Для Александры Шевелевой, как и для тысяч кудрявых женщин в России, всегда было проблемой сделать качественную и красивую стрижку. Традиционная парикмахерская школа «заточена» на работу с прямыми волосами, а с кудрявыми умеют работать считанные единицы мастеров. В какой-то момент Александра сама обучилась на мастера по кудрявым волосам. А следующим шагом стало открытие моно-салона для кудрявых «Так и ходи», который она развивает в партнёрстве с Алёной Руденко. О том, как заработать на кудрявых волосах, Александра Шевелева рассказала порталу Biz360.ru.
Александра Шевелева, 36 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель парикмахерского салона для кудрявых
«Так и ходи». По образованию – журналист, окончила журфак МГУ. Салон для кудрявых развивает в партнёрстве с Алёной Руденко. Алёне 32 года, она окончила Воронежский государственный университет по специальности «Управление организациями». Совместный парикмахерский бизнес открыли в 2020 году.
Я всю жизнь работала в найме - вплоть до последнего времени. Сначала была журналистом и редактором – писала и готовила материалы для The Village, Esquire, The Question и других медиа. А с 2017 года в качестве хобби вела блог в Telegram про уход за кудрявыми волосами, который назывался «Так и ходи». Он стал очень востребованным, сегодня его читают 27 тысяч человек.
У канала есть читательский чат, где общаются более 10 тысяч человек, и есть городские чаты в 35 городах России, где люди обсуждают, к какому мастеру ходить, а к какому нет, объединяются для совместных покупок зарубежной косметики и т.д. То есть вокруг канала сформировалась аудитория, которой нужна уже не только помощь советами, но и стрижка.
Традиционная парикмахерская школа «заточена» на работу с прямыми волосами. Если вы приходите с кудрями, вам их, как правило, моют, расчёсывают, стригут, а потом завивают на плойку. И никого не интересует, что станет с такой стрижкой после того, как вы помоете голову в следующий раз.
Ещё вариант: вас отпустят на улицу с мокрой головой, потому что у большинства российских парикмахеров банально нет диффузора для сушки кудрявых волос.
Я со своими вьющимися волосами страдала после стрижки всю жизнь - пока сама не стала мастером. Платила за стрижку и 500 рублей, и 12 тысяч, а результат всегда был так себе.
В конце 2018 года я уволилась с последнего места работы и поступила на обычные парикмахерские курсы в Москве. А в 2019 году в Каире проходил курс кудрявой стрижки Лоррейн Мэсси - основательницы «кудрявого подхода» Curly Girl Method и автора бестселлера The Curly Girl. И с помощью фаундрайзинга среди читателей своего телеграм-канала я насобирала на мастер-класс более $2000. Там я обучилась на мастера по кудрявым волосам. Когда вернулась в Москву, у меня сразу появились клиенты.
Техника сухой стрижки разительно отличается от традиционной стрижки мокрых волос. Во-первых, мы стрижём попрядно - завиток за завитком - и имеем возможность видеть, как один ряд волос подталкивает другой. Во-вторых, мы не выпрямляем волосы, поэтому сразу же понимаем, какой будет конечная длина и форма стрижки.
Идти работать «кудрявым мастером» в обычный салон не имеет смысла. Во-первых, на кудрявую стрижку уходит в два раза больше времени, чем на обычную, а во-вторых - для работы нужна качественная косметика без сульфатов и силиконов, которую в обычных салонах практически не используют. Поэтому я арендовала кресло в парикмахерских и стригла как самозанятый мастер.
В крупных российских городах аренда кресла в бьюти-коворкинге стоит в среднем 2-3 тысячи рублей в день. Плюс там бесплатно предоставляют разные расходники и сушуары, дают одноразовый пеньюар. Можно найти такое кресло и через «Авито» в парикмахерской возле дома за 1,5 тысячи рублей в день.
По той же системе, кстати, сегодня работают и самозанятые стоматологи – ведь так можно установить свой режим работы и свой прайс. Но там аренда будет стоить уже 9-10 тысяч рублей в день, поскольку оборудование гораздо дороже.
Работая «кудрявым мастером», я сразу стала зарабатывать за день больше, чем в лучших офисах Москвы. Это меня поразило: ведь я жила с иллюзией, будто только интеллектуальный труд – это хорошие деньги и почёт. Даже учиться на парикмахера мне из-за этих предубеждений было психологически сложно. Теперь-то ясно, что, вообще-то, чтобы хорошо работать руками, надо хорошо работать головой.
Год назад я переехала в Санкт-Петербург и продолжила работать как частный мастер. Но ещё до карантина стало понятно, что спрос гораздо выше моих возможностей. Быть на ногах по 10-11 часов в день – довольно тяжело. Да и эмоционально это непросто, почти как взять пять интервью подряд.
Когда режим самоизоляции закончился, у меня была такая очередь, что стало непонятно, как с ней справиться.
К тому моменту я уже дружила с Алёной Руденко, которую стригла в Питере. И я предложила ей открыть вместе салон. У Алёны – профильное экономическое образование. Она управляла магазинами дизайнерской одежды, имела опыт налаживания бизнес-процессов и могла разбивать мечту на задачи. Это компетенции, которых мне не хватало.
После снятия карантина в Петербурге множество помещений стояло пустыми. Мы нашли симпатичное помещение и начали делать ремонт.
Готовясь к открытию, мы обратились к опыту основателя международной сети барбершопов Topgun. В своей книге он пишет, что помещение должно быть обязательно прямоугольной или квадратной формы, на первом этаже, с собственным входом и парковкой. Мы всё это внимательно прочитали - и такое помещение и арендовали.
А ещё слушали лекции Игоря Стоянова, основателя имидж-лабораторий «Персона», и читали ваш портал Biz360.ru, где было несколько статей о разных форматах парикмахерских. Так получили базовую теорию.
В старт мы вложили около 1,4 млн. рублей. Кредит брать не стали, мы же смотрели сериал «Чики»! Это были наши собственные накопления.
Плотная запись у нас образовалась уже через пару месяцев после открытия. Сейчас лист ожидания в салоне состоит из 80 человек. Люди уже знали меня как питерского мастера, плюс мы открылись на видном месте – на первой линии. А ещё парикмахерская - очень инстаграмный бизнес: люди любят фотографировать себя до и после, что хорошо работает на сарафанное радио.
Команда у нас небольшая: мы с Алёной и трое ребят-мастеров, которых мы обучили сами. Прайс-лист простой. Мы делаем стрижки, укладки и глубокое увлажнение. Стрижка от мастера стоит 3,5 тысячи рублей, от старшего мастера – 4 тысячи рублей.
Мне кажется, в России женщины будут скорее экономить на еде, чем на красоте. Кстати, и мужчины (которых у нас 10% от всех клиентов) в этом плане тоже часто удивляют. «Шампунь из масс-маркета? Да вы что. Я покупаю Kevin Merphy за 2,5 тысячи, давайте мне что-нибудь похожее».
Мы принципиально не стали брать в команду колориста, хотя его услуги для салона красоты всегда наиболее маржинальны - они стоят 5-20 тысяч рублей. Но мы считаем, что окрашивание сильно вредит волосам. К тому же хочется оставаться узкоспециализированными. Хороших колористов достаточно много в каждом городе, а кудрявых мастеров - считанные единицы на всю страну.
Разумеется, если человек придет в «Так и ходи» с окрашенными волосами, мы без запроса с его стороны ничего не будем ему советовать. Вообще я уверена, что этика должна входить в любой парикмахерский курс: в российских парикмахерских очень распространена практика непрошенных советов клиентам. Люди совершенно не понимают, что можно говорить взрослому незнакомому человеку, а что нет. Мы не считаем себя вправе что-то диктовать клиенту.
На любого клиента мы тратим в среднем два часа. Важная часть процедуры – консультативная. Когда человек ложится, чтобы мыть голову, мы даём ему зеркало и показываем все манипуляции с волосами. А если он что-то забудет, то может написать нам - и мы напомним.
Мы обязательно рассказываем, какие средства подойдут для дальнейшего ухода: и о тех, что подешевле, и о тех, что подороже. Потому что нам важно, чтобы клиент получил не однодневный, а длительный эффект.
Некоторые салоны в Москве хотя и работают с вьющимися волосами, используют дешёвые средства с силиконами в составе. А некоторые имеют собственное производство средств, создавая по сути реплики американской косметики (что, конечно, выходит дешевле, да и независимость от поставщиков – это всегда хорошо).
Сегодня мы заказываем импортную косметику без силиконов и сульфатов, которые противопоказаны кудрям. А в будущем, думаю, нам тоже придётся делать собственную косметику - когда салон выйдет на соответствующий уровень. При этом первый продукт у нас уже есть – это гель-невидимка для формирования кудрей «Так и ходи», который мы выпустили в коллаборации с косметической компанией Organic Kitchen.
Я стригу по пять человек в день три-четыре раза в неделю. С момента открытия мы подстригли уже больше тысячи человек. В дальнейшем я буду уходить в обучение, маркетинг и стратегию - и всё меньше работать руками. Однако присутствие собственника в бизнесе, на мой взгляд, очень важно. Оно всегда заметно. Почему в Питере такие душевные бары? Потому что хозяин часто стоит за барной стойкой.
В нашем городе у «Так и ходи» пока всего один конкурент – салон «Про кудри». Ещё есть частные мастера-самоучки. Но их всего человек пять, что, как вы понимаете, мало для 9-миллионного города.
Нас уже спрашивают о франшизе и собственных курсах для мастеров. Зимой 2021 года мы проведём первый семинар по сухой стрижке для регионов. Было много желающих из Москвы и Питера, но мы решили вначале обучить тех, кто живет в городах, где пока нет «кудрявых мастеров».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».