Индустрия бизнес-консалтинга: итоги 2023 года и тренды на 2024 год

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Анастасии Решетниковой

IT-инструменты, которые использует Анастасия Решетникова

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • YouTube

Рынок бизнес-консалтинга эволюционирует каждый год: запросы предпринимателей меняются и усложняются, экономическая ситуация не внушает бизнесу и обществу оптимизма, общественно-политическая обстановка продолжает оставаться крайне напряжённой, а мировые тренды наступают друг другу на пятки. О том, с каким запросом к консалтингу приходил бизнес в 2023 году и какие тенденции ждут нас в 2024 году, порталу Biz360.ru рассказала бизнес-психолог Анастасия Решетникова.

Досье

Анастасия Решетникова – бизнес-психолог, основатель проекта «Школа игропрактики». Автор игровых тренингов для многих известных компаний («Лукойл», «Л`Этуаль», «Сбер», х5 Retail Group и других).

Анастасия Решетникова

Общая ситуация на рынке консалтинга  

После начала событий в Украине в 2022 году рынок был нестабильным и всех участников штормило. Одни компании уходили с рынка, другие релоцировались, третьи наращивали обьёмы и замещали ушедших игроков. 

При этом объём услуг бизнес-консультантов продолжал расти, как и ранее, примерно на 20% ежегодно. Компании обращались за помощью с новой стратегией устойчивого развития, просили поработать с персоналом, был запрос на антикризисный менеджмент и т.д. 

К 2023 году ситуация на рынке стабилизировалась. Уход ряда международных консалтинговых компаний (McKinsey, BCG и других), конечно, увеличил спрос на российских специалистов, а также дал понять, что бизнесу нужны новые, гибкие и нестандартные решения. 

Кто обращается за консультациями

Постоянные клиенты в области обучения и развития персонала – крупные компании: «Лукойл», Х5 Retail Group, «Сбер» и другие лидеры российской экономики. Они ежегодно увеличивают бюджеты на работу с человеческими ресурсами и показывают большую потребность в качественных программах для сотрудников. Даже в неустойчивые периоды пандемии и общественно-политических событий последних двух лет, бюджеты не урезались, а увеличивались. Потому что руководители крупнейших компаний уже поняли, что залог успешного выхода из кризиса и устойчивого развития – инвестиции в сильные и лояльные кадры. 

Малый и средний бизнес тоже не отстаёт от тренда на бизнес-консалтинг, но пока концентрируется на антикризисном управлении и личностном развитии топ-менеджмента. Предприниматели обращаются к консультантам с запросом на креативные решения и обеспечение стабильности компании. 

Также со стороны малого и среднего бизнеса по-прежнему есть запрос на улучшение навыков продаж. Одна из причин – повсеместное увеличение цикла сделки. Сегодня покупателя приходится дольше «разогревать» для покупки: например, если раньше с момента первого касания с продуктом до продажи проходила неделя, то сегодня это может быть месяц. 

Интересная тенденция наблюдается и на международном рынке: российские бизнес-тренеры всё более востребованы в странах СНГ. Стираются границы, ближнее зарубежье набирает обороты и всё более нуждается в консалтинге. В 2023 году, например, мы неоднократно проводили тренинги для крупных армянских и казахстанских компаний, а также ездили в Узбекистан и Киргизию. 

С каким запросом приходит бизнес

Во-первых, всё больше спроса на офлайн-программы. Многие компании работают в удалённом формате с целью экономии, но обязательно проводят очные корпоративные мероприятия. Причина очевидная: сотрудники сидят дома, пропадает чувство единения с командой, мотивация снижается. К тому же нередко офлайн-мероприятие становится единственной возможность познакомить нового члена команды с остальным коллективом. 

Во-вторых, адаптация к цифровым изменениям. Она идёт уже несколько лет и продолжает нарастать. Бизнес-процессы оптимизируются, внедряются новые актуальные решения. К консалтингу обращаются за сбором и аналитикой данных для принятия стратегических решений. 

Помимо цифровых изменений, бизнес активно прибегает к экологическим и этическим трансформациям. Так, например, аналитики Skillbox отмечают большую нехватку качественных ESG-специалистов на российском рынке на фоне роста спроса на подобных экспертов. 

Что касается работы с персоналом, основными трендами стали ассессмент (комплексная оценка) и работа с мышлением. Любой бизнес – это система. А поведение системы зависит от людей и их решений. Поэтому всё больше руководителей оценивают персонал и изучают ход их мыслей, чтобы составлять индивидуальные планы. 

Бизнес-консультантов просят «обследовать» голову человека от и до, чтобы работодатель знал, что вдохновляет и мотивирует каждого сотрудника. Здесь как раз и прослеживается запрос на креатив: тест-игры, психологические игры, авторские тренинги, индивидуально составленные программы. Именно благодаря постоянной оценке персонала компании составляют персональные траектории развития и ищут человеку то место, на котором он сможет максимально реализовать свой потенциал. 

Наконец, не менее популярными остаются такие традиционные запросы бизнеса, как повышение клиентоориентированности, тренинги по продажам и развитие коммуникации внутри коллектива. 

Во что будут инвестировать предприниматели в 2024 году

Точно можно сказать, что продолжится тренд на развитие персонала. Квалифицированные и проактивные кадры по-прежнему в дефиците – многие работодатели отмечают нехватку специалистов как главную проблему 2024 года. Поиск новых сотрудников становится более дорогим и длительным, поэтому решением проблемы может быть развитие внутреннего кадрового резерва. Работа с мотивацией, персональный коучинг сотрудников, персонализация развития внутри компании станут главными запросами от бизнеса. 

Также возрастёт роль корпоративных ценностей. Собственники бизнеса понимают, что хороших сотрудников не всегда можно удержать даже самыми баснословными зарплатами. Поэтому нужно вкладываться в донесение ценностей и миссии компании – они в долгосрочной перспективе влияют на поведение команды. А как лучше всего донести до коллектива корпоративную идею? Организовать офлайн-мероприятие и провести день вместе со всей командой. Поэтому тренд на очные встречи коллектива в неформальной обстановке обязательно продолжит набирать обороты. 

И ещё одна важная тенденция 2024 года ориентация не только на внешнего клиента, но и на внутреннего. Невозможно предложить рынку качественный продукт, если внутри компании творится хаос. Построение HR-бренда и внутренние коммуникации компаний будут одним из главных трендов будущего года. Как бы хорошо не был спланирован бюджет, какой бы гибкой не была стратегия устойчивого развития, пройти кризис сможет компания, где работают лояльные и сплочённые сотрудники.

2024

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

18 декабря 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов