Максим Натапов пробовал себя в разных сферах бизнеса, но в какой-то момент понял, что хочет заниматься чем-то по-настоящему важным. Он выбрал сферу образования: за 2,5 года вместе с партнёрами открыл в Москве несколько детских садов и начальную школу. О том, как устроены частные детские сады и когда в России появятся корпоративные заведения для детей, порталу Biz360.ru рассказал Максим Натапов, управляющий партнёр сети детских садов One! International School.
Максим Натапов, 44 года, сооснователь сети детских садов и школы
One! International School. Образование: Московский институт электроники и математики (факультет прикладной математики), бизнес-школа «Сколково». До проекта с детсадами работал в спортивной, алкогольной и нефтегазовой индустриях. В марте 2015 года вместе с партнёрами Натальей Панич и Инной Конаныхиной открыл первый садик, после чего запустил ещё четыре. Сейчас команда готовится к открытию шестого детского сада и начальной школы.
Максим Натапов считает, что в сфере предпринимательства следует идти туда, где существует самая большая неудовлетворённость спроса. В России одной из таких областей является образование. Родители всегда ищут лучшие садики или школы, где их дети могли бы получить хорошее образование. Некоторые отправляют их на учёбу за границей, не находя подходящих учебных заведений в России.
В сфере частного образования есть важная особенность - сразу и много денег там не заработаешь, но это длинные инвестиции с хорошим содержанием. Идею заняться именно этим бизнесом Максиму Натапову подал в 2014 году Рубен Варданян, один из основателей и идеологов московской школы управления «Сколково», известный предприниматель и филантроп.
«Я прислушался и не жалею, - рассказывает сооснователь One! International School. - На мой взгляд, эпоха простых бизнесов доживает своё. Под простым бизнесом я понимаю, например, нефтяную скважину. Приобрел её, защитил административно и грузишь нефть в трубу, проживая в Монако. Это осталось в прошлом. Сейчас нужна инновация, с которой необходимо повозиться, постоянно нужно что-то дорабатывать, не стоять на месте, трудиться.
Думаю, всё это можно в полной мере отнести и к сфере образования. Ты как предприниматель получаешь хорошую отдачу, когда видишь детей, которые на твоих глазах правильно развиваются. Это мотивирует и наполняет энергией. Понимаешь, что после себя оставишь что-то хорошее. В определённом возрасте я стал об этом задумываться».
Так, вместе с партнёрами, Максим Натанов в марте 2015 года открыл первый детский сад со своей системой образования.
Первый садик One! International School был открыт на Арбате, на его запуск потребовалось около 1,5 млн. рублей. Правда, объект не был аутентичным с точки зрения Максима. Дело в том, что Максим, Инна и Наталья не управляли им, а пригласили для этого партнёров. И в какой-то момент их видение на развитие дела разошлось.
«Думаю, это хорошо, потому что в тот момент мы ещё искали «продукт», нам нужна была эта проба, - объясняет Максим Натанов. – Мы поблагодарили партнёров за работу и решили идти своим путём. Всё-таки в наших планах было делать премиальный международный продукт, который должен соответствовать требованиям современных глобальных тенденций. А за 1,5 млн. рублей это сделать невозможно».
Следующие детские сады партнёры открывали самостоятельно. Так, начиная с 2015 года, One! International School последовательно появились около станций метро «Павелецкая», «Крылатское», « Маяковская», в парке «Музеон».
На каждый новый садик нужно получить лицензию, в которую входит разрешение на деятельность от Роспотребнадзора, МСЧ, департамента образования Москвы и других проверяющих органов. Оформление документов занимает примерно полгода. Быстрота получения лицензии зависит от соответствия объекта всем требованиям с точки зрения безопасности. Сейчас эту процедуру проходит новый садик в районе Раменки, после запуска он станет самым большим в сети, так как рассчитан на 150 мест.
Сумма, которая требуется для открытия каждого детского сада, зависит от двух параметров – его площади и того, какой ремонт необходимо сделать в арендуемом помещении. В среднем запуск одного объекта обходится в сумму от 5 до 25 миллионов рублей.
Детский сад должен выходить в операционный плюс примерно за шесть месяцев; вложенные инвестиции, по утверждению Максима Натапова, при хорошем развитии возвращаются за год-два
Те сады, которые находятся в бизнес-центрах, партнёры называют консорциумными. Их открытием занимается сам проект One! International School, но ходят в такие садики в основном дети сотрудников бизнес-центров (хотя сады открыты для всех желающих). Они работают в крупных компаниях - Adidas, Microsoft, Huawei, Intel, Яндекс, Beiersdorf, BBDO Group и других. Родители платят за пребывание и обучение в садике от 55 до 75 тысяч рублей в месяц.
В садах One! International School действует система обучения, которая развивает так называемые «софт скиллз» - неочевидные навыки, которые сложно оценить (например, умение находить подход к людям) и личностные умения каждого ребёнка.
Детский сад принимает ребят от 1,5 лет до 6 лет. В стандартной группе – 15 детей, с которыми работают три педагога, из них один-два – это сертифицированные специалисты системы Монтессори.
Помимо этого в садах сети детям преподают английский или русский языки (для детей-билингвов), дополнительно можно учить китайский. Есть отдельная группа, где все педагоги во время обучения малышей используют только английский. Воспитанникам преподают уроки танцев, искусства, робототехники, дети занимаются спортом и готовятся к школе.
По статистике, после садика его выпускники практически в полном составе переходят на следующую ступень обучения - в начальную школу One! International School. В сентябре этого года открывается её второй кампус в Москве, где базируются только начальные классы. В следующем году планируется и средняя и старшая школа по стандарту IB (International Baccalaureate) – это один из самых современных общемировых образовательных стандартов.
В планах One! International School - открытие корпоративного детского сада, по мнению Максима, рынок в преддверии этого явления.
«Наши детские сады часто путают с корпоративными, но это не так, - говорит предприниматель. - Заказчиком корпоративного детсада выступает какая-то компания, которая создаёт садик для детей своих сотрудников. Она вкладывается в него деньгами или помещениями, передавая его оператору сада. В России пока такого нет. Этот сегмент рынка очень перспективный и мы многое делаем в этом направлении, убеждая корпорации. Дальше всего переговоры на эту тему продвинулись с «Яндексом». Но экономика двух компаний не сошлась, и мы были вынуждены отказаться от проекта».
Сейчас партнёры ведут переговоры ещё с двумя-тремя клиентами, убеждая, что корпоративные сады – это хороший проект. Во-первых, это огромная экономическая выгода, потому что сотрудники «прикипают» к компании и затраты на текучку персонала снижаются. Во-вторых, люди отрабатывают весь рабочий день и не отпрашиваются раньше, чтобы забрать ребенка из садика. В-третьих, повышается качество работы.
Вода камень точит, поэтому в будущем в России корпоративные сады будут открываться, уверен Максим Натапов.
По задумке основателей, их проект пришёл на рынок с глобальной целью: к 2032 году 3 тысячи выпускников школ One! International School должны поступать в топ-100 университетов мира. По расчётам, где-то одна тысяча из них вернется в Россию и сможет помочь стране подняться на новый технологический уровень в разных сферах. Пока в детских садах учится около 200 детей, но сейчас динамика развития бизнеса такова, что эта цифра быстро увеличивается.
Кроме развития сети детских садов One! International School и открытия корпоративных садов, партнёры рассматривают возможность запуска детских садиков и школ в пяти-шести странах мира - в первую очередь их интересует Северная Америка, Европа и Юго-Восточная Азия. Задумка должна осуществиться в период 2019-2020 гг.
Но для более активного продвижения на внешнем рынке необходимо дополнительное финансирование. Поэтому One! International School намереваются привлекать инвесторов на конкретные объекты, при этом управляя ими по своей технологии. Франшизы, по словам Максима, не будет. Партнёры хотят самостоятельно контролировать процессы обучения, никому их не передавая, сохраняя качество образования и страсть в процессах.
Помимо открытия детских садов и школ в офлайне, One! International School планирует взаимодействовать с семьями и детьми на базе онлайн-платформы, где будет помогать реализовывать индивидуальные сценарии развития для каждого ребёнка.
Mom's Bazaar: как устроена мастерская семейных мероприятий.
Как заработать на обучении детей робототехнике.