Рынок с двойным дном: с какими проблемами сталкивается сегодня индустрия металлической посуды

Прочтёте за 5 мин.

«Покупателя интересует качественный и продуманный продукт, а не блестящая обёртка»

IT-инструменты, которые использует Павел Никитин

  • 1С:Бухгалтерия
  • Jivosite
  • Telegram

События 2022 года и связанные с ними санкции, слом логистических цепочек и уход с российского рынка многих иностранных игроков повлияли практически на все индустрии и бизнес-ниши. Не стал исключением и отечественный рынок металлической посуды. О том, с какими проблемами сталкивается эта сфера и как производители отвечают на вызовы времени, порталу Biz360.ru рассказал владелец завода «МеталлИмпорт» Павел Никитин.

Досье

Павел Никитин – директор завода «МеталлИмпорт» (Сергиев Посад). Предприятие специализируется на производстве алюминиевых сплавов и изделий из них, в частности, посуды и комплектующих для разных отраслей промышленности.

Павел Никитин


Что мешает развитию рынка посуды в России

Рынок металлической посуды в России отличается низкой степенью прозрачности в части контроля над происходящими процессами. Нет чёткой схемы взаимодействия между игроками, конкуренция практически никак не отслеживается, зачастую явный демпинг цен сложно предотвратить. Подобная ситуация выталкивает из цепочек поставок производителей качественной продукции, и полки магазинов заполняют низкосортные товары. 

Несмотря на то, что явного дефицита на рынке металлической посуды не наблюдается, при более детальном рассмотрении можно обнаружить, что производителей не так уж и много. 

Основные причины такой ситуации: 

  • необходимость конкурировать с китайскими продавцами;

  • ошибочное представление о ёмкости и объёме рынка;

  • отсутствие производственных мощностей;

  • дефицит знаний в области современных технологий;

  • засилье компаний-однодневок, для которых самопиар ставится выше долгосрочных результатов. 

В последние годы сложилась негативная ситуация, связанная с беспрецедентным нашествием продукции из Поднебесной. Импортная посуда в большинстве своём отличается посредственным качеством, небольшим разнообразием форм и функциональных характеристик, а также низкой ценой. Отечественным компаниям пока ещё сложно тягаться с многомиллионным оборотом товаров, поставленных на поток. 

  • Основными факторами, блокирующими конкуренцию, отдельные производители называют: 

  • Высокий процент изношенности отечественного производственного оборудования.

  • Необходимость применения ручного труда, что сильно влияет на стоимость.

  • Рост цен на энергоносители.

  • Зависимость от импортируемого сырья.

  • Сложности логистики.

Возникают логичные вопросы о том, как Китай навязывает ценообразование, основываясь на низких тарифах, и как формируется стоимость на китайскую продукцию. Ответ лежит на поверхности – они применяют современные технологии, а на их заводах стоит дорогостоящее оборудование, которое обеспечивает высокую производительность. 

Cookware

Кроме того процесс производства максимально автоматизирован, что снижает количество брака из-за человеческого фактора и, соответственно, уменьшает затраты на единицу товара. Не стоит списывать со счетов и менталитет жителей страны – они крайне трудолюбивы: это проявляется не только в количестве рабочих часов, но и в желании совершенствоваться, понимать тренды и сиюминутные потребности рынка. 

Такой многогранный подход позволил Китаю охватить чуть ли не все страны мира и настроить с ними торговые отношения, захватив лидерские позиции в вопросах поставок, продаж и даже логистики в разных отраслях, в том числе и в производстве посуды. 

Рынок посуды сегодня

Часть российских производителей посуды искренне считает, что современный рынок перенасыщен и потребности рядовых покупателей удовлетворяются с лихвой. Они оценивают ситуацию, основываясь не на грамотной аналитике, а на собственных представлениях, считая нишу неперспективной и неликвидной. В конечном счёте это выражается в том, что собственники перестают вкладываться в развитие компаний, приобретать современные станки и оборудование, делая ставку на другие отрасли. 

Однако исследования говорят об обратном. В допандемийном 2019-м году рынок металлической посуды в России вырос почти на 17%, в 2020-м, несмотря на закрытие границ из-за карантина, удержал позиции. При этом существенно увеличилась доля отечественных производств. Кроме того, отмечается рост оборота интернет-торговли в индустрии. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые пять месяцев 2022 года общий объём интернет-продаж составил 1,9 млрд. рублей – из них на товары для дома приходится 16,9% покупок. 

Во многом росту интереса потребителей к металлической посуде продавцы обязаны периоду пандемии. Оказавшись запертыми в квартирах, люди начали стремиться к обустройству и созданию уюта в среде, в которой вынуждены были безвылазно находиться. Этим и можно объяснить небывалый рост на кухонную утварь, сервировочную и другую посуду на рекордные 18% за 2021 год. Массовое жилищное строительство и повышенный спрос на загородную недвижимость также позитивно сказались на оборотах отрасли. 

Cookware

Для отдельных представителей бизнеса постоянное стремление к совершенствованию продукта – в тягость. Они предпочитают не тратить бесконечные часы на испытание методов производства, разработку дизайна, налаживание технических процессов, транспортировку, презентацию, а отдают предпочтение быстрым перепродажам. 

Но технологии не стоят на месте. Чтобы выпускать продукт, который будет востребован на рынке, придётся вкладываться в производственные мощности, модернизацию оборудования, обучение сотрудников, а также продвижение продукта на рынке. 

В отдельных случаях компании, занимающиеся производством посуды, неверно истолковывают необходимость надёжных коммуникационных связей с потенциальными клиентами. Из-за отсутствия опытных консультантов рядом, менеджмент организации излишне увлекается самопиаром, а товар отходит на второй план. Львиная доля денежных средств начинает расходоваться на рекламу, которая не работает, внешний антураж и попытки отчаянно заявить о себе. Только покупателя-то интересует качественный и продуманный продукт, а не блестящая обёртка. 

Продажа и производство посуды: тренды и прогнозы

Ввиду нестабильной текущей ситуации прогнозы специалистов крайне туманны. Одно можно сказать наверняка: у отечественных игроков рынка есть возможность перенастроить процессы и выстроить стабильный востребованный бизнес в нише по продаже и производству посуды. 

Основными дестабилизирующими факторами индустрии выступают: 

  • перебои с поставками сырья из-за границы;

  • поломки иностранных станков и оборудования с последующей необходимостью долгого ожидания комплектующих;

  • нарушение цепочек логистических поставок;

  • падение доходов покупателей и, как следствие, потребительской активности. 

В то же самое время перемены открывают новые возможности. В частности, многие европейские производители покинули российский рынок и освободили нишу, давая шанс отечественным компаниям занять её. Из-за повышения цен на продукцию, импортируемую из-за рубежа, потребители будут искать альтернативу дешевле, но, без потери качества. Поэтому производителям посуды придётся потрудиться, чтобы предложить оптимальное сочетание доступной стоимости и полного соответствия ожиданиям и требованиям к конечному продукту. 

Cookware

Ещё один положительный фактор: из-за санкций и введённых ограничений финансирование перестало уходить за пределы страны. А это значит, что инвестиции будут направляться на внутреннее производство, помогут укрепить позиции действующих отечественных предприятий, расширить мощности и стимулировать развитие. 

Главным трендом 2022 года стала очевидная переориентация российских лидеров индустрии производства посуды с оборудования и сырья из Европы и Америки на аналоги из таких стран, как Турция, Китай и Индия. Эта тенденция должна упростить процесс эксплуатации и уберечь производственные компании от простоев, затянувшихся ремонтов и длительного ожидания комплектующих. 

Производство металлической посуды: личный опыт

Возвращаясь к тому, почему у Китая получается заполонять рынки других стран своей продукцией, а отечественные компании остаются «за бортом», стоит рассказать о нашем опыте. Значимую роль в становлении и развитии нашего предприятия сыграло плотное сотрудничество с партнёрами из Поднебесной. Их открытость к передаче опыта и глубокая компетенция в вопросах производства посуды помогли нам детальнее познакомиться с технологиями, которые появились в нашей сфере за последние годы. 

Посещение ведущих заводов Китая и консультации с местными специалистами помогли нашему заводу стать первопроходцем в применении в России такой технологии, как метод литья под давлением. Пока конкуренты упражнялись в остроумии и креативности в рекламе, мы оттачивали производственное мастерство и работали над качеством конечного продукта. Новая методика позволила нам выпускать посуду различных диаметров, а также экспериментировать с дизайном и, что особенно ценно, с толщиной корпуса (от которого, кстати, во многом зависит конечная стоимость посуды на рынке). 

Благодаря новым знаниям, у нас возникла потребность обновить оборудование. Большинство предприятий делает ставку на технику, бывшую в употреблении, что редко бывает оправданным. Чаще всего такие машины уже морально устарели и не способны удовлетворять современные производственные потребности. 

Cookware

Кроме того, для комплектации промышленных предприятий новым технически усовершенствованным оборудованием выдаются государственные субсидии, что снижает финансовую нагрузку на бизнес. Мы сделали выбор в пользу нового оборудования и получили эту возможность. 

Следующим шагом после технического перевооружения производства стала реализация стратегии по постепенному отказу от дорогостоящей логистики из Китая. Налаживание полного цикла работ на территории России позволило нам снизить издержки, что сразу отразилось на стоимости посуды. 

Вместо эпилога

Наш пример показывает, что ни исторический фактор, ни даже современные экономические сложности и санкционные ограничения не являются препятствиями для достижения бизнес-целей при грамотно выстроенном производственном процессе и умении перенимать и адаптировать мировой отраслевой опыт к собственным возможностям. 

Ёмкость рынка России сложно переоценить. Наша страна обладает широкой покупательской аудиторией, составляющей не менее пятидесяти миллионов домохозяйств. Развитые производственные, логистические и торговые сети на протяжении последних десяти лет успели обзавестись опытными менеджерами и управленцами, умеющими приспосабливаться к изменяющимся сложным условиям и кризисным ситуациям. 

Так что в перспективе доля отечественной посуды на российском рынке будет расти, качество изделий – улучшаться, разнообразие ассортимента – увеличиваться.  

Павел Никитин

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

14 апреля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов