Не «впаривать», а продавать: пять секретов повышения эффективности работы коммерческого отдела

Прочтёте за 3 мин.

Что делать, если отдел продаж забуксовал

IT-инструменты, которые использует Владимир Якуба

  • 1С:Бухгалтерия
  • Basecamp
  • YouTube
  • LinkedIn

От эффективности отдела продаж зависит коммерческий успех всей компании. Именно поэтому важно оперативно разбираться со всеми «узкими местами» в работе этого подразделения. Конечно, бывают случаи, когда всё запущено настолько, что проще перезапустить отдел продаж с нуля. Но чаще всего для исправления ситуации достаточно устранить отдельные недоработки. О том, как сделать работу отдела продаж более эффективной, в своей авторской колонке рассказал бизнес-тренер Владимир Якуба.

Досье

Владимир Якуба, 36 лет, предприниматель, бизнес-тренер, основатель и владелец нескольких компаний (Tom  Hunt, «Бизнес-риэлти», CVexecutive.ru, Sales-script.ru, Masspeople.ru,  Podborkadrov24.ru). Образование: Нижегородский госуниверситет (специальности «экономика» и «юриспруденция»), Высшая школа экономики («HR-менеджмент»). Автор нескольких книг и обучающих фильмов по лидерству, продажам и работе с персоналом.

Владимир Якуба

Секрет №1: используйте пять скриптов

В более-менее продвинутых компаниях менеджерам-новичкам выдаётся скрипт (вариативный сценарий разговора), который нужно использовать при разговоре с клиентами. Скрипт, как правило, один – универсальный. И в этом главная ошибка.

Создать единственный скрипт для всех типов клиентов – это как предлагать всем посетителям кафе чёрный кофе без молока. Да, кому-то это подойдёт, но часть клиентов уйдет ни с чем.

У менеджера по продажам должно быть пять скриптов для общения со следующими типами клиентов:

  • секретарь;

  • потенциальный клиент (при холодном звонке);

  • клиент, номер которого есть в базе, но он пока ничего у компании не покупал;

  • клиент, который у компании уже что-то покупал;

  • клиент, с которым ранее была конфликтная ситуация.

Не спешите. Если вы звоните человеку впервые, нужно сначала познакомиться и вызвать интерес, а не продавать сходу. Если человек ещё ничего у вас не покупал, его нужно «прогреть», сделать так, чтобы он начал доверять. Именно для этого и нужны разные сценарии разговора.

Секрет №2: внедрите разведчика

В каждой компании бывает момент, когда по какой-то причине падают продажи. И бывает так, что причина эта неочевидна. На такой случай есть один лайфхак, который позволяет быстро узнать, в чём причина спада.

Попросите человека, которому вы доверяете, поработать на вас разведчиком. Возьмите его на работу в качестве менеджера по продажам, пусть он познакомится с коллективом и выяснит, почему не получается продавать. В этом могут помочь контрольные вопросы во время неформального общения:

  • А как вообще работается?
  • Как часто клиенты соглашаются купить?
  • Что тяжелее всего продать?
  • И т.д.

Поскольку человек только пришёл, он не вызовет подозрений. Как правило, коллеги помогают новичку и рассказывают о текущих проблемах. Разумеется, люди не должны знать, что это «разведчик».

Этот секрет позволяет оперативно выявить причину спада продаж. Далее все ресурсы вы уже будете вкладывать не в поиск проблемы, а в её решение, и быстрее вернётесь в колею.

Я был в роли разведчика не единожды и теперь с уверенностью могу сказать, что этот способ работает.

Секрет №3: культивируйте настойчивость

Что делают многие менеджеры отдела продаж, когда клиент им говорит: «Не звоните сюда больше!»? Обычно ставят в CRM статус «Отказ» - и дело с концом. А вот мой опыт показывает, что настойчивость – ключ от всех дверей. Практика показывает, что многие клиенты соглашаются на покупку даже после пятого-шестого контакта.

Так что будьте настойчивы и учите этому подчинённых: отказался клиент – ставьте перезвон через неделю, месяц, полгода, в зависимости от того, насколько резким был отказ. У меня был случай, когда я дожимал клиента 1,5 года – и дожал.

Секрет №4: повышайте статус менеджеров

Продажи могут падать из-за низкой мотивации менеджеров. Речь здесь идёт не только о материальной мотивации, но и о нематериальной. Часто результаты продаж у менеджеров могут упасть из-за их низкого статуса в компании или из-за того, что вы не отмечаете публично их заслуг. Помимо эффективной системы оплаты труда мотивировать можно и с помощью многих нематериальных инструментов:

  • переименование должности;

  • похвала, публичное признание;

  • памятный подарок за особые достижения;

  • справедливый карьерный рост;

  • обучение за счёт компании;

  • внедрение новых инструментов;

  • и т.д.

Помните известную историю, как Стиву Джобсу удалось снизить текучесть кадров и увеличить эффективность сотрудников благодаря переименованию «консультантов» в «гениев»? А я однажды общался с менеджером по продажам, должность которого называлась вице-президент по корпоративным продажам. Он мне рассказал, что такое название должности его сильно мотивирует. Согласен, не стыдно сказать знакомому, что ты – вице-президент.

Так же и с остальными способами. Сложное может вполне оказаться простым.

Секрет №5: вооружите продавцов миссией

Часто менеджеров настраивают не продавать, а «впаривать» товар любой ценой. При таком подходе у многих людей никогда не будет правильного настроя к коммуникации с потенциальными клиентами. Я уверен, что для по-настоящему качественных продавцов важно не «впаривать» товары людям, а помогать им.

Если менеджер будет знать качества вашего продукта и миссию компании, то ему будет легче работать, он будет знать, что помимо работы выполняет социально полезную функцию. Он будет не продавать плиту с защитой от детей, а поможет маме обеспечить безопасность её ребёнку; он будет не «впаривать» смарт-часы, а поможет занятому человеку найти время на личные дела.

Научите людей воспринимать работу как помощь людям – многим менеджерам это поможет трудиться более эффективно.

Biz360.ru


Читайте также: 

Купить нельзя подумать: как «дожать» сомневающегося клиента.
Как небольшой компании научиться продавать крупным игрокам.
Повторные продажи: постоянный клиент выгодней нового покупателя.

04 февраля 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов