Если надоело быть учителем: что необходимо учитывать при запуске образовательного бизнеса

Прочтёте за 5 мин.

«Открытие собственного дела – это всегда задачка с несколькими неизвестными, но одновременно и трамплин для взлёта»

IT-инструменты, которые использует Елена Жукова

  • 1С:Бухгалтерия
  • Miro
  • Trello

У многих людей рано или поздно возникает желание уйти из найма и запустить собственное дело. Задумываются об этом и многие учителя и преподаватели, приходя к мысли, что они уже созрели для того, чтобы открыть свой образовательный центр. О том, что следует учитывать при планировании своего образовательного проекта, порталу Biz360.ru рассказала Елена Жукова, генеральный директор сети языковых школ ILS.

Досье

Елена Жукова  сооснователь сети школ английского языка ILSПо образованию – инженер. Много лет изучала английский, увлечена им как хобби. Первую школу открывала в 2003 году для собственных детей. За почти 20 лет маленькая школа выросла в сеть из 21 заведения в пяти городах России. Выпускники школы ILS имеют подтвержденный уровень C1.

Елена Жукова
 
Преимущества открытия языковой школы 

Более высокий и более стабильный уровень дохода. Собственный бизнес, если он эффективный, с течением времени сможет приносить куда больший уровень дохода, чем работа в найме или индивидуальные занятия репетиторством. 

Так, средняя зарплата учителя в Московской области сегодня 120 000 рублей. Средний доход репетитора при полностью загруженном 8-часовом рабочем дне 160 000 рублей (1000 рублей/час х 8 часов х 20 дней в месяц). Для достижения этого результата репетитору нужно иметь хорошую базу клиентов, чтобы полностью заполнять расписание, а также быть уверенным в том, что ученики будут посещать занятия стабильно, не отменяя их. 

При этом, если репетитор ходит по домам, то количество рабочих часов может сокращаться, так как часть времени будет уходить на дорогу. А если арендует помещение, то это требует дополнительных затрат. Налоги репетитор также оплачивает самостоятельно, их следует вычесть из суммы дохода. 

Как правило, сильное влияние на уровень его дохода оказывает сезон. Сезонность есть и у языковых школ, однако организации могут заранее аккумулировать средства, чтобы подготовиться к лету, а также придумать систему скидок и привлечения новых клиентов в этот период. Для репетитора же заниматься этим самостоятельно, без помощи специалистов в области рекламы и маркетинга, крайне трудозатратно. 

Команда всегда зарабатывает больше, чем «одиночка». При правильном подходе к развитию школы и бизнеса уровень прибыли точно будет расти. Начиная с третьего года работы школы, рост дохода будет ежегодным. 

Возможности личностного и профессионального роста. Открытие собственного бизнеса это всегда задачка с несколькими неизвестными, но одновременно и трамплин для взлёта. Разбираясь во всех нюансах организации бизнес-процессов, вы в буквальном смысле будете расти не по дням, а по часам. Появится огромный опыт в абсолютно разных сферах, который впоследствии будет полезен для жизни в целом: 

  • налаживание коммуникаций;

  • ведение документооборота;

  • управление процессами и деятельностью других людей;

  • решение конфликтных ситуаций;

  • стратегическое планирование и реализация поставленных целей. 

Профессионально как педагог вы также будете развиваться активными темпами. В ваши обязанности будет входить: 

  • обзор и отбор учебных пособий;

  • разработка учебных программ/контроль за их разработкой, а также оценка их эффективности;

  • подбор русскоязычных преподавателей, оценка их профессиональных навыков;

  • подбор преподавателей-носителей языка и регулярное общение с ними. 

Свободный график и отсутствие начальника. Тут главное без иллюзий: свободный график не означает отсутствие обязанностей и кучу свободного времени. Зачастую владелец бизнеса загружен куда больше, чем школьный учитель или репетитор в свободном плавании. Как распределять время между различными задачами, действительно будете решать только вы. Но вы же и будете в ответе за все процессы и их реализацию. 

Проблемы с открытием собственной языковой школы

Большие вложения на начальном этапе и длительная окупаемость. Согласно нашим расчётам, первоначальные инвестиции в языковую школу, открываемую по франшизе, с ресепшн, четырьмя классами и учительской составят 3,95 млн. рублей до открытия и ещё 786 тысяч рублей в первый месяц работы. Эти цифры являются приблизительными, они могут различаться в зависимости от выбранного региона. Средний срок окупаемости такого проекта 36 месяцев. 

Открытие образовательного бизнеса 

Если вы решаете обойтись без франшизы, вам не придётся платить паушальный взнос и роялти. Требования к ремонту помещений и оборудованию могут быть ниже, поэтому можно сэкономить. Но будет сложнее с продвижением бизнеса и привлечения клиентов при отсутствии управляющей компании и её рекомендаций по этим вопросам. 

Чтобы открытие школы в любом из форматов стало финансово реалистичным, нужно заблаговременно к нему готовиться. Оценить свои возможности с точки зрения собственных накоплений, кредитной истории и наличия состоятельных знакомых, у которых можно взять средства в долг на большой период времени. 

Трудности с подбором преподавателей. Казалось бы, сегодня на рынке кадров преподавателей огромный выбор. Но на деле ситуация с подбором педагогов в только открывающуюся языковую школу обстоит далеко не так радужно. И в первую очередь потому, что доход репетитора от частных уроков будет всегда выше, чем зарплата преподавателя только открывшегося образовательного центра. 

Решением может стать разработка грамотной системы мотивации сотрудника и предложение следующих преимуществ: 

  • стабильные доход и нагрузка, не зависящие от сезонности и иных факторов;

  • соцпакет;

  • возможность официального подтверждения стабильного дохода (важно для кредитов, например);

  • возможность повышения языкового и профессионального уровня;

  • качественное оборудование на рабочем месте;

  • возможность карьерного роста от преподавателя до директора по учебной работе;

  • наличие группы единомышленников и т.д. 

Сложности с привлечением в школу носителей языка. В условиях, сложившихся в стране после февраля 2022 года, поиск и оформление на работу носителей языка стало проблемой. Цена ошибки в подборе преподавателя выросла в разы, в том числе и в виде увеличившихся цен на авиабилеты если носитель языка едет к вам из другой страны. 

Тем не менее, юридически и финансово возникшие барьеры всё ещё преодолимы. Нужно лишь детально изучить процедуру трудоустройства иностранца и запастись терпением и дополнительными финансами. 

Трудности со сдачей международных экзаменов. Сдать сейчас международные языковые экзамены, находясь на территории России, невозможно. А многим из ваших учеников они могут быть необходимы. Отсутствие решения этой проблемы в вашей школе может негативно сказываться на имидже организации. 

Однако, как бы странно это ни прозвучало, трудные времена открывают много новых возможностей. Во-первых, вы можете разработать собственные аналоги тестирований, которые будут котироваться на территории России. Во-вторых, можете вместе с другими школами или самостоятельно запустить туры для сдачи языковых экзаменов в других странах. 

Повышенная степень ответственности и повышенная нагрузка. Свой бизнес это без преувеличения работа 24/7. Готовьтесь быть на связи в любое время дня и ночи, в праздники и в выходные. Решение любых возможных проблем это ваша ответственность. Сработала ночью пожарная сигнализация, затопили с утра пораньше соседи, прибежал вечером недовольный сосед с жалобами на шум, соседи затеяли ремонт во время тестирования, упал проектор, на урок пришёл пьяный подросток, преподаватель начал хамить клиенту это лишь небольшой список того, с чем мы столкнулись в нашей практике. За любые поступки любых людей, так или иначе соприкасающихся с вашим бизнесом, в ответе вы. 

Долгоиграющие форс-мажоры и сезонные спады. Они будут проверкой на прочность для вашего бизнеса. Выстоять можно, но для этого необходимо быть гибкими и уметь в моменте включать режим ручного управления и налаживать процессы заново. Главное делать это быстро. 

За последние 3-4 года в нашей сфере произошли следующие изменения: 

  • онлайн-формат обучения всё больше вытесняет офлайн, стали популярны гибридные уроки;

  • перестала приносить результаты печатная рекламная продукция, эффективна только интернет-реклама;

  • раньше для сдачи международных экзаменов требовались относительно небольшие деньги (например, стоимость кембриджских экзаменов была от 6000 до 12000 рублей в зависимости от уровня), сейчас цена выросла в разы (экзамен в Казахстане вместе с перелётом и проживанием обходится в 100 000 рублей);

  • сократилось время, которое люди готовы тратить на обучение (раньше стандартное количество часов в месяц было 24, сейчас 16). 

Помимо крупных форс-мажоров большие трудности создаёт и межсезонье: период летних каникул и отпусков, а также новогодних и майских праздников. Пока все люди будут отдыхать и радоваться, вы будете считать убытки и мрачнеть. Чтобы преодолевать эти периоды с минимальными потерями, нужно заранее готовиться к ним: хранить отдельные средства на покрытие возможных убытков, разрабатывать и продвигать альтернативные обучающие программы. 

Риски критических ошибок в документации. Сегодня от бизнеса требуется детальная отчётность. В частности, это касается налоговой документации. Чтобы не платить большие штрафы из-за допущенных ошибок, в штате должен быть грамотный бухгалтер или эти процессы должны быть переданы на аутсорсинг. 

Высокая конкуренция. Языковые курсы и школы, как и салоны красоты, сейчас открываются чуть ли не в каждом доме. Чтобы вывести бизнес на уровень, когда конкуренция уже не будет угрозой для его жизни, нужно не только обладать хорошими организаторскими качествами, но и разработать грамотную стратегию развития. Необходимо изучить сильные и слабые стороны конкурентов, найти возможность выделиться на их уровне и выстроить свою тактику продаж с учётом вышеперечисленного. 

Как подготовиться к открытию языковой школы 

  • Произвести максимально точный расчёт первоначальных вложений (с учетом цен в вашем регионе и районе города, где планируется открытие школы).

  • Взвесить собственные финансовые возможности.

  • Оценить свои силы и знания, при необходимости посетить профильные консультации специалиста.

  • Убедиться, что в выбранном районе или городе количество конкурентов не слишком большое.

  • Желательно иметь надёжного партнера в лице второго учредителя: этот человек поможет вам вовремя принимать сложные или непопулярные решения. Лучше, чтобы сферы деятельности у вас и у партнёра не совпадали: например, один контролирует бизнес в целом, второй руководит финансовой сферой.

  • Разработать стратегию развития школы. 

Если же всё вышеописанное кажется слишком сложным, а желание открыть свой бизнес при этом не пропадает, то есть лайфхак. Можно купить франшизу языковой школы их на рынке множество. В этом случае управляющая компания поможет более мягко пройти все необходимые первоначальные этапы, но за её помощь придётся платить. 

Елена Жукова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 июня 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов