Один из самых известных брендов Перми – арт-объект на местной набережной под названием «Счастье не за горами». Пермяк Алексей Мальцев догадался запатентовать эту фразу и создал одноимённый бренд одежды. В 2023 году Пермь будет праздновать своё 300-летие, и предприниматель надеется на рост продаж. О том, как создаётся одежда с фразой про счастье и как молодой бренд ищет свою аудиторию в других городах, Алексей Мальцев рассказал порталу Biz360.ru.
Алексей Мальцев – 28 лет, предприниматель из Перми, основатель бренда одежды «Счастье не за горами». Окончил Пермский государственный институт культуры по специальности «менеджмент социально-культурной деятельности». Работал режиссёром театрализованных представлений. Осенью 2022 года открыл своё дело: его компания шьёт одежду под брендом «Счастье не за горами».
Я вырос в небольшом селе в Пермском крае, в небогатой семье. Работал режиссёром театрализованных представлений в краевом центре. Больших сбережений у меня не было, но я копил деньги на машину.
Автомобили с каждым годом становились дороже: сначала коронавирус, потом – политическая ситуация в стране. Я только накопил нужную сумму, а оказалось, что снова надо больше. И тогда я решил, что стоит потратить эти деньги – на тот момент около 300 тысяч рублей – на нужное дело. Хотелось попробовать сделать что-то полезное – открыть свой бизнес.
Долго перебирал варианты, искал нишу. В какой-то момент понял, что в Перми почти не производят одежду. Это совсем не «швейный» город, поэтому много конкурентов я не обнаружил.
В качестве ориентира взял наш пермский проект Molotov, который шил уличную одежду. Решил отличаться тем, что целевая аудитория у меня будет постарше и платёжеспособнее.
Понятно, что одежда с надписью «Алексей Мальцев» никому не нужна. А вот фразу «Счастье не за горами» знают все пермяки и гости города. На набережной установлен арт-объект, который засветился во многих культовых фильмах – в частности в сериале «Реальные пацаны» и картине «Географ глобус пропил».
Я нанял компанию, которая занимается оформлением прав на товарные знаки. Нашёл её случайно. Работал в большом пермском кафе, которому юридическая компания предлагала зарегистрировать собственный бренд. Но владельцам это было не интересно. Я записал контакты этих юристов на будущее. Когда решился открыть своё дело, они мне пригодились.
Для патента потребовалось выполнить ряд условий. Я зарегистрировал ИП, проверил по базам авторские права на фразу «Счастье не за горами». Она оказалась никем не занятой. Я не мог поверить, что всё обстоит именно так.
Зарегистрировать её в качестве бренда было довольно просто. Оплатить налоги ИП и госпошлину, подать заявку на разрешенный товарный знак в определённых классах товаров. Я выбрал только на один класс – одежда и обувь: футболки, кепки, панамы, сумки и т.д. Я имею право использовать фразу «Счастье не за горами» только на этих предметах. Никакой сувенирной продукции, игрушек или магнитов выпускать не могу.
На первом этапе я заплатил юридической компании за оформление прав 70 тысяч рублей. И через 7 месяцев получил патент. В процессе выяснилось, что есть авторские права у автора арт-объекта «Счастье не за горами», но он не стал оформлять никаких патентов. Тут никаких претензий ко мне нет.
Первые 300 тысяч, которые я копил на машину, потратил на закупку материала, пошив коллекции и на рекламу. Ну и на сам патент, как я уже говорил.
Сначала заказывал ткань в Казахстане. Это беби футер – материал для детей, состоящий на 95% из хлопка. Он не скатывается, внутри словно бархатный. Его в России не производят, можно заказать партию у посредников из Москвы или Краснодара, но получается очень дорого. Поэтому в первый раз мы везли ткань из Казахстана. Но сейчас сотрудничаю с московским поставщиком.
Я долго искал цех, который бы взялся за пошив одежды. Кто-то не устраивал качеством, кто-то своей удалённостью. В итоге нашёл ателье в самой Перми, его сотрудники отвечают не только за пошив, но и за разработку лекал.
В нашей линейке – тёплые костюмы (штаны и худи), футболки, панамы, поясные сумки, толстовки и носки с надписью «Счастье не за горами». В среднем цех отшивает для нас около 25 штук изделий каждого типа в месяц. Мы делаем заказы по мере необходимости. Что-то мы храним на небольшом складе, что-то сразу отправляем клиентам. Мы уделяем особое внимание качеству, так как это именно то, что покупатели расскажут о нас своим друзьям.
В бизнесе мне помогает моя девушка. Я отвечаю за всё производство и партнёрство с магазинами. Так как я таргетолог, то на начальном этапе сам настраивал рекламу в соцсети «ВКонтакте», где у бренда есть свой аккаунт. Теперь соцсети ведёт моя девушка.
Основной упор в продвижении мы делаем на сотрудничество с блогерами на платной основе. Привлекаем местных блогеров. Пермь – это не Москва, здесь хорошо работает сарафанное радио, потому что все друг друга знают.
Так как мы работаем с конца прошлого года, то постоянных клиентов пока немного. Чаще всего нашу одежду покупают люди, которые уехали из Перми. У них есть финансы, потому что, как правило, они уезжают из нашего города ради работы и более высокого дохода. Мы можем судить, где они живут, по географии наших посылок: заказы отправляем в Москву, Екатеринбург и Питер. Наши клиенты готовы заплатить за качество, а надпись на одежде «Счастье не за горами» для них что-то вроде ностальгии.
Но покупают нашу продукцию и в Перми. Здесь наша целевая аудитория – молодые люди 25-35 лет. Кто-то может купить костюм за 10 000, а кто-то носки за 50 рублей. Но средний чек у нас держится около 3000 рублей.
Основные продажи ведём в нашей группе во «ВКонтакте». В планах – открытие своего шоурума.
За последние два месяца мы заработали 500 тысяч рублей. 300 тысяч ушли на оплату расходов: закупку тканей, юридические вопросы, связанные с патентом, госпошлины. Оставшиеся от выручки 200 тысяч я решил пустить на развитие проекта.
Когда мы только открылись, динамика продаж была очень хорошей. Особенно на 23 февраля и 8 марта. В апреле пошёл спад. А сейчас всё ровно и без скачков. Но я рассчитываю на хорошие продажи этим летом. 12 июня в Перми планируется масштабное празднование 300-летия города. Наша фирменная продукция с надписью «Счастье не за горами» должна пользоваться спросом. По крайней мере, я на это рассчитываю: подал заявки на продажу нашей одежды в некоторых офлайн-точках.
Я пришёл в бизнес из области массовых мероприятий. Выбрал специально незнакомую для себя нишу, чтобы научиться чему-то новому и попробовать себя в непривычном качестве. Я много не знал о производстве и продаже одежды, но пока обошлось без крупных ошибок. Пройдя определённый путь, понимаю – надо было перед стартом найти опытных наставников, заплатить им и получить грамотные консультации. Это сэкономило бы мне деньги, время и нервы.
Продолжаю работать. Машину не купил, а мой бизнес только-только окупился и ещё не приносит чистой прибыли. Но уже на пороге этого – я в предвкушении.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».