Выдержать паузу, отказаться от демпинга: несколько важных антикризисных рекомендаций

Прочтёте за 3 мин.

«Мы перетрясли все наши процессы, как старый мешок»

IT-инструменты, которые использует школа CODDY

  • Discord
  • Hamachi
  • Radmin

«С одной стороны, я ненавижу этот кризис – он принёс кучу стресса. А с другой стороны, я ему очень благодарна», - говорит предприниматель Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей CODDY. В корона-кризис у её проекта увеличилось количество учеников и усилилась команда, а падение выручки составило лишь 10% по сравнению с прошлым годом. О том, какие уроки удалось извлечь из кризиса, Оксана Селендеева рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru. 

Досье

Оксана Селендеева, предприниматель из Москвы, основатель международной школы программирования для детей  CODDY. Около 17 лет работала маркетологом в компаниях МТС, Pepsico, Ericsson, банках «ЮниКредит» и «Сбербанк». Школу программирования CODDY основала в 2016 году, находясь в декретном отпуске. Сейчас проект работает в 134 городах в 13 странах мира, для детей в возрасте от 3 до 18 лет ведётся обучение по 75 направлениям.

Оксана Селендеева

Общаться с командой и с партнёрами

Главное в кризис – это коммуникация. В нашем случае – активный диалог с командой и  партнёрами. Да, это дополнительная нагрузка, но у такого диалога есть две важные цели. Первая – успокоить: все должны знать, что мы – одна команда, нам надо сплотиться и быть целостными. Вторая цель – определить в это непростое время новые задачи и понять, как вместе их решить. 

Когда сотрудники и партнёры знают, что их не оставляют с кризисом один на один, что мы вместе трудимся над решением возникших проблем, им сразу становится легче. Чувствуя поддержку, они способны эффективно работать и не паниковать. 

Делегировать новые задачи

Нужно разделить команду на небольшие группы. У нас более 200 партнёров, плюс 154 преподавателя в команде - я, как владелец бизнеса, не могу управлять всеми. Поэтому я делегирую коммуникацию и работу в группах менеджерам. 

В кризис у каждого сотрудника стало больше задач, но нам удалось их грамотно разделить. Например, при переходе в онлайн мы тестировали различные платформы: одни анализировали Zoom, другие – Disсord, третьи искали что-то ещё. Каждый делал свою работу и понимал, что всё это ради нашей компании, ради большой цели.

Следить за своим здоровьем

Кризис обернулся для меня большим стрессом. В феврале, прямо накануне пандемии, мы закупили ноутбуки Acer на 800 000 рублей, поэтому к началу режима изоляции у нас на счету почти не было средств. Тут ещё доходы резко снизились, а расходы остались на том же уровне. Я чувствовала себя загнанной в угол крысой, на которую замахнулись палкой. Единственная мысль – как выплатить сотрудникам их зарплату к концу месяца?

Это был самый серьёзный стресс на моей памяти. Два месяца пролетели как один день: я работала без выходных, с утра до позднего вечера. При этом убеждала себя: «Какая я молодец, не парюсь и не испытываю стресса, просто работаю». 

На самом же деле нервное напряжение было так велико, что начало сказываться на моём здоровье – появился тик, ухудшился метаболизм, я набрала почти три килограмма, хотя регулярно занималась спортом и  следила за питанием. Затем появилась перхоть, стали выпадать волосы. Я грешила на самоизоляцию, а стресс даже не принимала в расчёт. 

Эта ситуация показала мне, что нужно внимательно прислушиваться к своему организму - для предпринимателя, который часто сталкивается в работе с рисками и стрессом, это особенно важно. Чтобы не усугубить ситуацию, лучше обратиться к успокоительным средствам, как только появились первые признаки нервного напряжения. 

Взять паузу для принятия решений

Я не согласна с утверждением, что в кризис нужно «быстро действовать и быстро принимать решения». При таком подходе ты не успеваешь с холодной головой проанализировать ситуацию. Мозг под воздействием кортизола кричит, что нужно бежать от опасности. Но куда, в каком направлении? Ты не способен мгновенно отделить здравые, адекватные мысли от тех, что рождаются под воздействием страха. 

Мой жизненный опыт говорит: необходимо брать паузу. Только после того, как ты снимешь стресс и успокоишь своё сознание, появится возможность нормально мыслить и рассуждать. 

Первое время я наблюдала за тем, как развивается ситуация с коронавирусом, анализировала принимаемые меры, и только после этого решилась написать информационные письма партнёрам, преподавателям и родителям наших учеников. 

Ценить свой продукт

Не стоит бездумно снижать стоимость своих товаров и услуг в кризис, даже под напором запросов аудитории. Мы давно установили цены на наши месячные абонементы. При переходе в онлайн не стали ничего менять, потому что не собирались платить преподавателям меньше за тот же объём работы. Единственным изменением в нашей политике стало то, что мы разрешили родителям оплачивать занятия по одному уроку, если они не готовы сразу приобрести абонемент. 

Большинство наших клиентов адекватно отреагировали на такой подход. Лишь очень немногие давили на менеджеров: «Вы перешли в онлайн – сделайте ваши занятия дешевле». Я снимаю шляпу перед нашими менеджерами, которые «стояли насмерть», и перед преподавателями, которые решительно взялись за работу в онлайне и не допустили, чтобы наши группы распались. 

В итоге отток учеников был минимален, а учёба продолжалась до июля, как и было запланировано. 

Действовать, а не ждать помощи

Если предприниматель в кризис не начнёт делать что-то, что приносит результат, его проект ничто не спасёт. Ему не хватит никакой «подушки безопасности»: она просто отодвинет смерть его бизнеса на какое-то время. Не поможет и так называемая цеховая солидарность — в неё я вообще не верю. 

Нужно усвоить: есть только ты и твоя команда, а рассчитывать можно только на себя и свои силы. 

Вместо резюме

С одной стороны, я ненавижу этот кризис – он принес кучу стресса. А с другой стороны, я ему очень благодарна. 

Из-за него мы пересмотрели в CODDY абсолютно всё, что только можно было пересмотреть: продажи, менеджмент, работу с клиентами и учениками, собственный сайт, маркетинг. Мы перетрясли все наши процессы, как старый мешок - что-то выкидывали, что-то добавляли и улучшали. Научились расходовать средства более точечно, начали автоматизировать очень многие процессы, а сама я стала уделять больше внимания личному бренду - всё благодаря корона-кризису. 

Но несмотря на пользу, которую принесла нам эта ситуация, пусть такие кризисы случаются пореже.

Оксана Селендеева

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

03 августа 2020 14:00

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов