Управление ассортиментом: тренды, инструменты и новые возможности

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Сергея Леонова

IT-инструменты, которые использует Сергей Леонов

  • Trello
  • 1С:Управление торговлей
  • Zoom

Управление ассортиментом – один из самых важнейших процессов для розничной торговли. От того, насколько грамотно спланирован ассортимент и насколько качественно наполнена конкретными товарами ассортиментная линейка, зависит эффективность работы и отдельной торговой точки, и ритейловой сети. О том, что такое качественное управление ассортиментом и с помощью каких инструментов его можно добиться, порталу Biz360.ru рассказал Сергей Леонов, создатель «Альянса Региональных Ритейлеров».

Досье

Сергей Леонов – основатель и CEO «Альянса Региональных Ритейлеров», эксперт в сфере автоматизации управления товарными категориями в ритейле с более чем 20-летним стажем. Работал в крупных торговых сетях, где внедрял новые технологии в бизнес-процессы, разрабатывал ПО, управлял магазинами разных форматов. В 2017 году основал «Альянс Региональных Ритейлеров», миссия которого – решение задач по автоматизации управления товарными категориями и оптимизации цепочек поставок.

Сергей Леонов

Что из себя представляет управление ассортиментом  

Ключевая задача управления ассортиментом обеспечение устойчивого развития бизнеса через адаптацию к постоянно меняющимся потребностям клиентов и конкурентной среде. Решается она путём глубокого анализа рынка, точного прогнозирования спроса, оптимизации товарных запасов и грамотного подбора ассортимента. 

Эффективность управления ассортиментом зависит от правильного соотношения количества товаров в товарных свойствах, ценовых сегментов, стоимости цепочки поставок от производителя до полки магазина, а также от регулярного отслеживания изменений рынка (конкурентной среды и изменений спроса в разных регионах в разных форматов покупательских предпочтений). 

Например, согласно исследованию McKinsey, компании, активно использующие данные для управления ассортиментом, увеличивают свои продажи на 2-5% и улучшают маржинальность на 5-10%. 

Как изменения на рынке влияют на управление ассортиментом

Современный рынок динамичен и тяжело предсказуем. Изменение потребительских предпочтений и привычек, рост конкуренции (как в офлайне, так и в онлайне), технологические изменения, экономические колебания всё это оказывает влияние на управление ассортиментом. Я выделил четыре ключевые тенденции, которые мы видим сейчас на рынке: 

  • Изменение потребительских предпочтений. В частности, зумеры (молодые люди, родившиеся с 1997-го по 2010-й годы) с их ценностями устойчивого развития, экологичности и персонализации требуют новых подходов к формированию ассортимента. Готовые блюда, быстрая доставка, широта вкусов, удобная и красивая упаковка это далеко не все факторы, которые характеризуют «новое» потребление.

  • Активное развитие новых технологий. Электронная коммерция, интернет-маркетинг, искусственный интеллект и аналитика данных позволяют лучше понимать потребности клиентов и оптимизировать ассортимент. Да и сами покупатели всё больше пользуются технологическими инструментами, гаджетами и новыми возможностями, чтобы выбирать для себя лучшее и доступное по цене.

  • Продолжение процесса глобализации. Рост конкуренции на международном уровне становится всё выше и выше, что требует адаптации ассортимента к специфике разных рынков и культур. Россия – не исключение, в частности, миграция тысяч людей из Средней Азии устанавливает новые потребности в ассортименте локальных игроков.

  • Регулярные экономические колебания. Изменения покупательной способности, растущая инфляция и девальвация валюты, рост конкуренции также влияют на ценообразование и доступность товаров. 

Вместе с изменениями ситуации на рынке, к которым необходимо адаптироваться, появляются и новые инструменты, которые помогают компаниям эффективно работать: 

  • Прогнозное моделирование. Компании всё активней и чаще используют алгоритмы машинного обучения для прогнозирования спроса, оптимизации запасов и определения оптимального ассортимента. Искусственный интеллект уже сейчас решает многие задачи и делает более корректными товарные запасы (в том числе и для российских ритейлеров).

  • Персонализация. Технологии позволяют разрабатывать индивидуальные предложения для каждого покупателя на основе его истории покупок, предпочтений и демографических данных. Кроме того уже сейчас идут тесты по персональным ценам на товары в таких индивидуальных предложениях.

  • Омниканальность. Бесшовный клиентский опыт становится возможен благодаря использованию разных каналов продаж одной и той же компанией.

  • Управление цепочкой поставок. Оптимизация логистических процессов продолжает оставаться важным фактором для быстрого и эффективного реагирования на изменения спроса. 

Однако какими бы эффективными не были инструментами, важно не забывать, что главным приоритетом всегда должно оставаться удовлетворение потребностей клиента. 

Как добиться эффективного управления ассортиментом

Эффективное управление ассортиментом задача, требующая комплексного подхода. 

Во-первых, интеграция данных является основой успешного управления. Согласование информации из различных направлений от продаж и складских запасов до маркетинговых исследований формирует целостное видение потребительских предпочтений и трендов. Это позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке. 

Во-вторых, использование аналитических инструментов помогает выявлять скрытые закономерности, что способствует оптимизации ассортимента и устранению из товарной линейки менее прибыльных товаров. Например, регулярный анализ поведения покупателей может подсказать, какие позиции стоит исключить, а какие развивать. 

Третий важный аспект стратегическое планирование, которое формирует чёткий план действий, определяя цели и порядок шагов к успеху. Это помогает улучшить процессы принятия решений и управление товарным портфелем. 

Как я уже говорил выше, искусственный интеллект сейчас становится незаменимым инструментом в борьбе за эффективность. Он помогает анализировать данные быстрее и глубже, предсказывать изменения спроса и поддерживать конкурентоспособность, переводя управление ассортиментом на совершенно новый уровень. 

Например, Danone использует искусственный интеллект для прогнозирования изменений в вариабельности спроса, что улучшило точность прогнозов на 20% и снизило потери продаж на 30%. А в «Эльдорадо» благодаря модели от OWOX B, смогли определить вероятность покупки для каждого пользователя сайта, оптимизируя расходы на рекламу. 

Заключение

Эффективное управление ассортиментом это искусство, способное превратить товарный поток в поток прибыли. Компании, осознающие важность этого аспекта, получают возможность предугадывать потребности потребителей и предлагать именно то, что они ищут и готовы купить. 

Оптимизация ассортимента позволяет не только избежать излишков и недостач, но и значительно улучшить рентабельность.

Retail

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

16 августа 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов