Сибирячки Ирина Солдаева, Татьяна Богданова и Елена Бородич - молодые мамы. Сейчас у Татьяны и Ирины по двое детей, Елена второго только ждёт. А ещё у них есть общий «ребёнок» - бренд детской одежды Mini Dino, который выпускает вещи в стиле «динозавров». Девушки начинали с продаж детской одежды российских брендов через Instagram, пока были в первом декрете. А потом стали выпускать необычные куртки и жилеты под собственной маркой.
Елена Бородич, 30 лет. Родилась в Анжеро-Судженске, окончила истфак Томского государственного университета, получила диплом документоведа. Замужем, ждёт второго ребёнка. Татьяна Богданова, 32 года. Родилась в Караганде, окончила филфак ТГУ. Замужем, двое детей. Ирина Солдаева, 33 года. Родилась в Киселёвске Кемеровской области, окончила филфак ТГУ. Замужем, двое детей. До декрета девушки работали в разных компаниях в сфере продаж, затем каждая создала страницу в Instagram с детской одеждой. В 2016 году открыли первый в Томске шоу-рум детской одежды. С 2017 года совместно развивают бренд Mini Dino.
У нас целый кооператив из мам в декрете, говорят Елена Бородич, Татьяна Богданова и Ирина Солдаева. Каждая из них начинала бизнес самостоятельно, с продажи детской одежды через Instagram, а потом они объединились и открыли свой шоу-рум. Позже к кооперативу присоединилась ещё одна активная мама. И в шоу-руме появилась ещё и обувь. Сегодня кооператив не только продаёт чужие вещи, но и производит свои. Пока в основном куртки и жилеты. Но задумок и планов у девушек много.
Елена завела Instagram с детской одеждой первой, ещё в 2014 году. «Просто так сидеть в декрете было скучно. Как только ребёнку исполнилось полгода, я начала придумывать, чем бы заняться. Завела страницу в Instagram и начала продавать детские вещи, которые нравились мне самой», - вспоминает Елена.
Татьяну и Ирину на создание своего дела тоже сподвиг декрет, только немного позже - в 2016 году. «Нам хотелось какой-то активности. И вот однажды увидели в интернете интересный проект: комбинезоны российской фирмы «Бамбинизон». Узнали, что в Сибири их не найти, поэтому решили привезти эту одежду в Томск», - рассказывают подруги.
В 2016 году девушки познакомились и решили работать вместе. «На одном из творческих проектов я познакомилась с Леной, подружилась с ней. Когда мы поняли, что наши продукты не пересекаются и мы не являемся конкурентами, решили открыть вместе шоу-рум, через год сменили его на более просторный. А прошлой весной - примерно год назад решили сами производить одежду», - рассказывает Татьяна.
На дино-куртках и жилетах остановились после того, как изучили спрос на одежду, которую продавали. Посмотрели, что лучше всего покупают дино-толстовки. Поэтому и решили реализовать что-то своё на эту же тему, рассказывает Елена: «Но мы пошли дальше, и наши куртки сделали более похожими на динозавров. На самом деле сейчас шипы используют многие. Кто и когда это придумал, уже не вспомнить. Но именно такую форму с заниженным хвостом и шипами придумали мы сами. Придумали не сразу, а по чуть-чуть, потихоньку, помаленьку. Мы всё сначала примеряем на себя. Всегда спрашиваем себя: стали бы одевать в это своих детей, понравилось бы это нам, было бы это удобно. Только после этого мы что-то делаем. Носят одежду первыми тоже наши детки».
Сначала девушки обратились в маленькое ателье. Там отшили партию из 70 курток. «Мы показали их людям, им всё понравилось. Тут же стало ясно, что силами этого ателье спрос не покрыть. Тогда мы вышли на томскую фабрику «Тайга». Они могут отшивать нам большие партии», - говорит Елена.
Если зайти на сайт «Тайги», то можно удивиться тому, что именно там производят яркие и необычные Mini Dino. Специализируется фабрика на производстве одежды для активного отдыха, охоты и рыбалки - мужских костюмах цвета хаки, непродуваемых и непромокаемых комбинезонах, куртках, жилетах, головных уборах. Но именно в этом, по словам девушек, большой плюс производителя. Они шьют одежду для экстремальных условий, и много чего могут посоветовать в плане функциональности: какой подклад выбрать, какой утеплитель.
«Сначала мы обзвонили фабрики, побывали в некоторых их них, но сразу поняли, что сможем сработаться только с этой. Нам всё понравилось, было видно, что люди охотно пошли навстречу, были заинтересованы в работе с нами. Они до сих пор удивляются, как мы, три девочки, можем продавать по три тысячи курток, которые они нам отшивают. Мне кажется, у них есть к нам уважение», - говорит Елена.
Специально для Mini Dino на фабрике сейчас выделили небольшой цех - 4-5 человек, которые занимаются только куртками и жилетами. Если случается простой на основном производстве, оно тоже подключается к пошиву детских курток. Поэтому иногда для девушек отшивают 300 курток в месяц, а бывает и тысячу. Но и этих объёмов девушкам недостаточно. Пока предложение даже не покрывает имеющийся спрос. «Хотим договориться о том, чтобы нам выделили ещё один цех», - говорят они.
Шьют всю одежду на фабрике по установленным в России стандартам. Чтобы это подтвердить, девушки в декабре 2017 года получили сертификаты качества на продукцию. «Получение сертификата оказалось тоже целой эпопеей: нужно было собрать все результаты лабораторных исследований. Мы получали документ полгода, стоит такая бумага больше 100 тысяч рублей», - рассказывают они.
Этот сертификат позволяет продавать куртки и жилеты даже в крупных сетях, но пока туда Mini Dino не торопится - не хватает объёмов и ассортимента. У Татьяны с Еленой куча планов. Недавно они занялись ещё и производством головных уборов и трикотажных комбинезонов. «Трикотажные и хлопковые шапки, штаны всех видов, кофты шьём в ателье. Оно пока с нашим оборотом справляется, но мы уже занялись подбором более крупного производителя здесь же, в Томске, который сможет с нами работать. Сейчас ведём переговоры», - делятся планами девушки.
У предпринимательниц есть ещё множество идей и для создания верхней одежды. «В планах ещё несколько моделей курток: летняя, демисезонная, ветровки, толстовки. Думаю, что к осени мы свой ассортимент значительно расширим», - говорит Татьяна.
Девушки до сих пор продают одежду и тех производителей, с которыми сотрудничали с самого начала. «Но хотим всё своё, томского производства, - говорят они. - Когда мы занялись этим, поняли, что у нас в Томске можно делать всё, что угодно. Главное, подобрать ткани и придумать что-то интересное».
«Проблема наших крупных фабрик в том, что зачастую у них несовременные представления о детской одежде. Когда мы приносим им новые модели, у них волосы встают дыбом. В их представлении важно только, чтобы был хлопок и нигде ничего не поддувало. И это здорово, но мы стараемся к этим функциональным особенностям добавить ещё и красоту», - делится Елена.
«Если мы сможем производить больше одежды, то нам нужно будет искать новые площадки для сбыта товара. Мы уже разрабатываем сайт, который должен продавать нашу продукцию практически без участия людей», - замечает Татьяна. Сейчас большинство покупок совершается через Instagram. А такая работа требует огромного личностного участия. В день каждой из них приходит минимум 50 сообщений. Только около 10% диалогов заканчиваются заказом. При этом продажи идут волнообразно: в день основательницы бренда Mini Dino могут отправлять три посылки, а могут и 33.
Чтобы увеличить аудиторию, компаньонки постоянно занимаются продвижением своих страниц. На рекламу тратят примерно 10% от дохода. Самые эффективные методы рекламы искали путём проб и ошибок. «Раньше мы рекламировались в мамских пабликах, побывали, наверное, во всех основных. Сейчас переключились на рекламу у популярных блогеров. Решили, что это удобнее и эффективнее: лучше заплатить один раз много, чем тратить ежедневно по 500 рублей и непонятно, будет эффект или нет. От блогеров эффект получили сразу. Может быть, пришла не куча народу, но те, кто пришёл, сделали заказы», - рассуждает Елена.
В Instagram можно по-прежнему найти обе страницы, представляющие бренд - и @varegkastore, и @4ever.kids. Суммарно у них больше 90 тысяч подписчиков.
«В этом сейчас небольшая загвоздка. Мы существовали отдельно друг от друга на первом этапе, исторически сложилось так, что у каждого из нас своя страница. И мы до сих пор не можем полностью слиться. Ни страницами, ни финансово. Мы шьём куртки вскладчину, а потом продаём каждая самостоятельно. Бюджет у каждого свой», - объясняет Елена.
Друг друга конкурентами девушки не считают: компания у них одна, а аудитории и сбыт разные. Сейчас всё идет к тому, чтобы объединять страницу, создавать единое узнаваемое имя, но как это сделать безболезненно, девушки пока не решили.
Среди подписчиков есть и постоянные покупатели. Как говорят девушки, в 99% случаев клиенты остаются довольны, они часто возвращаются и приводят с собой друзей. Есть среди клиентов 15-20 постоянных оптовиков, которые берут партии от 10 курток и продают через свои Instagram, а также небольшие розничные магазины.
Лучше всего покупают одежду Mini Dino города европейской части России. Больше всего заказов приходит из Москвы, Питера, Краснодара. Много курточек отправляется в соседние с Томском Кемерово и Новосибирск. Много посылок уходит и в Европу. «Раз в день точно отправляем: в Германию, Израиль, Англию и другие страны, - говорит Елена. - А вот в Томске не готовы носить такие куртки. Для томичей такая одежда, как у нас, наверное, ещё кажется странной».
Ориентируются барышни-предприниматели на молодых мам от 25 до 40 лет. Позволить себе одежду Mini Dino могут и люди со средним достатком. «Многие, когда нашу одежду получают, не верят, что она сделана в России, да ещё и стоит недорого. Считаю, что в соотношение цена-качество мы попали на 100%», - говорит Елена.
Сегодня демисезонная куртка Mini Dino стоит 2750-2800 рублей, жилет - 1850-1900 рублей. Цена ещё не повышалась ни разу. Она может варьироваться только в пределах 50 рублей и зависит от того, какую ткань купили в тот или иной раз.
«Несмотря на то, что спрос превышает предложение, цену не поднимаем, мы считаем, что это реальная цена этой куртки. У нас нет цели собрать с людей деньги, пока есть спрос», - объясняет Елена.
В том числе за счёт цены Mini Dino обходит своих конкурентов. «У нас есть конкуренты с очень похожим ассортиментом, но у нас цена процентов на десять ниже. С конкурентами мы развивались примерно в одно и то же время. У них сейчас тоже есть подобная модель курток. Но они уже успели открыть фабрику, у них развитие идёт более интенсивно. Поэтому между нами сейчас пропасть в мощностях и количестве ассортимента», - признаёт Елена.
О своей фабрике девушки тоже мечтают, но пока открывать её не готовы. «Просто не созрели. Если открыть свою фабрику, нужно нести ответственность не только за себя, а за людей, которых ты принимаешь на работу. Быть уверенным в том, что ты сможешь платить им стабильно зарплату. К тому же нет как такового опыта по организации производственного процесса», - считает Елена.
К тому же девушки стараются не брать кредитов. Были небольшие займы, но их старались максимально быстро погасить. В развитие вкладывают всё, что получают с продаж: «Денег мы пока не видим. Кажется, у нас курьер получает больше, чем мы».
Ещё одна сложность в том, что времени катастрофически не хватает, - признаётся Татьяна: «У нас сейчас младшему 9 месяцев, у Иры ребёнку два года, у Лены скоро будет новорожденный. Можно было бы ещё больше делать, но мы ограничены во времени».
Несмотря на постоянную занятость, девушки рады, что выбрали для себя эту стезю. «Предпринимательство гораздо интереснее наёмной работы. Нельзя сказать, что у тебя больше свободного времени, совсем наоборот. Да и сил наёмная работа отнимает куда меньше. Там ты отработала 8 часов, ушла домой и забыла про всё, а тут голова 24 часа в сутки болит обо всём на свете», - говорит Татьяна.
Елена добавляет: «Прелести собственного дела я поняла совсем недавно. В мае прошлого года ребёнку исполнилось три года и мне пришлось выйти на работу. Я была супервайзером, у меня был разъездной характер работы, но при этом само ощущение того, что с 8 до 17 ты должна делать то, что нужно кому-то, а не тебе, отчитываться за это, ужасно. Я отработала четыре месяца в таком режиме и поняла, что больше не хочу. Возможность полностью принадлежать себе и распоряжаться своим временем есть только у предпринимателей. Это не значит, что работы меньше, что времени больше, но зато есть возможность его распределять так, как захочется тебе».
Бизнес в декрете: как заработать на прикольных носках.
Шапочный разбор: как заработать на детских головных уборах.
Маленькие клиенты – большие дела: куда движется «детское» предпринимательство.