Стереотипы мешают многим предпринимателям вести свои дела так, чтобы получать удовольствие от бизнеса и обычной жизни. Норвежский миллиардер и девелопер Петтер Стурдален в своей книге «Ура, понедельник!» описывает техники, которые помогают ему наслаждаться тем, что он делает. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем некоторые её важные рекомендации.
Мы переоцениваем свои возможности. Мы все совершаем эту ошибку. Вот в чём она состоит: те, кто меньше знает, чувствуют себя увереннее всего. Учёные называют это эффектом Даннинга-Крюгера.
Если мы совершенно ничего не знаем о чём-то, то, к счастью, понимаем, что ничего не знаем. Но, как только мы приобретаем немного знаний, наша уверенность в себе воспаряет в небеса. И мы тут же провозглашаем себя экспертами. Нам всё понятно, решения очевидны, и мы смотрим сверху вниз на тех глупцов, которым это недоступно. Мы называем других дураками, хотя сами при этом забираемся на «Вершину глупости» - точку максимального несоответствия знаний и уверенности в себе.
И вот что интересно: после этой первой фазы чем больше знаний мы получаем, тем менее уверенными себя чувствуем. Такое часто происходит на работе: те, кто меньше всего знает, громко кричат, а более опытные молчат. Особенно, к сожалению, это касается женщин. На «Вершине глупости» полным-полно самоуверенных мужчин. И именно они, как правило, громко кричат с этой вершины.
Эксперты обычно уже понимают, что они много знают, так что их уровень уверенности приближается к «Вершине глупости». Но не достигает её. Эксперты понимают, что чего-то они точно не знают, поэтому высказываются всегда с большой осторожностью.
Это чрезвычайно важно для бизнеса. Чаще всего руководители прислушиваются к тем, кто говорит очень уверенно, не понимая того, что на самом-то деле говорящие почти ничего не знают. По этой же причине в бизнесе часто не слышат голоса женщин.
Чтобы этого избежать, стоит позаботиться о том, чтобы услышать всех ещё до того, как начнётся дискуссия. Я использую особую технику, которую называю «перекрёстный допрос».
Если, например, нам предлагают купить для нашего холдинга Nordic Choice сеть отелей, я не обсуждаю это на общем собрании. Общее собрание – любимое место обитания горных козликов с «Вершины глупости». Вместо этого я разговариваю с ведущими сотрудниками разных отделов лично. Я представляю им проект максимально объективно, чтобы они не смогли понять, что лично я о нём думаю. Проще всего всегда соглашаться с шефом, поэтому я заставляю их высказать своё личное мнение.
Я собираю мнения разных людей с разным опытом и разными взглядами. Благодаря этому я могу принять правильное решение. Кроме того, так я включаю в своё решение всю компанию, ведь сотрудники чувствуют себя вовлечёнными, их мнение услышали до того, как приняли решение. Это касается даже тех, кто высказался против того, что я в итоге сделал. Большинство людей готовы смириться с тем, что их мнением не воспользовались. Гораздо хуже, если их даже не спрашивают.
Другой вариант я называю «руководство презерватива», когда решение притягивается за уши. Как правило, начальники всегда самые самоуверенные. Они считают, что умеют работать лучше, чем все остальные сотрудники. И даже если они и вовлекают сотрудников в обсуждение, на самом деле решение уже принято самым главным экспертом. Им самим.
Мы также выглядим глупее, чем мы есть, когда прислушиваемся к своей интуиции. И даже учёные NASA поступают так же, как и все мы. Интуиция помогала нам выживать тысячи лет, так что я вовсе не отрицаю её эффективность. Иногда она работает потрясающе. Например, когда нужно выбрать партнёра. Или работу. Или решить, стоит ли кому-то доверять. В таких ситуациях включается наша биологическая машина, и у нас возникает ощущение, что мы знаем, что следует делать. Но дело в том, что в других областях интуиция тоже активно взаимодействует с нами, и вот здесь доверять ей стоит не всегда.
Интуиция воспринимает лишь ту информацию, которая поддерживает уже сделанный нами выбор. Это называется «предвзятость подтверждения», мы постоянно с ней сталкиваемся. Мы читаем комментарии журналистов, с которыми согласны, изучаем исследования, подтверждающие то, во что мы верим, общаемся с теми, кто разделяет наши взгляды, ищем в интернете сайты, подкрепляющие нашу точку зрения.
Предвзятость подтверждения также влияет и на память. Мы лучше запоминаем то, что поддерживает наши предубеждения. В первую очередь так происходит с идеями, в которые мы твёрдо верим и эмоционально вовлечены. Во время экспериментов людям предлагали прочитать статьи, например, о смертной казни. Те статьи, которые противоречили их убеждениям, люди считали неправдоподобными, а те, которые соответствовали им – обоснованными и продуманными.
И это не всё. Даже читая статьи с противоположным мнением, люди ещё сильнее убеждаются в правоте собственных взглядов. То есть те, кто выступает за смертную казнь, ещё сильнее начинают в это верить, прочитав статьи, в которых говорится о том, что смертная казнь не предотвращает будущие преступления. Мы все так поступаем.
Неважно, какие у нас политические взгляды, уровень IQ и образование. Иногда ум только вредит. Наш разум выступает адвокатом интуиции. Смекалка, как команда адвокатов, защищает спинальный рефлекс. И самые умные из нас иногда оказываются в дураках.
Бороться с этим можно, задавая себе вопросы каждый раз, когда включается интуиция. К тому же нужно быть открытым для поступающей информации. Слушать настоящих экспертов и исследователей, с готовностью воспринимая то, что они говорят. Математика, статистика и научный метод созданы именно для того, чтобы не дать интуиции вас обдурить. С их помощью можно противостоять предвзятости подтверждения и другим ошибкам разума, отличить причину от результата, случайность - от закономерности, предубеждение - от реальности. Эти научные методы действительно работают. Благодаря им были побеждены некоторые болезни, а люди высадились на Луну.
И твёрдая уверенность, и интуиция позволяют меня одурачить, поэтому мне нужно избегать их, чтобы принимать осознанные решения.
Многие руководители предпочитают казаться самыми умными и из-за этого блокируют развитие компании. Если бы в Nordic Choice самым умным был я, компания не поднялась бы выше моего уровня. Поэтому я всегда стараюсь нанимать тех, кто умнее меня, и чем больше их будет, тем лучше.
Именно поэтому Google и Microsoft охотятся за умниками. Когда нанимаешь того, кто умнее остальных, подтягиваются все. Люди, которыми мы себя окружаем, оказывают на нас огромное влияние. Они становятся источником новых знаний, опыта, идей и перспектив, счастья и благополучия. Они формируют наше мировоззрение, нашу личность, наш интеллект. Благодаря им мы становимся более умными и открытыми. Становимся лучшей версией себя. В то же время из-за них мы можем стать ограниченными и недалёкими.
То есть в целом нашу личность формируют два элемента: гены и окружение. С генами мы ничего поделать не можем. Но мы можем окружить себя правильными людьми. Это не так просто, как кажется.
С друзьями, особенно с теми, с кем мы дружим давно, расставаться нелегко, даже если в глубине души мы понимаем, что они плохо на нас влияют. Всегда найдутся те, кто использует нас, не хочет, чтобы наша жизнь была успешной, кто нам вредит. И мы всё равно общаемся с ними, потому что давно дружим. Мы не хотим, чтобы нас считали нелояльными. Но дружба не может основываться только на лояльности. Её нужно заслужить. Вы не обязаны оставаться в отношениях, которые вас не устраивают. От того, что вы не будете общаться с людьми, которые не хотят для вас хорошей жизни, эгоистом вы не станете.
Я не устаю повторять, что люди недостаточно часто меняют работу. Возможно, некоторым из нас стоило бы почаще менять друзей или по крайней мере стараться заводить новых. Обычно с возрастом люди вообще перестают это делать. Новые друзья не позволяют вам застояться. Благодаря им вы узнаёте новое. Вы развиваетесь. И умнеете.
От круга нашего общения зависит не только наше будущее. Наши друзья уже повлияли на то, какими мы стали. Именно поэтому я никогда всерьёз не воспринимаю слова успешных бизнесменов о том, что они «сделали себя сами». Никто «сам» себя не сделал. Даже если вы начали свой путь с пустыми руками, по дороге вам точно попадались люди, которые вам помогали.
Мы умные и смекалистые потому, что окружили себя таким людьми. За каждым успешным человеком стоит длинный ряд тех, кто причастен к его славе. Мой успех был бы невозможен без некоторых людей. Без моего верного помощника в течение многих лет, моей «правой руки», директора Nordic Choice Торгейра Сильсета, без его жены Линды, которая стала одной из важнейших фигур зарождавшейся компании, без финансового директора концерна Strawberry, самого умного парня на свете Мадса Б. Коха, без финансового директора Nordic Choice Трине Марсдал, без Кеннета Андерсена, отвечающего за мои инвестиции. Мой список длиннее этой книги. Без этих людей я бы не справился.
Не только в настоящем, но и в прошлом рядом со мной всегда было очень много тех, благодаря кому я стал умнее и лучше, благодаря кому я добился того, что у меня есть. В какой-то момент все они перевернули мою жизнь. На самом деле по уму я середнячок. Я средне управляюсь с цифрами. Средне разбираюсь в недвижимости. Средне продаю. Совершенно не умею управлять отелями. Но для того, чтоб мы были лучшими, мне совершенно необязательно быть таковым. Важно нанимать правильных людей на работу.
В общем и целом бизнес - штука несложная. Если нанимать лучших, всё будет отлично. Вот вам ответ на вопрос, как я, не самый умный на свете человек, компенсирую недостаток ума. В личной жизни работает тот же принцип. Всё зависит от того, кто рядом со мной. Мне нужны люди, которые мыслят иначе. Которые заставляют меня мыслить иначе. Которые умеют делать то, что не умею я. Умные друзья – это моя волшебная палочка, благодаря которой я избавляюсь от уверенности в том, в чём совершенно ничего не смыслю, предвзятости подтверждения и от ошибок, подсказанных интуицией. Умный человек всегда постарается оставаться самым глупым человеком в комнате.
Подробнее о том, как избавиться от стереотипов в обычной жизни и бизнесе, читайте в книге Петтера Стурдалена «Ура, понедельник!».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».