Идеальное дополнение: как и где найти кофаундера для стартапа

Прочтёте за 3 мин.

«Если основатель не включается в проект, мало кто захочет к нему присоединиться»

IT-инструменты, которые использует Алексей Поспехов

  • Trello
  • Slack
  • Notion
  • Zoom

Одна голова хорошо, а две лучше – это утверждение актуально для многих сфер жизни, в том числе и для запуска стартапа. Каким бы умным, находчивым, талантливым и усердным не был основатель, помощь заинтересованного делового партнёра ему не помешает. Но далеко не всегда проект начинается сразу с двух человек: часто кофаундера приходится искать. О том, где и как найти сооснователя стартапа, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Алексей Поспехов, основатель Missiontech.co.

Досье

Алексей Поспехов – 35 лет, основатель проекта MissiontechОкончил МГУПИ, где изучал IT-маркетинг. В 2019 году прошёл образовательную программу European Startup Ecosystem Builders от EU Startups. Развивал самые разные стартап-проекты – от первых iPad-версий журналов «Сноб» и «Большой город» до сервисов доставки. Проект Missiontech, помогающий стартапам с релокацией в Европу, основал в 2019 году.

Алексей Поспехов

Зачем нужен кофаундер

Существует мнение, что шансы стартапа на успех повышаются, когда во главе проекта не один основатель с идеей, но и кофаундер, то есть сооснователь. Наличие партнёра снижает риски субъективной оценки при принятии решений. Впрочем, успех проекта зависит не просто от числа людей. Кофаундер необходим, когда нужно подключиться к идее проекта, помочь её развить и реализовать. Для этого у него в идеале должны быть необходимые ресурсы и возможности: специалисты, оборудование, помещение, деньги и так далее. 

На кофаундера ложатся задачи исследования возможностей на рынке, шансов для масштабирования, разработка и тестирование продукта, корректировка бизнес-модели и бизнес-плана, отслеживания метрик, подбор сотрудников. Точное распределение обязанностей зависит от изначальных компетенций и договоренностей основателей. 

Кофаундер вносит реальный вклад в общий успех. Например, у основателя есть уникальная технология, он понимает, как её реализовать, но не может продать. Значит, ему нужен кофаундер, который способен монетизировать идею и по необходимости «подкрутить» её так, чтобы она привлекла максимум платёжеспособной аудитории. 

Или если у основателя есть понимание, какой продукт он хочет продвинуть на рынок, но не способен управлять командой разработчиков, нужно искать кофаундера, который сумеет выстроить все процессы. 

Как искать сооснователя

Проанализировать, каких компетенций или ресурсов не хватает фаундеру. То есть чем именно сооснователь должен его дополнить: техническими навыками, знанием рынка и возможностей развития на нём, опытом в ведении бизнеса и выстраивании операционных процессов и так далее. Стоит составить детальный список этих пунктов, нарисовать максимально подробный портрет идеального кофаундера.

Чтобы всё это уверенно расписать, сначала нужно определить цель бизнеса, его задачи, рынок, потребителя, путь развития на ближайшие два-три года и чёткие этапы движения. Искать кого-то с мыслью «хочу крутую технологическую компанию» или даже «будем делать мобильное приложение-переводчик для общения в режиме реального времени» нет смысла. Стоит подойти к поиску кофаундера как к привлечению инвестора: сначала выстроить детальный план, а уже потом запрашивать ресурс для реализации.

Важно понимать, что кофаундер – это не наёмный сотрудник. Сооснователь – это лицо, принимающее решение, с которым вы будете строить и делить бизнес. Поэтому самое важное здесь выбрать человека, с которым случится внутренняя «химия», иначе шансы на успех минимальные. 

Когда я запускал Missiontech.co, в Латвии у меня были два локальных фаундера. Мы поделили с ними компанию на доли по 33%. Они обещали заниматься GR-поддержкой (взаимодействие с органами власти) в Латвии и организацией бизнес-процессов, но в итоге никто ничего не делал. Мне пришлось аккуратно выйти из договорённостей, и дальше уже развивать проект самостоятельно.

Договориться о том, что основатель может предложить кофаундеру взамен на участие в проекте. Например, возможность сделать мир лучше, принести пользу людям. Или получить в портфолио крутой проект с громкими именами клиентов в перспективе. Здесь сначала надо понять, что именно мотивирует конкретного человека, который может стать кофаундером, и уже после думать, есть ли возможность предложить ему необходимое.

Остальные моменты, касающиеся поиска кофаундера, уже не носят характер строгих правил, а скорее относятся к рекомендациям.

Не стоить стремиться навесить на кофаундера всё, что не способен сделать основатель компании. Это не поиск бесплатного сотрудника, который за условные 30% в компании будет и продукт разрабатывать, и экономику сводить, и рынок анализировать, и каждую внезапную проблему решать, не тревожа фаундера. Если основатель осуществляет только общее руководство и не включается в проект, мало кто захочет к нему присоединиться.

Если нужен кофаундер, отвечающий за разработку технологического продукта, сначала стоит проверить все гипотезы. И только после этого идти к потенциальному кофаундеру за прототипом. Около 90% идей можно проверять на no-code шаблонах и в общении с аудиторией. Это экономит время и силы и позволяет сформировать ключевые вопросы для беседы с потенциальным кофаундером и разработчиком в одном лице.

Где искать партнёра

В первую очередь используйте соцсети: сегодня это один из главных источников поиска кого угодно – и инвестора, и кофаундера, и первых клиентов. Для зарубежных стартапов наиболее удобным инструментом будет LinkedIn, для российских – Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ).

Кроме этого, существуют специальные сервисы, предназначенные именно для поиска предпринимателей-партнёров. Для российских стартапов подойдут Cofoundit – онлайн-сервис от ФРИИ, помогающий искать партнёров и сотрудников в стартап, Teamfinding и Bepartner, собравший больше 1500 проектов и почти 600 специалистов. Для поиска за рубежом можно использовать CoFoundersLab и StartHawk

Ещё один из способов найти партнёра-единомышленника – Y Combinator Startup School. Это объединение стартаперов от акселератора Y Combinator, с сервисом поиска кофаундера. Там можно найти высокомотивированного технического кофаундера, в том числе и русскоговорящего. Правда, если вы делаете продукт для глобального рынка, то будет более ценно, если кофаундер владеет другим языком и локальными знаниями. 

В числе других ценных ресурсов для поисков кофаундера и не только – Intch и Lunchclub. Это платформы, на которых после регистрации нейросеть ежедневно предлагает потенциально полезных людей, отталкиваясь от интересов и целей, указанных в аккаунте. Менее профильные площадки Reddit и Meetup тоже могут быть полезны.

Посещайте чаще хакатоны, митапы, конференции и другие отраслевые мероприятия. Обязательно знакомьтесь с заинтересованными предпринимателями и специалистами. Кто-то может оказаться частью вашей будущей команды.

Кроме этого, стоит пользоваться собственными нетворк-каналами – через родственников, друзей, коллег. Нельзя предугадать, какое по счёту рукопожатие подарит надёжного и полезного партнёра. 

Пять условий плодотворного сотрудничества

Вероятность того, что проект взлетит, зависит не от количества кофаундеров, а от их сочетания друг с другом. Для эффективной работы роли основателя и сооснователя должны быть чётко разделены. Поэтому договориться о зонах ответственности и условиях сотрудничества стоит перед началом бизнес-партнёрства. Если вы приняли решения о сотрудничестве с партнёром, то обязательно обсудите и зафиксируйте в контракте следующие моменты: 

  • Бизнес-план и стратегия. Их нужно вместе разработать и утвердить, чтобы выработать общее видение и обозначить вектор развития.

  • Открытость и честность. Открытость должна быть ещё до того, как подписан договор о сотрудничестве. Утаивание партнёром некоторых фактов биографии может негативно отразиться на репутации компании. Поговорите с будущим кофаундером о его прошлом: узнайте, как он решал конфликты и сложные ситуации. 

  • Должности, статусы, полномочия и ответственность. Обозначьте границы ваших зон ответственности, составьте перечень обязанностей, разработайте систему KPI и графики достижения поставленных целей. Договоритесь о том, как вы будете отчитываться друг перед другом, в какой форме и с какой периодичностью. 

  • Распределение долей. Для многих приоритетным вопросом в начале работы является распределение долей. Все хотят поскорее обсудить этот вопрос, чтобы понимать, на что можно претендовать при получении первой прибыли. Однако более справедливым вариантом будет поднять этот вопрос через 3-6 месяцев после начала партнёрства. За этот срок станет понятно, кто сколько вкладывает в развитие бизнеса и на какую долю претендует. 

  • Механизм покупки и продажи долей. На старте следует решить вопросы как о самом механизме отчуждения доли, так и о методе расчёта цены продаваемой доли. Часто выплата денег партнёру может требовать времени, поэтому лучше предусмотреть широкие временные рамки.

Важно понимать, что никакой договор или штрафы не защитят вас от ухода кофаундера. Самое важное здесь – не договор, а внутренняя «химия», которая присутствует между людьми.

Алексей Поспехов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

29 декабря 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов