Голосовые сервисы выручают, когда едешь за рулём, готовишь обед или хочешь cэкономить время – говорим мы быстрее, чем печатаем. Siri от Apple, Google Assistant, Alexa от Amazon, Алиса от «Яндекса», Cortana от Microsoft, Xiao Ai от Xiaomi ежедневно помогают миллионам людей решать их задачи. Ожидается, что к 2020 году половина поискового трафика будет генерироваться по речевым запросам. Хотите быть в топе - готовьте ваш сайт к новым тенденциям уже сейчас. В своём корпоративном блоге scrum-студия Sibirix рассказала о том, как это сделать.
Зачастую для пользователя нет разницы - спросить что-либо у «интернета» текстом или голосом. Но для поисковых машин разница велика. Большинство сайтов современных компаний оптимизировано под письменные запросы. Это хорошо, но скоро этого будет недостаточно. Давайте рассмотрим различия двух типов обращений и конкретные шаги для речевой адаптации ваших веб-страниц.
Стиль и длина запросов
Мы никогда не говорим так же, как пишем. «Зимняя резина Бриджстоун купить в Новосибирске дешево»… Так можно напечатать, но звучит это неестественно. В жизни вместо рваной сухой телеграммной фразы вы, скорее всего, мелодично спросите: «Окей, Гугл, подскажи, где недорого купить зимние шины Бриджстоун в Новосибирске?». Запросы речевым помощникам более длинные и «человечные», они представляют собой обычные разговорные слова и синтаксис.
Исходя из этого, вам потребуется «перетрясти» все ключевики вашего сайта. Дополнить их список или осторожно заменить.
Как подбирать «правильные» ключевые слова:
-
Желательно начать издалека. Просмотреть форумы и блоги по вашей теме, выпытать информацию у вашего колл-центра, службы поддержки, менеджеров по работе с клиентами. Сделать всё, что поможет вам понять, что и как говорят ваши нынешние и потенциальные клиенты.
-
Второй путь: воспользоваться специальными сервисами. Например, планировщиком Google. Он поможет подобрать новые ключевые слова и фразы, отследить их популярность и помочь выбрать те, которые принесут вам ценные показы.
-
Не пугайтесь длинных ключевиков. Чем больше людей используют в поиске речь, тем обширнее в целом будут запросы. Поэтому, не бойтесь утяжелять ключевые фразы.
-
Люди часто используют в запросах слова «лучший», «самый дешёвый» и т.д. Включайте в список.
-
«Как собрать карбюратор?», «Где купить санкционный сыр?», «Как пройти в библиотеку?». При голосовом поиске пользователи очень часто задают вопросы. Смело включайте вопросительные сочетания в число ключевых. Если сомневаетесь в их релевантности - проверьте через сервис BuzzSumo's Question Analyzer. Сервис иностранный, но русский язык можно выставить в настройках.
«Рядом со мной»
Голосовой поиск довольно часто имеет привязку к географии. Мы имеем в виду не дом или улицу, а формулировки из ряда «возле меня», «около дома» и т.п. «Где рядом со мной есть открытые японские рестораны?» или «Как пройти до ближайшего почтового отделения?».
Немного статистики в тему. За последние 2 года:
-
На 150% выросли мобильные поиски со словами «…рядом со мной сейчас».
-
На 900% - «…около меня сегодня» (например, «дешёвые отели рядом со мной сегодня вечером» и «фильмы в кинотеатрах сегодня»).
-
На 200% - «открыто» + «сейчас» + «рядом со мной» (например, «аптеки рядом со мной, которые сейчас открыты»).
Как извлечь пользу из этого? Внесите данные о своей компании в базы карт, добавьте режим работы и убедитесь, используя голосовой поиск, что робот вас находит.
В Google My Business можно добавить данные о компании, режим работы, местоположение. Кроме этого, отметиться можно и на «Яндекс.Картах, в «Навигаторе» и 2GIS.
Готовый ответ вместо списка сайтов
Некоторые поисковые системы (например, Google) постепенно превращаются в сервис быстрых ответов на голосовые запросы. Вместо того, чтобы вывалить десяток ссылок по теме, помощник зачитывает ответ на ваш вопрос. В 40% случаев поисковик озвучивает текст из «нулевой позиции».
Конечно же, цель любого SEO-специалиста - засветить свой сайт в этом блоке. Ассистент Google и Amazon Alexa дают лишь один голосовой ответ. И если вы не попадаете «в рамку», то упускаете пользователей мобильных устройств. Как увеличить шансы на лидирующую позицию в голосовой выдаче? Сделать ваш сайт заметнее поможет добавление расширенных сниппетов.
Кроме дополнительных блоков с заголовками и описаниями в результаты поиска можно добавлять адрес, метку на карте, рейтинг, фото, быстрые ссылки, режим работы и пр. В несколько кликов это можно сделать в Google AdWords. Вот видеоинструкция:
Константин Абдуллин, технолог, seo-эксперт компании SEO.RU: «Понимание того, как Google формирует выдачу для голосовых запросов, даёт возможность получать дополнительный трафик на сайт. Сейчас по многим голосовым запросам Google формирует «быстрые ответы» непосредственно в самой выдаче, попадание сайта в этот блок значительно увеличивает объёмы входящего трафика на сайт. В блоки быстрых ответов попадают сайты, которые дают точный и исчерпывающий ответ на запрос пользователя, имеют положительную историю и авторитет в поисковых машинах.
Стоит сказать, что настройка расширенных сниппетов - ещё не гарантия успеха. Часто выдача зависит от конкретного помощника, установленного на устройстве пользователя. Например, Алиса - экспериментатор. Она не всегда подбирает фрагменты для зачитывания из топа. Иногда это приводит к трагикомичным ситуациям: много шума наделала история, когда на вопрос «Почему Путин врёт?» Алиса ответила, что «он по-другому не может, привычка», и «он стал президентом случайно». Ответом помощника была цитата из издания «Крым Реалии», которая затерялась где-то далеко в выдаче, но при этом максимально соответствовала теме по ключевым словам.
Оптимизация контента
Чтобы голосовые помощники доверяли вам ещё больше, советуем причесать контент. Подобрав ключевые слова для сайта, вы уже знаете, чем интересуются ваши потенциальные клиенты, какие задают вопросы. Самое время дать на них исчерпывающие ответы.
Google предпочитает отвечать на голосовые запросы коротко и ёмко. В среднем ответ состоит из 29 слов. Поэтому имеет смысл подготовить короткие блоки текстов по каждой интересующей пользователей подтеме. Удобнее всего оформить это разделом FAQ-страниц. Их любит выдавать голосовой поиск.
Ещё замечено, что речевые помощники нередко отсылают пользователей в лонгриды. Скорее всего, причина в том, что объёмный текст имеет больше слов, а значит и соответствий тому или иному голосовому запросу. Можно попробовать добавлять в длинные тексты низкочастотные ключевые слова. Запрашивать их будут редко, но зато ваша веб-страница будет в числе первых для определённой ниши пользователей.
Авторитетность
Решая, какой сайт поместить в топ, поисковики всегда учитывают авторитетность их домена. Она измеряется по 100-балльной шкале, и никому доподлинно не ясен механизм этих оценок машинами.
Проверить авторитетность можно с помощью специальных онлайн-сервисов: CheckMoz или «СайтРепорт». Смотреть результат по колонке DA. От 0 до 25 характерно для нового сайта. Например, Google ему не будет доверять, особенно по высокочастотным запросам.
-
От 25 до 50 - это небольшие качественные ресурсы. При попадании в свою нишу они могут засветиться в первых рядах выдачи.
-
40−50 - вполне серьёзные ресурсы, имеющие хорошие шансы на топ.
-
Если результат выше 50 - вам можно позавидовать.
Замечено, что авторитет домена можно повысить ссылками с других сайтов, у которых он уже заслужен. Ещё на степень доверия вашей страницы влияет время существования адреса и период авансовой оплаты размещения. Чем больше, тем лучше.
Ещё несколько важных рекомендаций
-
Голосовой поиск чаще используется на смартфонах. Это удобнее, чем на компьютере. Если у вашего сайта нет мобильной версии - основной трафик пройдёт мимо.
-
Голосовой поиск отдаёт предпочтение страницам со скоростью загрузки не более 3−4 секунд. Полезно провести тест голосового сервиса с позиции пользователя. Так вы сможете узнать больше о конкурентах в выдаче, оценить их контент и скорректировать свой.
-
Настройте Google My Business и другие бизнес-каталоги. Это поможет быть выше.
-
Слова-триггеры («лучший», «дешёвый», «рядом со мной» и другие наиболее употребляемые вашей аудиторией) лучше добавлять в title и description, в заголовки, подзаголовки, верхние абзацы текста для лучшего ранжирования.
-
Включите запросы в URL.
-
Установите HTTPS-сертификаты - это прибавит безопасности и доверия.
-
Используйте микроразметку. Тогда поиск будет понимать, какой контент находится на каждой странице.
Телефонные переговоры
«Поставь будильник» и «Позвони маме» - слишком простые задачки для помощников. Ассистенту Google с установленной функцией Duplex можно доверить ваши телефонные переговоры. Нужно забронировать столик в ресторане или записаться в парикмахерскую? Робот сам позвонит в нужное место и сделает это за вас.
Судя по записи разговора, на том конце провода даже не поняли, что общались с голосовым ботом.
Говорящие ассистенты помогают не только в интернете
Алиса подрабатывает аудиогидом в Пушкинском музее. Посетитель просто скачивает приложение, фотографирует понравившийся холст и слушает увлекательный и детальный рассказ Алисы о произведении. Как называется, кто автор, что изображает, как было создано и т.д. И так про любую из 300 картин в экспозиции.
А в Новосибирске Алисе доверили проводить «Тотальный диктант». Он прошёл не во всём безупречно и гладко, но лучше, чем ожидали даже сами разработчики.
В сентябре этого года BMW представила своего Intelligent Personal Assistant. Этот голосовой помощник сможет управлять бортовыми системами автомобиля (например, климатом и навигацией), совершать звонки, а также предоставлять по запросу информацию о состоянии и характеристиках авто. Если водитель заскучал, то ему следует произнести «Hey, BMW» и он сможет просто поболтать с ботом в дороге. Пока сервис тестируется и продолжает обучаться. Вскоре система сможет сама предлагать нужные «услуги» водителю и пассажирам в зависимости от ситуации. Купить прокачанный помощником автомобиль можно будет уже в 2019 году.
Разработка собственных корпоративных помощников
Тренд на фирменных голосовых помощников становится всё более выраженным. В скором времени ожидается появление Олега от банка «Тинькофф». Его интегрируют в приложение компании. С ним клиенты банка смогут решать финансовые и повседневные задачи - например, перевести деньги родственникам или заказать билеты. По предварительным планам, помощник будет носить имя основателя финансового учреждения Олега Тинькова, но говорить не его голосом.
В скором времени Mail.ru Group презентует свою Марусю. Не исключено, что позже её поселят в смарт-устройства.
У компании «Мегафон» есть Елена. Она может подсказать баланс, остатки минут и интернета, рассказать о расходах и способах оплаты услуг с мобильника.
Фирменный голосовой помощник скоро поселится во все смартфоны Huawei. Сроки не называются. Пока их интеллектуальный ассистент Xiaoyi (не путать с Xiao Ai от Xiaomi) существует только в Китае и не доступен в других странах.
Смарт-устройства: больше и лучше
Совсем скоро Google выпустит Home Hub - это будет уже не просто колонка с микрофонами для общения с Assistant. В ней появится полноценный 7-дюймовый экран как у Amazon Echo Show.
Недавно Facebook выпустил свой первый умный гаджет. Экран Portal - в первую очередь, устройство для видеозвонков из Messenger с использованием функции дополненной реальности. В остальном новинка работает так же, как остальные известные голосовые помощники.
Стирание границ
Возможно, скоро будут стираться грани между устройствами и их помощниками, и мы сможет пользоваться любым из них на любом гаджете по умолчанию без дополнительных установок. Например, узнать что-нибудь у ассистента Google на iPhone, не прикасаясь к экрану.
Компания Samsung, собирается сделать доступным свой голосовой помощник Bixby для сторонних разработчиков.
В свежей сборке Windows 10 кроме встроенного Microsoft Cortana могут появиться Amazon Alexa, Google Assistant и другие. Их и сейчас можно использовать в этой ОС. Смысл в том, чтобы ассистентов можно было активировать голосом без нажатия кнопок и запуска сервисов вручную.
Визуализация помощников
Мы привыкли только слышать помощников, но в BMW решили пойти дальше и показать видимого собеседника. Для демонстрации умений смарт-ассистента на большом экране в Париже «оживили» легендарную Мону Лизу. Благодаря технологии распознавания лиц цифровая Джоконда, отвечая на вопросы прохожих, двигала головой, руками, выражала эмоции, изменяла выражение лица. И при этом, свободно говорила на трёх языках: французском, английском и немецком.
Многие фантастические разработки прошлого уже стали реальностью. То, что удивляет нас сегодня, тоже вскоре будет нашим настоящим.
Мы быстро привыкаем к хорошим и удобным сервисам. Возможно, через сколько-то лет мы будем вспоминать кнопки на пультах и печатный набор текста в поисковике, как сейчас ностальгируем по телефонным будкам в центре города. Мы не сможем прожить ни дня без голосовых помощников. Зато им без нас точно не будет скучно.
Источник: Sibirix.ru.
Читайте также:
Диджитализируйся или умри: каким будет ваш бизнес уже завтра.
Продавать будет робот: как увеличить продажи с помощью чат-ботов.
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.