Новосибирский предприниматель Андрей Терёхин придумал идею своего бизнеса после посещения аттракциона виртуальной реальности в торговом центре. Но, едва наладив производство картонных 3D-очков и запустив первые продажи, он увлёкся новой идеей – создавать виртуальные миры для людей прямо в их квартирах. О том, как развивается его бизнес и когда станет возможным найти инопланетное сокровище, не покидая собственной квартиры, Андей Терёхин рассказал для Biz360.
Андрей Терёхин, предприниматель, основатель компании по производству очков и моделированию виртуальной реальности
VR Corp. Родился в Комсомольске-на-Амуре, переехал в Новосибирск, учился в Сибирской академии государственной службы. До основания VR Corp занимался бизнесом в сфере информационных технологий и лицензионного ПО.
В октябре 2015 года мы гуляли с женой по торговому центру и наткнулись на виртуальный аттракцион Oculus Rift. Я помню, что когда в 90-х годах появились очки виртуальной реальности, было смешно в них смотреть - глаза абсолютно в кучу, ничего не работало и т.д. Но желание осталось – посмотреть на виртуальную реальность воочию.
Я, суровый сибирский мужик, молча покатался на горках, потом в кресло уселась жена, и ей включили качели. И вот она села и начала визжать на весь торговый центр, сбежалась куча людей, и я подумал – как круто, вот это классное направление, которым стоит заниматься.
Поначалу была идея тоже сделать подобный аттракцион, но я больше мыслю как производитель, разработчик. Погрузившись во вселенную этих технологий, я обнаружил, что в настоящий момент существует очень много контента в виде приложений для мобильных телефонов - игры, страшилки, фильмы, видеоклипы и т.д. Буквально огромное количество всего, что невозможно использовать на телефоне, если у вас нет очков виртуальной реальности.
Впервые чертежи таких очков представил Google - это были Google Cardboard. Я посмотрел чертежи, и понял, что достаточно несложно сделать что-то подобное. Затем промониторил что у нас было на тот момент представлено в России. Это меня ужаснуло – коричневый и абсолютно некачественный картон, неприглядный внешний вид, линзы из луп канцелярских... Качественный продукт должен обладать какой-то потребительской ценностью, но этого я не увидел. Купил очки за 300 рублей из такого картона, и понял, что я могу сделать намного лучше.
Взял чертежи, немного изменил их, договорился с китайским производителем по линзам, нашёл дизайнера, с ним сделали нож для резки картона в больших масштабах - и запустили собственное производство.
Наши очки представляют собой небольшую картонную коробочку симпатичного дизайна. Вы открываете крышку, вставляете туда мобильный телефон, запускаете любое приложение виртуальной реальности, надеваете устройство на голову с помощью ремешков - и погружаетесь в мир, где можно поворачивать голову на 360 градусов.
Многие люди, которые впервые запускают приложение виртуальной реальности, сидят прямо, они не понимают, что можно повертеть головой и посмотреть, например, назад, приходится им подсказывать. Как правило, в приложениях есть такой небольшой прицел на экране, есть меню. Вы просто наводитесь на это меню, или например, чтобы открыть дверь – наводитесь на неё.
Всё происходит путём поворотов головы и установления этого прицела. Есть игры, где можно ходить, стрелять – для них у нас имеется отдельный контроллер управления, этакий маленький блютус-джойстик. Его можно связать с телефоном и, соответственно, полностью управлять движением.
Наша аудитория самая разная – от школьников и студентов, заканчивая взрослыми «дяденьками», серьезными предпринимателями. Честно говоря, любой человек, которые надевает, пробует – всё, это покупатель.
Что отличает нас от другого «картона» – прежде всего, дизайн, качество, линзы от хорошего производителя, который разбирается в оптике. И, кроме того, наши очки уже собранные. Это тот продукт, который хочется купить. Другие изделия, которые продаются в России, они требуют сборки самим потребителем. А потребитель хочет взять и сразу использовать. У вас есть вариант купить у нас очки за 400 рублей, или купить такие же, но некачественные, которые вам придется собирать самому, и с не очень хорошими линзами.
Сейчас мы вышли на определённый объем продаж, продаём на 5 тысяч рублей в день. С нами сотрудничают около 30 магазинов, в том числе «Экспедиция», «Большой праздник» и т.д. И это при том, что я пока не делал широкую рекламу. С большими магазинами мы работаем под реализацию, небольшим продаём оптовыми партиями. Сейчас, например, к нам присоединился Питер, там теперь есть наш представитель.
Есть у нас ещё направление b2b. Например, мы начали работать с агентствами недвижимости, они покупают партии от 5 до 50 штук, чтобы демонстрировать клиентам удалённые виртуальные объекты. Дополнительно мы предлагаем и разработку приложений. У них есть панорамы, чтобы смотреть на сайте – соответственно мы загружаем это в приложение, и показываем эти 3D-панорамы.
Затраты на запуск составили примерно 100 тысяч рублей. На прибыль мы уже вышли, работаем без убытков, дальнейших инвестиций для работы предприятия не требуется. Но средства я не вынимаю, реинвестирую в другие направления.
У меня есть мечта - чтобы каждый человек узнал о возможностях виртуальной реальности. Для меня мой «картон» не столько товар, сколько способ донести до людей идею, познакомить их с виртуальным миром.
Большинство людей узнало о нашей компании именно через картонные очки, но на самом деле это не основной проект. У меня возникла идея конечного продукта, который я хочу предлагать потребителям. Предположим, скоро у вашего ребёнка день рождения. Мы приезжаем к вам, делаем сканирование помещения - и создаём виртуальную модель, привязанную к помещению. Все пропорции, предметы сохранены, но теперь это, например, космический корабль или подземелье.
Мы выдаём вам очки, и вы играете в этой виртуальной реальности. Не выходя из дома, вы оказываетесь на другой планете, дети там ищут что-то, разгадывают загадки, можно добавлять интерактивные сценарии. Именинник разгадывает зашифрованные сообщения, находит сокровище, снимает очки – а это настоящий подарок! Это тот ключевой продукт, который для меня конечная мечта.
Промежуточное решение мы сейчас начинаем предлагать фирмам, которые организуют квесты и лазертаги. Это то самое 3D-сканирование помещения и разработка виртуальной реальности под это помещение. Очки – это инструмент, который позволяет нам собрать средства, чтобы реинвестировать их в наш основной проект.
Ключевая проблема, над которой мы работаем, - это перемещение. Проработали архитектуру решения, знаем, как перемещаться, сейчас работаем над полной синхронизацией. Если у вас стоит стол, и в виртуальном пространстве этот стол отображён, то вы, если коснулись виртуально, должны коснуться одномоментно и в настоящей реальности. В конце этого года можно будет уже посмотреть на прототип, или даже на коммерческий проект.
Как заработать на высокотехнологичных шоу роботов.
Как заработать на обучении детей робототехнике.
Как заработать на криотехнологиях и идее бессмертия.