От выгорания – к эффективности: как группа учёных зарабатывает на прогнозировании поведения сотрудников

Прочтёте за 6 мин.

«Люди деформируют собой любые бизнес-процессы»

IT-инструменты, которые использует Надежда Иоффе

  • Zetic
  • Zoom
  • Telegram

Превратить научное исследование в работающий бизнес непросто. Компании Zetic это удалось. Учёные исследовали тему выгорания, а затем полученные результаты использовали для создания психометрического опросника. Он позволяет определить степень выгорания сотрудника или команды, а также их сильные и слабые стороны. О том, как и почему проект стал востребованным на рынке, сооснователь сервиса Zetic Надежда Иоффе рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Надежда Иоффе – предприниматель из Москвы, сооснователь консалтинговой компании Zetic. Закончила МГУ им. Ломоносова и продолжила обучение в РГГУ по специальности «Клиническая психофизиология». Cертифицированный КПТ-терапевт, сертифицированный коуч ICF. Имеет более 15 лет опыта в области оценки и развития руководителей и управленческих команд в России и за рубежом. Компанию Zetic создала в 2020 году вместе с двумя партнёрами.

Надежда Иоффе

Научный подход к бизнесу

В январе 2020 года мои бывшие однокурсники, продолжающие заниматься фундаментальными исследованиями в области психофизиологии, изучали вопрос выгорания в деловой среде в России.

Обычно главная проблема учёных при исследованиях и опросах – собрать достаточно респондентов. Но весной 2020 года у всех появилось больше свободного времени, да и сама тема выгорания стала очень актуальной из-за пандемии. Люди готовы были делиться своими ощущениями по этому поводу. Удалось привлечь более 2500 участников, что сделало исследование самым крупным в России.

Его целью было описать механику выгорания: почему это происходит, от чего зависит, какие моменты в поведении человека провоцируют более сильное выгорание. Исследование было построено на совмещении нескольких фундаментальных моделей, которые позволяют рассмотреть сам феноменом выгорания и изучить связь между выгоранием, поведением в стрессе, характером и ценностями сотрудников.

Причины выгорания

Вместе с моей знакомой (она тоже клинический психолог) мы увидели первые результаты исследования и заинтересовались ими. У нас было много контактов в бизнес-сообществе, особенно в IT-компаниях. Мы подумали, что такой подход может пригодиться и в бизнесе.

На встрече со знакомыми HR-специалистами мы рассказали об этом исследовании. Они спросили, можно ли купить такой инструмент, чтобы использовать его внутри компании. Так мы поняли, что исследование можно монетизировать.

От науки – к бизнесу

К этому времени большая часть работы уже была сделана, команда занималась обработкой результатов. Мы договорились, что команда продолжит исследовательскую работу, а мы берём на себя управление и финансирование проекта, который назвали Zetic. Нашей общей целью было трансформировать научную работу в коммерческий продукт.

Средства инвесторов решили не привлекать. Я брала деньги из другого своего бизнеса, партнёры – из накоплений. Сейчас инвестиции уже перевалили за 500 тысяч долларов. Основная их часть потребовалась для создания IT-инфраструктуры.

В ходе адаптации инструмента для бизнес-задач мы провели более тысячи интервью с новыми участниками, что позволило выделить конкретные поведенческие индикаторы выгорания.

Статистика по выгоранию

Нам было важно увидеть связь между чертами характера человека, его поведением в повседневной жизни и на работе, а также поведением в стрессе. Например, у человека высокий уровень стрессоустойчивости или низкий уровень исполнительности. Какие личные качества за этим стоят? Как такой человек проявляет себя в работе?

После обработки результатов такая связь действительно была видна, и на её основе можно делать выводы о будущем поведении сотрудников. Мы полностью автоматизировали систему, чтобы она обрабатывала и выдавала результаты в режиме реального времени.

Инструмент для HR и сотрудников

Продукт компании Zetic – психометрический опросник. Инструмент помогает людям и командам грамотно использовать свой потенциал, видеть недостатки и преимущества, оценивать степень стресса и риск выгорания. Сотрудник проходит опрос и получает готовый отчет с комментариями.

Возможностей для использования опроса множество. Он позволяет участникам команд лучше понять своё текущее состояние и свой потенциал. Работодатель с помощью этого инструмента может оценивать персонал и подбирать подходящих кандидатов. В конечном итоге, он даёт возможность прогнозировать поведение человека на рабочем месте.

На рынке HR к 2021 году уже применялись подобные системы оценки, и они к тому моменту доказали свою эффективность. Большая часть продуктов на тот момент была иностранная. В текущих условиях использовать их могут не все клиенты: есть риск отключения доступа.

Выгорание - статистика

Конечно, мы не знали, что зарубежным продуктам придётся уйти с российского рынка. Но если бы этого не произошло, наш опросник всё равно бы успешно конкурировал с ними. Ценность любой системы опроса – в базе данных, на которой его тестировали. Выборки, на которых основываются международные опросники, намного сложнее проверить. Мы не знаем, кто был аудиторией, как собирались данные, как часто они обновлялись. Про наши данные мы знаем всё: как, когда и на какой аудитории они были получены. Особенно ценно то, что сбор информации проходил в период спада экономики. Так она становится ещё более актуальной.

Ещё одно наше преимущество – очень тонкое деление по выборкам. Например, в других сервисах может рассматриваться профессия «программист». У нас есть отдельные выборки по разным специальностям внутри этой профессии: разработчики, тестировщики, архитекторы и т.д. По каждой из них собрана большая статистика, которая позволяет давать точные прогнозы.

Кого оценивает опросник

Большинство пользователей нашего опросника – менеджеры среднего или высшего звена. У них уже появился запрос на то, чтобы глубоко понимать себя. Им примерно 40-45 лет – к этому возрасту у людей накапливается истощение от работы. «Проскочить на энергии», как в молодости, уже не получается. Людям важно понимать, какой у них темперамент и черты характера, как это отражается на работе, как наиболее эффективно справляться с задачами.

Иногда мы работаем и с рядовыми сотрудниками, например в рамках оценки проектных команд. Компании нужно понять, как они умеют взаимодействовать, какие зоны напряжения возникают в коллективе и как они сообща выполняют рабочие задачи.

Выгорание - роли

Мы показываем человеку его набор характеристик. В них – объяснение его сложностей на работе. Часто выясняется, что сотрудник не видит своих сильных сторон и не использует свои преимущества, а концентрируется лишь на собственных ограничениях. Если развернуть фокус внимания (например, перестроить свою работу так, чтобы опираться на свои сильные стороны) – он будет меньше подвергаться стрессу и повысит свою продуктивность.

Наша общая база участников опроса – более 18 000 человек самых разных профессий. Благодаря выборке каждый может сравнить себя с другими участниками опроса из схожих категорий: такого же возраста, пола, профессии, должности. Например, женщина-журналист среднего возраста видит, что относительно коллег она более усидчивая и вдумчивая, но менее напористая. Так она понимает, на что стоит активнее опираться в работе, а какие моменты следует «подтянуть».

Корпоративные заказчики

Среди наших корпоративных клиентов больше всего IT-компаний, так как первые заказчики тоже пришли из этой сферы. Сейчас у нас довольно большая выборка по добывающим и производственным компаниям. У них территориально распределённый бизнес, и многие работают вахтовым методом в удалённых точках. Поэтому компании хотят нанимать нужных людей и понимать настроения в команде. Пришли заказчики из розничной торговли и других сфер.

Один из запросов, с которым мы работаем, – формирование проектных или продуктовых команд. Обстановка быстро меняется, бизнесу приходится искать новые продукты и рынки. Такие задачи можно быстро решить только командой. Но как собрать и построить эффективную команду? Отобрали людей, внедрили Scrum и Agile, вроде всё должно работать – но результата нет. Причина в том, что люди деформируют собой любые бизнес-процессы, и мы показываем, где это происходит.

Управление выгоранием

Через результаты опросов мы объясняем, как можно выстроить работу компании по-другому. Например, опросник может выявить, что большая часть команды тревожная. Значит, здесь будет много переживаний и суеты, ненужного контроля и уточнений. Одна из возможных причин такой обстановки – микроменеджмент. Культура компании не поощряет самостоятельность и поиск нестандартных решений. Если проработать этот момент – улучшится и атмосфера в команде и показатели бизнеса.

