственное оборудование и посуду. Около 300 тысяч рублей мы отдали за услуги FunkyFood. 

Свой первый месяц – май - мы закончили с оборотом в 600 тысяч рублей и убытком в 150 тысяч. На восьмом месяце вышли в ноль, оборот был уже около миллиона. Дальше работаем в плюс, исключая незначительные убытки в январе и в августе. Спады связаны со снижением трафика. В августе местные жители уезжают за город или за границу. Институты и Мариинка на каникулах. В городе много туристов, но мы находимся не в туристическом месте - и оказываемся на пути лишь у тех, кто идёт в Новую Голландию. Что касается января, то после нового года платежеспособность людей падает.

1818 

Годовой оборот компании на сегодня - 15 млн. рублей. Он сильно зависит от сезона: в пиковые месяцы, декабре и мае, это может быть полтора миллиона, а в плохие - 700 тысяч. Прибыль, как и в целом в ресторанной сфере - 7-12% от оборота. На сегодня основную выручку приносит именно кафе, велоуслуги дают около 10% дохода. 

Средний чек в кафе - 700 рублей. Ценовая политика довольно демократичная. Наша стратегия: низкая цена - хорошее качество - высокий оборот - незначительная прибыль. При такой политике можно рассчитывать на стабильный спрос потребителя и его увеличение. Сегодня люди очень чувствительны к ценам. 

В общепите foodcoast (себестоимость ингредиентов относительно выручки с продаж) должен составлять не более 30% от реализуемой цены, при этих условиях можно рассчитывать на рентабельность кафе или ресторана. Мы укладываемся.

Основные расходы - аренда помещения, ФОТ, продуктовые закупки и бытовые расходы, реклама. Основные затраты идут на оплату труда и арендные платежи. Если грубо, то 30% - аренда (порядка 200 тысяч в месяц - это рыночная цена за 120 «квадратов»), 30% - ФОТ, 30% продуктовая закупка. Рекламный бюджет составляет 10%. 

1818 Team

В штате компании 10 человек: три повара, три бариста (они же кассиры), официанты и менеджеры велопроката, два уборщика и менеджер, который занимается оперативной деятельностью, следит за заказами, контролирует зал, встречает гостей. На аутсорсе бухгалтерия и SMM. За ремонт велосипедов отвечает механик. У него сезонная занятость, с октября мастерскую закрываем до весны. 

Популярность ремонта и проката примерно одинакова. Но выгоднее, конечно, прокат, потому что половина выручки мастерской уходит на оплату труда механика. Час проката велосипеда - 150 рублей, день - 700 рублей, сутки - 900. Велосипеды есть разные по размеру и классу, городские и спортивные. Раньше их было много, но в связи со спросом мы сократили парк до десяти велосипедов. 

Услуги ремонта делятся на бесплатные - диагностика и подкачка колёс, и платные. Самая востребованная услуга - базовое техническое обслуживание: проверка всех деталей и узлов, исправление «восьмёрок», настройка тормозов, регулировка скоростей. Её цена - около 1500 рублей. Если требуется замена запчастей, стоимость обслуживания увеличивается: средняя цена детали - 800 рублей. 

А что в меню?

На старте мы не формировали меню, учитывая локальный рынок. Изучили, что находится в этом районе. Поняли, что основные наши потоки - это зрители Мариинки и студенты. И в итоге предложили продукт, которого здесь не было. 

За два года меню мы обновляли несколько раз, но концепция кухни не изменилось. Акцент сделан на street-food со всего мира. Еда, с одной стороны, простая, а с другой - интересная. У нас, например, есть израильская паста птитим, голландский капсалон с печёным картофелем, курицей и овощами, классическая итальянская пицца. Сегодня тренд на азиатский уклон: воки, том-ха и том-ям, кокосовый гаспачо с маринованной дыней. Всего в меню около 30 позиций. Кроме того, мы продвигаем еду на вынос, а летом делаем специальные наборы для велопикника: готовые сеты - воки-пасты, домашние лимонады, шаверма.

1818 

Бар и кухня приносят примерно по 50% дохода. Самыми высокомаржинальными блюдами являются пицца, завтраки и домашние десерты. Из напитков - домашние лимонады и кофе, разливное пиво и вино в бокалах. В принципе, всё, что мы делаем сами, обладает хорошей маржинальностью. 

У нас есть доставка еды - пользуемся сервисами «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Количество заказов с доставкой незначительное - до десяти в день. Это примерно 5-10% дохода. Службы доставки берут 35% от стоимости заказа. Целесообразно это, когда кухня не загружена. Обычно еду с доставкой заказывают люди, которые находятся рядом - специально ищут заведение поблизости, чтобы доставка не занимала много времени. 

Партнёры и поставщики

Продукты и алкоголь мы закупаем примерно у 20 поставщиков. Никаких особых конфликтов с ними у нас не было. Но при этом есть лояльные поставщики, а есть - не очень. Удобно работать с первыми - они могут подождать с оплатой, без вопросов заменить испорченный товар, своевременно доставить. Это важно. Даже если цена выше. 

Полуфабрикатов на кухне мы не используем, всё, что называется, из-под ножа. С фермерами не работаем - качество продуктов у них не всегда одинаково, и доставка не всегда удобна. 

У нас много уникальных азиатских продуктов и ингредиентов. Это, например, различные соусы: китайские, японские и т.п. Их поставляет магазин «Красный дракон». Приготовить их самостоятельно просто невозможно - у нас нет таких компонентов.

1818 

В части велопроката тоже было несколько интересных партнёрств. Например, сотрудничали с сетью магазинов «Велодрайв». На старте они инвестировали в наши прокат и мастерскую - запчастями и прокатной техникой. Мы позиционировали их как партнёров проекта, а через год выкупили оборудование. Сотрудничали с Electra: у нас в кафе висят их велосипеды. Делали кросс-мероприятия, розыгрыши, конкурсы. Работаем с сообществом «Велосипедизация», проводим с ними «День на велосипеде». 

Две аудитории

У нас есть две аудитории, потребители разных услуг - еды и велосипедов. В 30% случаев эта аудитория пересекается, то есть клиент - велосипедист и посетитель кафе. Изначально я планировал, что нам удастся выстроить более существенную конверсию: человек пришёл чинить велосипед – заодно и поел, взял кофе с собой; или зашёл поесть – увидел предложение, а на следующий день взял велосипед на прокат. Получилось не совсем так. 

Человека, который приходит за велоуслугами, намного легче конвертировать в посетителя кафе, чем наоборот (конверсия 50-60%). При этом есть большая доля гостей кафе, которым велоуслуги вообще не интересны. В этом сегменте конверсия около 20%. 

При этом велоуслуги приносят всего 10% выручки, да и то лишь с мая по октябрь. Пиковые точки – май и сентябрь. Мыслей отказаться от велосипедной составляющей не было. Мастерская и прокат занимают незначительную площадь – около 25 «квадратов» из 120. Если их убрать - вся концепция пространства рухнет. 

1818

Есть кафе, где велосипеды - элемент интерьера. Мы же проводим веловыезды, лекции, экскурсии, кинопоказы. Эти активности не приносят прибыли, только отбивают затраты. Основные деньги от велосипедных дел нам приносят аренда и ремонт. Но после выплаты налогов и зарплаты остаётся небольшая часть. 

Целевая аудитория кафе - это современные люди от 18 до 40 лет, открытые всему новому и альтернативному. Именно поэтому многие позиции в меню у нас с азиатским уклоном, пиццу мы готовим в романском стиле на тонком хрустящем тесте, предлагаем израильский птитим, голландский капсалон и прочее. В баре хорошая винная и пивная карта, домашние лимонады. Там же мы поставили велошейкер, на котором гости сами себе готовят смузи, крутя педали. 

Реальная аудитория кафе примерно на 50% соответствует целевой. Среди посетителей, мне кажется, не хватает современной молодёжи, которая разбирается в еде, вине. К нам приходят молодые люди, но гурманов среди них немного. Большинство хочет скорее закинуться шавермой и идти дальше. Хотелось бы, чтобы больше посетителей могли оценить нашу маринованную дыню, а не просили, к примеру, всё время пюре с котлетой. 

1818 Team

Приятным открытием стали люди, которые заходят к нам до и после посещения Мариинского театра. Среди них много продвинутых пожилых. Современные бабушки частенько пьют у нас коньяки и компанией идут в театр. 

Туристов, в том числе иностранных, у нас около 15% от общего потока. В этом поле мы столкнулись с ещё большей конкуренцией – турист до нас просто не доходит. Но и в целом я бы не сказал, что эта категория больше платит. Европейцы спрашивают за каждую копейку и почти никогда не оставляют чаевых. Однако туристы ходят компаниями, так что чек выходит выше за счёт количества. Мы рассматриваем туристический поток как дополнительный. 

Как устроено продвижение

У нас неагрессивный маркетинг: СМИ, SMM, таргетинг в Instagram и Facebook. Летом вкладываемся в контекстную рекламу, продвигая велоуслуги. Таргетированную локальную рекламу мы даём по конкретным предложениям. В частности, продвигаем отдельные предложения из меню - для завтраков, обедов. Есть вечерние предложения для посетителей Мариинского театра. 

К офлайн-продвижению можно отнести все наши активности: лекции, выезды, экскурсии. Мы участвуем в фуд-фестивалях, в том числе с нашим велошейкером. 

Виктор Цисельский

Летом проводим велоэкскурсии по городу с разными экскурсоводами. Зимой - лекции из серии «Как я провёл велолето». Например, у нас был спикером Владимир Кетов, который за 20 лет объехал на велосипеде весь мир. Когда он выступал, люди просто не вмещались в кафе. 

Привлекать туристов помогают TripAdvisor и путеводители, которые создаются силами путешественников. Планируем работать с небольшими отелями поблизости, у которых нет своей кухни - предлагать их гостям обеды и завтраки. Нужна реклама в точках соприкосновения, а это Мариинский театр и Новая Голландия. 

Пути развития

Мне кажется, стратегически наш путь верный. Концепция сформирована, нужно наращивать трафик и работать над улучшением сервиса. Новые продукты на кухне, новое меню, новые маркетинговые предложения - например, различные наборы блюд для групп людей, предложения для больших компаний. 

Количество услуг мы не планируем расширять, собираемся работать над качеством и организацией велосипедного сообщества вокруг проекта. Это аудитория, которая близка нам по духу и платежеспособности. Мы останемся верны велосипедной теме, несмотря на разные модные течения. 

Платежеспособность населения снижается – мы почувствовали это во второй половине года. Видим, что наши гости, которые в среднем оставляли 700 рублей за визит, время от времени заходят в столовую со средним чеком 200 рублей. В целом, уменьшается средний чек в сфере общепита. Наиболее успешной сегодня становится бизнес-модель, где есть большая оборачиваемость и низкий чек при хорошем качестве. 

Нарастить оборот, не увеличивая цен, можно за счёт большей проходимости. Потенциал у нас есть - при полной загрузке помещений и персонала мы легко можем вырасти на 30-40%. В кафе сегодня 35 посадочных мест, но их количество можно легко увеличивать. 

1818

Другой путь - увеличивать цены, что мы и сделали в 2018 году, подняв прайс на 10-15%. Это плохо повлияло на посещаемость – с 1 октября цены вернулись к исходным. И ситуация исправилась. 

Рестораны теснят сетевые конкуренты эконом-класса – булочные, столовые, пекарни. Они сознательно демпингуют. И нам приходится подстраиваться, чтобы удержать свою аудиторию. Глупо думать, что люди не выбирают между модным кафе и булочной. Да, основная аудитория другая. Но некоторые позиции пересекаются, например, кофе и десерты. И часть выручки они перетягивают на себя. 

Что дальше

У нас были предложения по масштабированию проекта. Например, потенциальный инвестор предлагал мне открыть второе заведение в городе. Всё уперлось в помещение и проект пока стоит на паузе. Сам я открывать вторую точку не хочу. Я опробовал эту нишу, понимаю, какая здесь рентабельность, экономика. 

Мне интересно стратегическое управление. А ещё - новые проекты, не связанные с ресторанной деятельностью. Поэтому в ближайшее время я собираюсь учиться на капитана парусного судна. Есть задумка — школа парусного спорта в Санкт-Петербурге и организация яхтенных туров за границей. Прилетаем на место, арендуем там яхты – и идём в экспедицию. 

В статье использованы фото со страниц в соцсетях Виктора Цисельского и кафе «1818», с сайта Restorating.ru.

Виктор Цисельский


Читайте также:

Всё удачно складывается: как заработать на городских велосипедах.
Встал на доску - и лети: как заработать на производстве лонгбордов.
Крути педали: как один велопрокат стал платформой для многих бизнес-проектов.

10 января 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов