Как работает успешная юридическая компания

Прочтёте за 5 мин.

Игорь Носков – о том, на чём зарабатывают предприниматели-юристы и почему важно брать с клиентов предоплату

IT-инструменты, которые использует Игорь Носков

  • Мегаплан
  • Сервисы Google
  • Сервисы Яндекса
  • Пакет Microsoft Office
  • 1С:Бухгалтерия

Когда два молодых юриста Игорь Носков и Максим Тараненко решили, что работать по найму они больше не хотят, они объединились и создали собственную компанию. За основу бизнеса взяли три важных принципа: во-первых, результат их труда должен быть нужным другим людям настолько, что они готовы за него хорошо платить; во-вторых, делать свою работу максимально профессионально и посвящать ей все силы; в-третьих, их предприятие должно быть толково организовано. Судя по всему, у них всё получилось. О некоторых составляющих бизнеса в сфере юридических услуг порталу Biz360.ru рассказал Игорь Носков.

Досье

Игорь Носков, 28 лет. Окончил Российскую академию правосудия при Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ. Ещё студентом пошел работать по профессии. Сначала трудился в компании, которая занималась куплей-продажей бизнесов; там познакомился с будущим партнёром Максимом Тараненко. Через год-другой их пути разошлись. Максим занялся предпринимательскими проектами, а Игорь перешёл на службу в аппарат Арбитражного суда Москвы. Впоследствии бывшие коллеги снова встретились и основали юридическую корпорацию  «АМТ». Основные направления – семейное право и взыскание долгов, перспективные - корпоративное право и банкротство.

Игорь Носков

Крепкий скелет

В юридической корпорации «АМТ» всего шесть штатных сотрудников. Название для себя партнёры выбрали солидное на слух и с надеждой на большие перспективы развития. Но, кроме того, формат корпорации задал подход к построению бизнес-структуры.

«Нас двое партнёров, - рассказывает Игорь. – Все серьёзные решения принимаем только вдвоём, после обстоятельных обсуждений. Иногда очень долго спорим, но пока не сойдёмся на едином мнении, ничего не предпринимаем. Из-за этого принятие решения может затягивается, но зато оно, как правило, оказывается оптимальным».

Помимо общего управления компанией, партнёры ещё и берут на себя общение с клиентами и принятие стратегических решений по всем делам, за которые они решились браться. Непосредственно ведением дел занимаются два старших юриста: один отвечает за долговое направление, другой – за семейное. У каждого из них в подчинении ещё по одному юристу. Кроме того, есть помощники юриста, - как правило, это студенты, обычно один или два человека. Плюс офис-менеджер и приходящий технический персонал. IT-специалисты, занимающиеся сайтом и компьютерной сетью, привлекаются по мере необходимости на отдельные работы.

«Юристы у нас профильные, - продолжает Игорь. – Конечно, в случае необходимости любой может подменить каждого. Но всё-таки надо понимать, что у каждой отрасли права есть множество нюансов, нормы постоянно меняются, узкий специалист может держать всё это в голове, а юрист-универсал – нет. Поэтому мы заложили жесткое деление по направлениям. Сейчас есть ещё несколько потенциальных рынков, на которых мы хотели бы работать. Пока они не дают нужного объёма, но как только появятся клиенты, отрастим для их обслуживания новые «ветки». Чтобы и там работали специалисты узкого профиля, способные оказывать услуги того уровня, которого от них ждут и заказчики, и мы. Коллектив сложился ещё четыре года назад, когда только начинали работать. На этих людей я всегда могу положиться».

Юристы корпорации «АМТ» вступают в дело только после того, как компания получает предоплату – это раз и навсегда установленный партнёрами принцип работы. Какое бы вознаграждение потенциальный клиент ни сулил по результатам работы, если он сразу не готов внести хотя бы небольшой аванс, разговор с ним вряд ли будет долгим.

Сейчас в работе у юристов компании около 150 дел. Около 60 процентов клиентов – физические лица, подавляющее большинство из них пришли с семейными спорами. Оставшаяся часть – это компании, пытающиеся взыскать долги со своих заказчиков и контрагентов. Есть ещё несколько фирм на постоянном юридическом обслуживании. У любой организации возникают ситуации, когда или они, или им предъявляют иск, так что юристы без дела не остаются.

Среди постоянных заказчиков есть очень серьёзные организации. Например, один крупный сетевой ритейлер. Они отдали на аутсорсинг заключение договоров и регистрацию прав, связанных с объектами недвижимости. Работа вроде бы непрофильная для «АМТ», но и с ней юристы корпорации тоже успешно справляются.

Для координации работы компании и контроля за всеми делами, в «АМТ» используют программу «Мегаплан».  Там видны все кейсы, все клиенты, автоматически создаются уведомления и напоминания о датах судебных заседаний, встреч, проще контролировать сроки и готовность к процессуальным событиям. 

