Неформальное общение с коллегами-предпринимателями и заведение полезных знакомств и связей может стать мощным драйвером для бизнеса. Нетворкинг помогает получать клиентов, больше зарабатывать, прокачивать компетенции и выходить на новые уровни. Многие это понимают – и открывают свои бизнес-клубы, специализирующиеся на нетворкинге. О том, что нужно учитывать при создании бизнес-клуба, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Юлия Корчагина-Озджан, сооснователь бизнес-клуба First Faces.
Юлия Корчагина-Озджан – сооснователь бизнес-клуба First Faces. По образованию – журналист, работала в ИТАР-ТАСС, журнале «Русский репортёр», на телевидении. Член союза пиарщиков России и Ассоциации спикеров СНГ, ментор по личному бренду и коммуникациям. В сентябре 2022 года вместе со экспертом по нетворкингу Екатериной Голубь создала бизнес-клуб First Faces.
Я убеждена, что нетворкинг – лучший инструмент в построении бизнеса и выполнении бизнес-задач. Лучший. Самый крутой и прекрасный, приносящий много клиентов, денег и реальные результаты. Во многом благодаря нетворкингу я за год заработала несколько миллионов рублей и смогла вывести на такие же результаты десятки клиентов. Создание собственного бизнес-клуба стало логичным продолжением моего пути: я больше года была участницей различных сообществ.
Идеальный клуб для нетворкинга – это уютное закрытое сообщество, где каждый участник может найти поддержку и помощь, где все болеют не только за собственные результаты, но и за достижения других людей. Сейчас, в непростое для всего мира время, такие сообщества особенно важны.
Кроме того, бизнес-клуб даёт участникам массу возможностей: вы можете поучиться у профессионалов своего дела, настоящих практиков, получить маркетинговую поддержку и пиар.
Казалось бы, всё просто: соберите несколько специалистов, готовых делиться своим опытом, через соцсети найдите участников, установите вступительный и ежемесячный взносы – и начинайте встречаться и общаться. Однако на практике всё сложнее. Расскажу об ошибках, которые вижу в бизнес-клубах.
У любого бизнеса должна быть цель. Куда мы идём? Чего хотим добиться в конечном итоге? Что принесём людям? И люди прописывают миссию бизнес-клуба, правила, условия участия, громкие лозунги…
Однако бизнес-коммьюнити для его создателей – это, в первую очередь, бизнес. То есть ваш клуб должен приносить вам деньги. Поэтому при составлении стратегии обязательно уделите внимание финансовому планированию и результатам.
Если будете фокусироваться исключительно на некоей благотворительности, быстро выгорите и закроете сообщество.
Зачастую основатель бизнес-коммьюнити повторяет ошибку создателей других бизнесов – считает, что точно знает, что и как делать. Он создаёт клуб, исходя из своих представлений, и всю ставку делает на что-то одно. Я приглашу сильных экспертов, чтобы в клубе каждый день шли какие-то тренинги. Я буду проводить только встречи офлайн, потому что считаю, что онлайн работает хуже. И не замечает, что участники толком не общаются между собой, только присутствуют на обучениях. Или отсекает огромный сегмент онлайн-аудитории.
Бизнес-клуб для нетворкинга – это живая экосистема. Участникам будет хорошо, если каждый может вложиться в общее дело, что-то привнести. Если же клуб полностью зависит от мнения владельца и его желаний, этакий пример авторитаризма, очень скоро в нём начнутся проблемы.
Поэтому важно пробовать разное. Тестировать различные инструменты, проявлять гибкость, не закрываться и не зацикливаться. Вы открыли клуб, пригласили в него людей – а дальше чутко наблюдайте, как эта система развивается. Гибкость – наше всё.
Задача бизнес-клуба – совместными действиями всех участников принести каждому реальные результаты:
-
Клиентов;
-
Деньги;
-
Новую систему продаж;
-
Новые филиалы;
-
Выход на новый для себя рынок.
В общем, что-то, что вы можете измерить, описать и потом показать другим – вот, смотрите, участники моего клуба сделали вот это и получили вот столько.
Но я не раз видела, что бизнес-коммьюнити со временем превращается в кружок по интересам. Давайте пройдём коучинг! Давайте сходим вместе на эту онлайн-практику! Давайте в следующую среду соберёмся поболтать и попить чаю!
В итоге все топчутся на одном месте и рассказывают о себе любимых. Если в вашем клубе на встречах основной упор идёт на «я» и «успешный успех» участников, а не на то, как вы все можете друг другу помочь, что-то пошло не так. Клуб должен помогать найти своё призвание и путь, а также привести по нему к крутым результатам.
Бывает, что человек платит взнос, приходит в клуб и не понимает, что же ему делать дальше. Что тут происходит вообще? Никто ничего не объясняет. Появляется ощущение, что у меня взяли деньги и бросили. Значит, в вашем клубе проблема с коммуникациями – или их вообще нет.
Проследите путь участника, распишите его на бумаге. Например, мы в First Faces выстроили целую систему линейной коммуникации: как и когда происходят созвоны, как и по какой методике мы строим цели каждого участника, как замеряем результаты и по каким показателям понимаем, что участник встроился в клуб, как в нём живёт и как растёт. Без этого движения либо не будет, либо оно будет хаотичным – и результаты такими же.
Честность – основная моя ценность, и я считаю, что, если её будет разделять как можно больше людей, мир станет лучше. Я убеждена, что в бизнес-клубах коммуникация всегда должна быть прозрачной и понятной для всех – причём не только для участников, но и для людей со стороны (то есть тоже участников, но потенциальных).
Например, мы в своём клубе сейчас перестраиваем 90% команды. Можно было бы об этом умолчать, но я предпочитаю говорить честно: прежняя команда совершила ряд ошибок, которые меня не устраивают, и мы всё меняем. У меня такие ценности, их должны соблюдать все, с кем я работаю.
Таким образом я показываю всем, что я живой человек, но при этом беру на себя ответственность и несу все риски. А надо понимать, что лидер и основатель клуба – его лицо, и именно по этому человеку будут судить о самом сообществе.
Классическая ошибка русского бизнеса: сделать сделали, а продать забыли. К сожалению, у нас принято экономить на маркетинге: считается почему-то, что хороший продукт сам себя продаст. Люди просто как-то сами узнают и увидят, что у нас в клубе классно, и сами заплатят нам членские взносы.
В лучшем случае набирается команда каких-то не очень профессиональных людей, часто даже студентов. Они пока не понимают, что и как им продавать, опыта не хватает – а владелец клуба не даёт им чётких рекомендаций. Ещё и зарплату устанавливает фиксированную, без привязки к продажам, а значит, у сотрудника и мотивации продавать нет.
То есть получаем команду людей, которые продают непонятно что непонятно кому. Они пишут странные шаблонные тексты, неправильно общаются с аудиторией, лепят одну ошибку на другой. Причём внешне всё может быть красиво нарисовано, но внутри просто фикция и минимум продаж. Такой бизнес долго не продержится.
Бизнес-сообщество – сложная система, в которой есть продажи, маркетинг, пиар. Кто-то должен писать тексты, общаться с участниками, организовывать встречи и созвоны, налоги платить, в конце концов. И этим не может заниматься один человек. И два человека тоже не могут.
Вам нужна команда, причём с самого начала, иначе вы на всех парах будете двигаться к выгоранию. Делегируйте задачи специалистам: маркетинг – маркетологу, налоги – бухгалтеру, тексты – копирайтеру и так далее. Люди, которые в этих задачах очень хорошо разбираются, не наделают ошибок и смогут ответить за результаты.
А сами занимайтесь тем, что никто, кроме вас, сделать не сможет. Только в этом случае ваш бизнес-клуб – как и любой другой бизнес, кстати – ждёт успех.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».