Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • Персоны
  • (Нет голосов)

Как небольшой компании заработать на инвестиционных инструментах

Прочтёте за 3 мин.
03 августа 2017

Артур Устимов – о популярных механизмах инвестиций для малого и среднего бизнеса 

IT-инструменты, которые использует Артур Устимов

  • LinkedIn
  • YouTube
  • Facebook
  • Google+

Большинство компаний малого и среднего бизнеса если и занимаются какими-либо инвестициями, то инвестируют чаще всего в собственное развитие – увеличивают товарные запасы, автоматизируют те или иные бизнес-процессы, масштабируют бизнес и т.д. Но есть немало предпринимателей, которые инвестируют заработанные в основном бизнесе деньги в сторонние проекты. О том, как и зачем малые и средние компании вкладывают свободные средства в различные инвестиционные инструменты, в своей авторской колонке рассказал профессиональный инвестор Артур Устимов. 

Досье

Артур Устимов, профессиональный инвестор, операционный директор краудфандингового сервиса инвестиций в коммерческую недвижимость Aktivo. Образование: Институт экономики и финансов Казанского федерального университета. Сервис Aktivo основан известным предпринимателем Оскаром Хартманом в 2015 году,  в проект на старте было вложено порядка 100 млн. рублей.

Артур Устимов 

Центробанк как драйвер инвестиций «на сторону»

Говоря об инвестициях, которые практикует малый и средний бизнес, чаще всего мы имеем в виду вложения в собственное развитие, в сделки слияния-поглощения и тому подобные проекты. Но в последнее время наблюдается и другая тенденция: отдельные предприниматели также вкладывают заработанные в основном бизнесе средства в различные финансовые инструменты, которые позволяют получать пассивный доход - приобретают гособлигации, ценные бумаги других компаний, участвуют в доходных проектах по сдаче недвижимости в аренду или, к примеру, покупают криптовалюту. Давайте разберёмся, с чем это связано и какие доходные инструменты использует сейчас бизнес.

Как правило, оборотные средства компаний хранятся в банках на счетах до востребования, что вполне логично. Но в последнее время компании стали чаще изымать свободные средства со счетов в банках - и вкладывать деньги в различные доходные инструменты, не связанные с их  основной деятельностью. На мой взгляд, основные причины возникновения этого тренда - регулярный отзыв лицензий у банков, а также более высокая доходность и растущее разнообразие инвестиционных инструментов.

Жёсткая политика Центробанка и постоянный отзыв лицензий у коммерческих банков заставляют многих предпринимателей не только задумываться о сохранности средств на текущих счетах, но и заняться поиском более интересных инвестиционных решений. И если предприниматели, зарегистрированные как ИП, с 2015 года ещё могут рассчитывать на возмещение оборотных средств в том же размере, что и физические лица, то более «крупные» компании, в том числе из сферы малого и среднего бизнеса, не обладают такой привилегией. В среднем возврат средств юрлицам с их же счетов в банках-банкротах составляет чуть более 10%.

ЦБ продолжает зачистку банковского сектора, и многие предприниматели сделали соответствующие выводы, переведя свои средства в госбанки. При этом самые крупные игроки банковского рынка оказались слишком громоздкими, неповоротливыми и недружелюбными для компаний малого и среднего, да и сам статус госбанка, как оказал опыт «Татфондбанка», ещё не панацея от банкротства или отзыва лицензии.

В поисках идеального финансового инструмента

Вторая причина, по которой юрлица начинают экспериментировать с инвестиционными инструментами - это доходность, которую они обещают. Источником свободных средств на счетах юридических лиц чаще всего является прибыль, которая по каким-либо причинам на данном этапе не инвестируется в развитие бизнеса, а также средства, полученные от заказчика по договору подряда, по проекту, который откладывается по каким-либо причинам, и т.д. На текущем счёте в банке они в большинстве случаев не приносят компании особого дохода. В то время как управляющие компании, которые готовы оказывать услуги юридическим лицам по доверительному управлению, предлагают варианты размещения средств одно другого выгоднее.

По моим личным наблюдениям, при инвестировании временно свободных средств в биржевые активы - ценные бумаги и инструменты денежного рынка - компании чаще выбирают стратегии менее рискованные, чем частные инвесторы. Но и на высокий доход в этом случае рассчитывать не приходится.

Более высокую доходность в размещении свободных денежных средств обеспечивают краткосрочные кредиты другим компаниям под процент, как правило, значительно выше банковского. Большинство таких кредитных операций, как и выкуп долей в чужом бизнесе для последующей перепродажи, проводится, что называется, «по ближним связям», то есть кредитуются компании своей отрасли, оказывается небезвозмездная поддержка партнёрам и т.д.

В то же время различные инвестиционные краудлендинговые площадки - посредники между кредитором и заёмщиком - у российского бизнеса пока не пользуются широким спросом из-за дефицита доверия друг к другу всех участников организованной таким образом кредитной цепочки.

Экзотикой остаётся и участие юрлиц в проектах ICO - первичных размещениях криптовалюты, ставших столь популярными в последнее время. Ведь приобретённые сегодня токены завтра могут уже ничего не стоить, да и случаи мошенничества на этом рынке не редкость. А вот вложения в биткоин и другие раскрученные криптовалюты сейчас, хотя и редко, встречаются в инвестиционных портфелях российских компаний.

Да, любая криптовалюта, как исключительно спекулятивный инструмент, подвержена сильным колебаниям цен. Но тот же биткоин при текущей стоимости $ 2765, по прогнозам, к концу года может подскочить в цене до $5 тысяч, а к 2020 году достигнуть $50 тысяч за единицу. Так это или нет, покажет время, но подобные перспективы туманят голову многим капитанам бизнеса. Операции по покупке криптовалюты вполне доступны на открытых биржах, таких как Bitfinex, Kraken, Poloniex, а отношение государства к ним изменилось. Правительства уже не стремятся запретить оборот криптовалюты, понимая, что она стала частью мировой экономики.

Коммерческая недвижимость как объект инвестиций

Высокий спрос наблюдается у юрлиц на инструменты, связанные с коммерческой недвижимостью. Ведь недвижимость, в отличие от ценных бумаг, необеспеченных займов и спекуляций с криптовалютой, обладает большей стабильностью. Вложения в коммерческую недвижимость под сдачу в аренду позволяют получать довольно высокий доход, но самостоятельные инвестиции в такие проекты требуют длительной подготовки и больших средств.

Небольшой компании, которая не специализируется на работе в этом сегменте, вложения в коммерческий объект могут показаться рискованными. Ведь помимо вложения средств таким объектом нужно управлять. Выйти из проекта в случае необходимости и получить свободные средства не так просто: срок экспозиции даже качественного и недорогого объекта коммерческой недвижимости может растянуться на месяцы.

Изначально наша краудфандинговая площадка Aktivo создавалась для привлечения в коммерческую недвижимость инвестиций физических лиц. Частные инвесторы, объединившись на площадке, могут вкладывать в коммерческие объекты сообща, что снижает порог входа в проект для каждого из них. Но сейчас в работе площадки участвуют не только физические лица, но и юридические. Под каждый объект площадка созда`т монофонд в формате закрытого паевого фонда недвижимости (ЗПИФ), обслуживанием коммерческого объекта на его балансе занимается специальная управляющая компания, что делает доход инвестора полностью пассивным.

Ценные бумаги паевых фондов Aktivo ликвидны, их можно достаточно быстро продать на площадке, то есть выйти из проекта, а можно использовать как обеспечение для получения кредита на стороне. На данный момент средства юридических лиц составляют до 5% от общего объёма инвестиций в наши фонды, а к концу этого года, по нашим прогнозам, доля компаний в инвестициях Aktivo достигнет 10%.

Investment

Читайте также:

Где найти деньги на развитие перспективного бизнес-проекта. 
В стартап приходит инвестор: к чему надо быть готовым.
Жить на свои: плюсы и минусы развития стартапа без внешних инвестиций.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Идеи для бизнеса 22 июня
    Задать перцу: как заработать на поставках необычных специй из Камбоджи
    Прочтёте за 7 мин. Задать перцу: как заработать на поставках необычных специй из Камбоджи
  • Менеджмент Пора по барам: пять сложностей барного бизнеса 22 июня
    Пора по барам: пять сложностей барного бизнеса
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Автомоделирование рулит: как заработать на школе радиоуправляемых машин 21 июня
    Автомоделирование рулит: как заработать на радиоуправляемых машинах
    Прочтёте за 6 мин.
  • Идеи для бизнеса Хеллоу, Америка: как открыть компанию в США за месяц 21 июня
    Хеллоу, Америка: как открыть компанию в США за месяц
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Химчистка в стиле ЗОЖ: как с помощью маркетинга выделиться среди конкурентов 20 июня
    Химчистка в стиле ЗОЖ: как с помощью маркетинга выделиться среди конкурентов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Волшебные миры Саши Крю: как построить бизнес на стыке творчества и IT-технологий 20 июня
    Волшебные миры Саши Крю: как построить бизнес на стыке творчества и IT
    Прочтёте за 7 мин.
  • Финансы «Как навести порядок в финансах компании» 19 июня
    «Как навести порядок в финансах компании»
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Finch-стратегия: как небольшая digital-студия разрабатывает проекты для крупных брендов 19 июня
    Finch-стратегия: как небольшая digital-студия разрабатывает проекты для крупных брендов
    Прочтёте за 6 мин.
  • Технологии Витаем в «облаках»: как не терять деньги на пропущенных звонках 18 июня
    Витаем в «облаках»: как не терять деньги на пропущенных звонках
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга 18 июня
    Облачные юристы: как устроен сервис удалённого аутсорсинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Технологии Дорогу молодым: как продвигать новый интернет-ресурс 15 июня
    Дорогу молодым: как продвигать новый интернет-ресурс
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Наука без границ: как сеть детских научных клубов работает с партнёрами-франчайзи 15 июня
    Наука без границ: как сеть детских научных клубов работает с партнёрами-франчайзи
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса С лёгким паром: как заработать на стильных банях-хотбоксах 14 июня
    С лёгким паром: как заработать на стильных банях-хотбоксах
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Золотой домкрат для развития: чем премия «Бизнес-успех» может быть полезна малому бизнесу 14 июня
    Золотой домкрат для развития: чем премия «Бизнес-успех» полезна малому бизнесу
    Прочтёте за 3 мин.
  • Финансы Что такое банковские гарантии и чем они могут быть полезны малому бизнесу 13 июня
    Что такое банковские гарантии и чем они могут быть полезны малому бизнесу
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса В мире животных: как заработать на производстве корма для собак и кошек 13 июня
    В мире животных: как заработать на производстве корма для собак и кошек
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер 09 июня
    Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер
    Прочтёте за 11 мин.
  • Маркетинг Блог в помощь: зачем компании нужен корпоративный онлайн-журнал 08 июня
    Блог в помощь: зачем компании нужен корпоративный онлайн-журнал
    Прочтёте за 4 мин.
  • Финансы Уже не торт: как меняется краудфандинг и может ли он ещё помочь стартапу 08 июня
    Уже не торт: как меняется краудфандинг и может ли он ещё помочь стартапу
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент Место встречи изменить нельзя: что нужно учесть при запуске кафе или ресторана 07 июня
    Место встречи изменить нельзя: что нужно учесть при запуске кафе или ресторана
    Прочтёте за 3 мин.
Идёт загрузка материалов