Демпинг не пройдёт

«Мы пытались внедрить стандарты оплаты труда наших сотрудников, - рассказывает Игорь Носков о принципах ценообразования на услуги своей компании. – Была идея установить почасовую ставку каждого из партнёров в 10 тысяч рублей, старшего юриста – в 7 тысяч рублей… Потом от этого отказались, но все равно, считаем, что час работы любого нашего специалиста не может стоить меньше 3 тысяч рублей. У нас же знания, опыт, квалификация. Они не могут предоставляться без достойного вознаграждения.

Поэтому любой серьёзный спор обойдется его участнику как минимум в 100 тысяч рублей. При этом мы чётко понимаем, что  сотрудничество с нами должно быть для клиента рентабельным. То есть, если заказчик хочет взыскать с кого-то 200 тысяч рублей, а наше вознаграждение будет минимум 100 тысяч  - получится полный бред, ему такой ценой возвращать долг будет просто невыгодно».

Максимальное вознаграждение, полученное за одно дело, – 12 миллионов рублей. Наследники делили имущество некоего почившего владельца заводов-газет-пароходов, разбросанных по всему миру. Когда удалось собрать наследственную массу, её общая стоимость получилась больше 300 миллионов рублей.

«Мы над этим делом три года работали, - объясняет Игорь. - Только на переписку с иностранными регистрационными палатами потратили больше, чем получили в качестве предоплаты. А ещё были командировки, суды… Но когда всё закончилось и мы получили вознаграждение, все расходы с лихвой окупились».

Наверное, самый бюджетный способ стать клиентом «АМТ», - это затеять развод. Если у супругов нет особых споров ни по детям, ни по имуществу, то прекращение брака с помощью юриста обойдётся им в 30 тысяч рублей. Если же надо решить какие-то проблемы, сумма может возрасти в разы и даже на порядок. Но тут есть важный нюанс – грамотный юрист поможет прекратить брачные отношения так, что дальше у людей просто не останется поводов для новых конфликтов – все вопросы между ними будут решены раз и навсегда, у них просто не останется причин для вынужденного общения друг с другом. Проблема будет решена качественно и «под ключ». Игорь Носков честно предупреждает: в семейных спорах юристы его компании всегда выступают на стороне доверителя, но действуют так, чтобы потом претензий не осталось ни у  кого.

«Часто клиенты говорят, мол, есть человек, готовый сделать то же самое в четыре раза дешевле, - сетует Игорь. – Но если человек соблазнится этим демпингом, он только создаст себе новые проблемы. Качественная работа не может стоить дешево. Если на чём-то изначально сэкономить, потом много придется доделывать и выбивать самому. Или, опять же, тратить деньги, на услуги профессионалов.

Корректное воздействие

Половину доходов корпорация «АМТ» получает с ведения дел по взысканию задолжненностей. Игорь Носков подчеркивает, что с бесчинствами коллекторов их работу путать не надо.

«В подавляющем большинстве случаев должник всегда говорит: «Я бедный и несчастный, кроме дырявых штанов у меня ничего нет, хотите – отбирайте их по суду», - вспоминает Игорь. – Но на самом деле таких безнадёжных займов не больше одного процента. Обычно кредиторы хотя бы немного в курсе материального положения своих заёмщиков. И совсем асоциальным личностям, у которых за душой ничего нет, никто ничего всерьёз не одалживает. Кто рассчитывается сразу, до того, как на него подадут в суд. Кто-то дожидается визита приставов и судебных исполнителей… В общем, 85 процентов всех наших долговых дел мы успешно завершаем, взыскивая денежные средства; оставшиеся 15 процентов дел уходят на стадию банкротства. Но есть, конечно, и такие редчайшие случаи, когда у человека действительно нечего взыскивать».

Игорь Носков

Со всех, пришедших в корпорацию «АМТ» с просьбой помочь в возвращении денег, всегда просят предоплату. Правда, честно предупреждают, какие услуги стоит заказывать, а какие оплачивать бессмысленно. Если сумма небольшая, рекомендуют клиенту ограничиться консультацией, где ему объяснят, как правильно и эффективно действовать дальше. Зачастую этого бывает достаточно. Если же кому-то надо, например, выбить у бывшего работодателя 30 тысяч рублей удержанной зарплаты, то, скорее всего, ему в помощи откажут – расходы на ведение дел окажутся явно больше возможного дохода клиента.

«Нас не надо путать с коллекторами, - разъясняет Игорь. – Я про них наслышан: парни приходят, выламывают двери и стулом по голове начинают объяснять заёмщикам, что долги надо отдавать в срок. Наша деятельность к этому никакого отношения не имеет. Наш инструментарий – закон, суд, пристав-исполнитель и банкротство. При правильном использовании этих средств вполне достаточно для такого дела».

Откуда появляются клиенты

Структура заказчиков у корпорации «АМТ» такая: 70 процентов - обратившиеся впервые, оставшаяся почти треть – постоянные клиенты. При этом большинство постоянных клиентов – это юридические лица. Гражданам, пришедшим со своей проблемой и успешно её решившим, при нормальной ситуации второй раз юрист вряд ли скоро потребуется.

Большинство новых – порядка 60 процентов – находят компанию через интернет. Для этого надо поддерживать основной и вспомогательные сайты, следить за количеством переходов  с поисковых ресурсов. Эту сферу лично контролируют Игорь и Максим, им помогают IT-специалисты на аутсорсинге.

Около трети новых заказчиков даёт «сарафанное радио». Тем, кто пришёл по рекомендации знакомых, рады особенно. Эти люди обычно заранее позитивно настроены на работу с «АМТ», они примерно в курсе правил и процедур. 

Есть ещё некоторое количество достаточно случайных людей, чей путь проследить не получается. Впрочем, им тоже можно и нужно помогать.

«После завершения дела мы всегда просим клиента оставить нам свой отзыв, - делится ещё одним секретом Игорь. – Причём просим формулировать достаточно подробно: с чем помогли, какие сложности преодолевали. У нас собралась уже целая книга. И когда новый клиент только знакомится с нами, такая стопка благодарностей лишний раз показывает ему, что с нами можно и нужно иметь дело».

Юридическая бухгалтерия

Когда юридическая корпорация «АМТ» только появилась, два партнёра-энтузиаста арендовали небольшой офис в центре Москвы. Тогда выручили деловые связи – предприниматели, несмотря на молодость, успели уже изрядно повертеться в деловых кругах и, когда стало известно об их бизнесе, тут же нашлось достаточное количество знакомых, которым надо было то «договорчик посмотреть», то ещё с чем-то помочь. Брать за такие заказы большой гонорар было бы не с руки, но в итоге ежемесячная аренда помещения отбивалась. Поскольку из всех инвестиций были только собственные накопления, то это было очень кстати.

Затем дело начало расти. Сначала переехали в бизнес-центр, сняли полноценный офис. Доходы позволяли улучшить «жилищные условия». В штате к тому времени было уже шесть человек. Тогда потратились на обстановку и технику. Затем, к 2012 году дело настолько расширилось, что коллектив пришлось увеличивать вдвое. Потом, правда, обратно ужались до шестерых – решив брать не числом, а качеством.

В настоящий момент средняя ежемесячная выручка компании составляет 1,5 миллиона рублей. Правда, при этом надо учитывать, что зимой работали с убытком – сезонный спад, для юридического бизнеса это нормально.

Фонд оплаты труда за тот же месяц составил порядка 600 тысяч рублей – по 80-100 тысяч рублей в месяц хорошему юристу выдавать на руки надо. Ещё две сотни тысяч съели арендные платежи, коммуналка, мелкие офисные расходы. Были затраты на текущие расходы по ведению дел, представительские, заказы сотрудникам на аутсорсинге… В итоге чистой прибыли - 350 тысяч рублей. Это доход учредителей и инвестиции в продвижение корпорации. Тут уж партнёры сами решают, что им в этом месяце сделать – потратить больше на себя или вложиться в светлое будущее.

«Я с работы раньше десяти вечера почти никогда не ухожу, - рассказывает Игорь Носков. – Работа юриста – дело творческое. Иногда надо посидеть подольше, поискать практику. И сотрудники так же. Если человек хорошо справляется со своими обязанностями, то мы за режимом строго не следим.

Со стороны кажется, что наша работа ничего не стоит. У торговых компаний всё понятно – они сначала что-то закупили, а потом должны продать, чтобы вернуть деньги. А у нас как будто бы изначальных затрат нет. Но на самом деле это не так. Мы все учились, у нас есть образование, знания, опыт, мы умеем делать такое, что не под силу не то что обычным людям, но и многим коллегам. Всё это нарабатывается за счет огромного количества потраченных сил и энергии. И за то, чтобы мы применяли всё это в пользу наших клиентов, мы и просим их заплатить. По-моему, вполне справедливо».

Читайте также:

Как устроен онлайн-конструктор документов.
Как заработать на онлайн-сервисе для юристов и адвокатов.
Как предпринимательница из Петербурга пытается изменить рынок юридических услуг.

11 мая 2016

Комментарии

2
  • Наталия Савина 20.06.2016 09:27

    Мы тоже сегодня пользуемся услугами правового сопровождения.

  • Катерина Абройсик 21.06.2016 07:57

    А с кем сотрудничаете? Я уже долгое время не могу найти достойную фирму.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов