Московская компания «АльфаLED» поставила перед собой непростую и крайне амбициозную задачу - хочет опровергнуть устойчивое мнение, что в российском климате инновации не растут. Тот редкий случай, когда люди всей душой болеют за человекоподобных роботов. О том, как механическая девушка c легкомысленным именем KIKI грозит подвинуть с рекламного рынка надоедливых промоутеров, порталу Biz360 рассказал глава компании и адепт роботостроения Владимир Венеров.
Владимир Венеров, 43 года, владелец компании
«АльфаLED» и торговой марки
AlfaRobotics. Родился в Баку. Окончил Московский авиационный институт, факультет «Системы управления летательных аппаратов». После окончания вуза и до запуска собственного бизнеса служил на космодроме «Плесецк», работал инженером-испытателем ракетных комплексов. «АльфаLED» занимается выпуском светодиодных экранов и другой световой продукции. Alfa Robotics – отдельное направление в компании по созданию человекоподобных сервисных роботов. Часть сотрудников «АльфаLED» работает только на производстве роботов, остальные заняты параллельно в других процессах.
К роботам наша компания шла почти двадцать лет. В 1995 году я уволился из армии, надо было зарабатывать на жизнь. Инженерные задачи мне были всегда интересны, как раз начала набирать обороты наружная реклама - мы стали производить электронные вывески. Светодиодные экраны, спортивные табло, «бегущие строки», медиафасады, световые кресты для аптек – эту и другую продукцию мы выпускаем сейчас под торговой маркой «АльфаLED».
У компании были разные периоды - и хорошие, и не очень, когда мы с трудом набирали денег на зарплату сотрудникам. За это время сформировалась команда отличных инженеров и монтажников. У нас появилась собственная производственная база в Китае, сборочное производство в Праге, сборочное и экспериментальное производство в Москве.
Робототехника в жизни компании появилась не случайно. Понимание рекламного рынка наложилось на знание инженерных процессов. Технический директор нашей компании - мой брат Александр Амбарцумов заинтересовался роботами телеприсутствия.
Роботы телеприсутствия – это такие устройства, которые позволяют человеку виртуально взаимодействовать с окружающими, находясь в тысячах километров от них. Например, проводить совещания в офисе, будучи дома или в командировке. В отличие от общения по Skype, человек не привязан к технике, он может перемещаться, вести полноценный диалог. Этакое подобие аватара.
Решения, связанные с поддержкой связи, управлением перемещением, передачей изображения как раз и отрабатывались на прототипах. Мы увидели в этом рекламный потенциал.
В конце 2014 года в «АльфаLED» было открыто новое инженерное направление, получившее название Alfa Robotics. К этому времени спрос и предложение на рекламных роботов и механических промоутеров уже сформировали некое подобие рынка.
Почему подобие? В нашей стране есть две-три компании, которые серьезно занимаются темой сервисных или рекламных роботов. Рынок находится в той стадии, когда все немногочисленные игроки на нём ещё не конкуренты. Все – партнёры, хотим мы этого или нет. Мы формируем этот рынок.
Основной задачей Alfa Robotics сегодня является разработка роботов-промоутеров. Мы все эти двадцать лет работаем с рекламным рынком, поэтому и роботы – рекламные, а не швейцары и не пылесосы. Роботы-промоутеры могут рассказывать о продукте, отвечать на вопросы, вести статистику. Но главное - они постоянно умнеют, ведь «облачная» база знаний непрерывно пополняется.
Флагман компании и главная звезда - интерактивный мобильный робот KIKI. На самом деле в нем нет ничего революционного, здесь инженеры постарались взять всё лучшее от существующих на рынке моделей. Изюминка в том, что мы сознательно избегали дорогостоящих технологий, чтобы расширить круг применений.
Дело в том, что одну и ту же техническую задачу можно решить разными способами в зависимости от цели. На пальцах это выглядит так: если расчётный ресурс работы узла составляет 1000 циклов, нет смысла использовать в этом узле привод, который рассчитан на 1 млн. циклов, удорожая конструкцию.
В названии робота нам изначально не хотелось использовать сложные аббревиатуры или серийный номер. Кто-то из коллег в шутку назвал «девушку» кикиморой. Сократили до KIKI - и прижилось.
У KIKI нет конкретного прототипа. Над её обликом работал профессиональный дизайнер. Дамой она стала, поскольку мы решили, что с роботом-девушкой людям будет комфортнее общаться.
Эта барышня способна поддерживать живой диалог с собеседником – робот распознаёт речь и по ключевым словам ищет ответы в своей базе знаний. Она может перемещаться по помещению, двигать руками, головой и туловищем. «Живая» пластика механизма - наше ноу-хау. Как это работает, трудно объяснить в двух словах, да к тому же и коммерческая тайна. В стандартном исполнении робот предназначен для работы в помещении. Но его можно модернизировать и для улицы.
Словарный запас робота легко пополняем. Что делает человек, если не понимает вопроса? То же самое делает и KIKI: она переспрашивает.
Со словом «роботы» у многих людей ассоциируются человекоподобные существа, которые собираются захватить мир, или, как минимум - восстать против своих создателей. На деле это очень полезные помощники в построении бизнеса.
В нашей стране я вижу повышенный интерес к промышленным роботам - многие операции уже сегодня выполняются силами электронной рабочей силы. Эта тенденция будет нарастать, так как автоматизация производственных процессов обещает экономическую выгоду.
Нам промышленные роботы не конкуренты. Они участвуют в производственных процессах, имеют узкую специализацию и не умеют говорить.
Сегмент сервисных и рекламных роботов в России находится на стадии становления – это касается как применения, так и производства. Повторюсь: у нашей KIKI на всём отечественном рынке есть три серийных конкурента, и ни один пока не умеет жестикулировать. Рынок, мягко говоря, не насыщен. Каждый пытается нащупать здесь свою нишу.
Спрос есть. Привлекать на работу промоутеров-людей не всегда бывает эффективно. Им нужно платить за работу, их нужно обучать, контролировать и т.д. Существенный минус – промоутеры перестали привлекать внимание покупателей. При виде протянутой листовки возникает раздражение. Люди устали от прямых продаж.
Концепт человекоподобного робота-промоутера был готов в марте 2015 года, полноценный прототип - в ноябре. Широкая публика увидела KIKI на выставке Robotics Expo.
Не всё шло гладко. Очень нервными были ситуации, когда какой-либо механизм отказывался работать так, как мы изначально планировали. Отступать было некуда – товар нужно было обязательно показать на выставке. Мы справились, успели. KIKI там произвела хорошее впечатление: общалась с посетителями, рассказывала о себе, демонстрировала слайды, каталась и жестикулировала.
Таких моментов, когда что-то не получалось, было немало. Это нормально. Никакой учебник по бизнесу не даст вам почувствовать вкуса неудач, граничащих с отчаянием. И окрыляющего успеха, когда кажется, что абсолютно всё тебе по силам.
Мехатроника – есть мехатроника. Не всё просчитаешь и смоделируешь на компьютере. Чтобы достичь человеческой плавности движений и не выйти за рамки бюджета, пришлось долго экспериментировать с различными приводами. Не всё было благополучно с дизайном. Не сразу нашелся тот человек, который ухватил суть нашей идеи. Эти пробы стоили нам денег и времени.
Рыночная стоимость KIKI – 590 тысяч рублей, заложенный ресурс работы – около 5 лет. На цену, увы, влияют курсы валют. Мы применяем импортные комплектующие. К сожалению, электроника в России почти не производится.
Мы рассчитываем не только продавать наших роботов, но и предоставлять их в аренду. Работа KIKI на срок до 5 дней обойдется заказчику в 25 тысяч рублей за день, от 6 до 8 – в 20 тысяч. Это, конечно, дороже, чем услуги человека. Но сравнивать их «в лоб» некорректно. Вы помните, где и когда вам последний раз промоутер сунул в руку рекламный листок? Что в нём было? А встреча с KIKI запомнится наверняка, и то, что она говорила, сохранится в памяти.
Рекламный робот лучше всего работает на направлениях с большим потоком людей - выставочный бизнес, event-агентства, свадебные агентства, торговые центры и сети, гостинично-туристический бизнес, банки, аэропорты и т.д. Для таких компаний вопросы рекламы находятся на первом месте, нужно постоянно привлекать и удерживать внимание посетителей, стимулировать продажи. Со временем эффект, конечно, пройдёт. Но когда таких KIKI будет столько, сколько сейчас обычных промоутеров, мы придумаем ещё что-нибудь.
Уже сегодня наши программисты обучают KIKI распознавать и запоминать лица людей, запоминать их имена. Кроме того, мы делаем целый развлекательный проект с участием роботов, но это большой секрет.
Производство робота начинается с проектирования, моделирования на компьютере. Для создания корпуса и каркаса металл кроят на специальных станках. Затем этим деталям - развёрткам - придаётся соответствующая форма, в которой уже можно узнать корпус будущего промоутера, его основание, руки. Далее идёт сборка.
Следующий этап – установка ходовой части, сервоприводов - для того, чтобы робот мог передвигаться и жестикулировать. Этим занимаются электромонтажники. Устанавливают датчики, модемы и монитор. Жизнь в робота вдыхают электронщики и программисты. Последний этап - обучение робота тем знаниям, которые ему потребуются в работе.
Каковы гарантии, что робот не выйдет из-под контроля? По сути, это электронное устройство - такое же, как компьютер или станок с ЧПУ. Существуют стандартные решения для защиты электрических цепей и защиты от повреждений. Следить за роботом во время его работы необязательно.
Пополнение и обновление базы знаний робота происходит через поддерживаемое программное обеспечение. Мы постарались максимально упростить эту процедуру, чтобы исключить привязку к разработчику ПО. Для того, чтобы наполнить базу знаний KIKI, нужно просто загрузить в её «мозг» тексты по нужным темам. KIKI будет подбирать информацию и формировать ответы по ключевым словам.
Первыми мы предложили KIKI нашим постоянным клиентам. Открыты продажи через интернет, приглашаем к сотрудничеству дилеров. Есть сайт alfarobotics.ru, на котором представлены все модели наших роботов, а для KIKI мы запустили еще и отдельную посадочную страницу robotkiki.ru.
Всего в ассортименте нашей компании сейчас две модели роботов: KIKI и AR-D (она меньше похожа на человека, зато имеет большой сенсорный монитор и стальной вандалоустойчивый корпус). Ещё мы производим движущиеся робоманекены, но это направление не является приоритетным. Основной упор делаем на продвижение KIKI, это – самая современная и перспективная модель в своем сегменте.
Ни кредитов, ни сторонних инвестиций в этот проект мы не привлекали. Сами финансируем свои разработки, поэтому каждое решение стараемся взвешивать. Сложно говорить о рентабельности проекта в условиях колеблющегося курсов и цен. При расчетах закладывали не ниже 20%. Светодиодный бизнес, благодаря которому, мы смогли себе позволить открытие робототехнического направления, продолжает «кормить» компанию (не могу раскрыть всех цифр, но если говорить об итогах года, то бывало и лучше).
Однако роботы кажутся мне более интересным направлением. Электронные табло, какими бы они ни были, воспринимаются обыденно. Человекоподобные роботы – другое дело. Трудно говорить сейчас о планах производства инновационной продукции не первой необходимости, но надеюсь, что первую сотню роботов мы за год соберём. Сейчас на производственной базе AlphaLED в Москве готовятся к выпуску несколько первых серийных образцов, до этого были прототипы.
-
Примером сочетания инженерных талантов и чутья бизнесмена для меня служит Илон Маск - один из основателей Tesla Motors и владелец SpaceX. Обе компании работают на самом острие современных технологий. Преданность идеям, смелость – взять и вложить все собственные средства в фантастические проекты! - заслуживают уважения. Такие люди двигают прогресс.
-
Вряд ли мои заслуги дают мне право наставлять начинающих, но дам простой совет (мне кажется, следование прописным истинам может привести к успеху скорее, чем дорогие книжки по маркетингу и наставления бизнес-консультантов). Чётко ставьте цель, верьте в её достижение, работайте 24 часа в сутки и помните, что самый тёмный час - перед рассветом.
-
А вообще, если бы я не выбрал бизнес, я бы занялся музыкой. Очень люблю играть на гитаре. Была даже мысль сделать робота-музыканта. Но пока не уверен, что это нужно делать. Настоящая музыка наполнена эмоциями и переживаниями. Оставим музыку человеку.
Подготовил Евгений Шляхов
Как заработать на высокотехнологичных шоу роботов.
Как заработать на криотехнологиях и идее бессмертия.
Как заработать на вкусных "брутальных" сувенирах.