Польза для команды

За счёт достаточно высокой точности опросника мы можем прогнозировать будущее рабочее поведение. Поэтому инструмент можно использовать для найма и отбора кандидатов. Соискатель заполняет онлайн-опросник, и HR видит, насколько этот человек соответствует ожиданиям компании. Например, если показатель «дисциплина» или «настойчивость» оценен на 4 из 10 – значит, 60% кандидатов на рынке труда сильнее него по этой характеристике. А если он показал 90% – лучшего кандидата, скорее всего, не найти.

С помощью опросника HR может получить дополнительные аргументы, если решается вопрос о найме, повышении или увольнении сотрудников. Кроме того, наш продукт помогает коллегам договориться между собой.

К примеру, команда из 50 человек работает над продуктом, но результат почему-то невысокий. Надо выяснить причину. Мы опрашиваем сотрудников и выводим результаты в виде цветных картинок-таблиц. Разными шариками обозначаем сотрудников с разным функционалом. Мы видим, как ведёт себя подавляющая часть группы: как влияют на остальных сотрудников и куда ведут проект.

Zetic Шкала выгорания

Мы также выводим всех участников на единое поле, чтобы увидеть, как в целом проявляется команда. В верхней части таблицы – те, кто видит дальше сиюминутного результата, снизу те – кому важно получить результат здесь и сейчас. Сотрудники в верхних квадратах интуитивно стремятся думать о стратегии, качестве решений и их системности, перспективах. Они стараются передавать знания, обучать, объяснять. Если таких сотрудников очень мало, и среди них мало руководителей, то их усилия никто не ценит. Старшие руководители и сотрудники будут настаивать на быстрых результатах.

Zetic Создание суперкоманд

Мы показываем эту картину участникам и объясняем ситуацию. Затем спрашиваем мнение участников. И сотрудники начинают говорить, как они видят свою команду, какие риски для них знакомы. Начинается дискуссия, в которой коллеги учатся ценить друг друга, договариваться и работать на общие цели. В этом и есть главная сила нашего продукта.

Ставка на честность

Вся работа с клиентом ведётся только онлайн. Наша платформа позволяет получить доступ к сервису в любой точке мира. Работу с любым заказчиком начинаем с информирования. Участникам надо объяснить ценность инструмента. Если человек просто заполнит опросник, не понимая целей – вряд ли он будет делать это искренне. Важно, чтобы сотрудники получили от этого процесса для себя что-то важное. Поэтому мы сначала рассказываем, что будет, и что люди узнают из результатов опроса для себя.

Участники могут заполнить анкету в любой удобный момент. В ней примерно 400 вопросов, обычно на ответы требуется 40-60 минут. Мы не ограничиваем участников по времени. Заполнять можно частями, это не влияет на результат. Затем участнику приходит отчёт и приглашение на встречу – она занимает час-полтора. За это время сертифицированный эксперт рассказывает, как читать отчёт, и разбирает ключевые гипотезы, связанные с эффективностью работы.

В нашей системе есть один тонкий момент. Результаты анкетирования, как правило, становятся известны HR-отделу и руководству компаний. Участник знает, что от результатов теста многое зависит. И он может попытаться «обмануть систему», давая неискренние ответы. Даже в таком случае мы можем собрать объективные данные. В опроснике есть механизм, позволяющий выявить ложь.

Идеальный вариант – когда результаты и выводы доступны только сотруднику. Некоторые компании так делают: в этом случае цель исследования – помочь сотрудникам по максимуму реализовать свой потенциал.

Экономика проекта

Первые коммерческие проекты мы запустили в декабре 2021 года. Цена одного отчёта – 8000 рублей. Она одинакова для всех, вне зависимости от объёма и количества участников. Как показал первый год коммерческой работы, наши вложения в бизнес вполне реально окупить уже в ближайшие годы.

Ещё одно направление деятельности Zetic – сертификация экспертов для работы с опросником. Мы хотим, чтобы HR-менеджеры могли самостоятельно давать качественную обратную связь участникам. Основная аудитория учебной программы – консультанты, коучи и корпоративные HR-менеджеры.

Мы пока знакомим профессиональный рынок с инструментом, публикуем статьи в СМИ, проводим презентации внутри компаний, выступаем на профильных конференциях. Этих усилий пока хватает для нужного объёма продаж.

Stress

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

17 мая 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов