Владимир Стрелков работал на заводе заместителем директора по кадрам. В прошлом году, когда до пенсии оставалось меньше пяти лет, попал под сокращение. Но не опустил руки, а занялся возрождением семейной пасеки. Увеличил производство, расширил ассортимент, разобрался «со всеми этими интернет-штуками», нащупывает свой путь в маркетинге. О том, как строится экономика небольшой пасеки и почему так важен маркетинг, Владимир Стрелков рассказал порталу Biz360.ru.
Владимир Стрелков, 56 лет, предприниматель, владелец семейного пчеловодческого хозяйства
«Мёд заволжья». Прожил всю жизнь в Саратовской области, с пчёлами работает с 10-летнего возраста. До марта 2015 года работал на вагоностроительном заводе заместителем директора по кадрам, после сокращения полностью посвятил себя семейной пасеке, которую вывел на уровень окупаемого предприятия.
![Владимир Стрелков Владимир Стрелков](/upload/medialibrary/df3/df3462aa4958d0722e64419247099530.jpg)
Цепь событий, которая привела к созданию семейной пасеки «Мёд Заволжья», начала раскручиваться в 1937 году - деда Владимира Стрелкова упекли в лагеря по политической статье. «Так мой отец остался главным в большой семье, и, чтобы помочь матери, пахал на тракторе с 14 лет. Но силы не бесконечные, он подорвал здоровье, и парня принесли к матери, по сути, умирать. Помочь было некому - односельчане семью «врага народа» обходили стороной. Не побоялся помочь только председатель колхоза – разрешил забирать для отца с фермы пол-литра молока в день и брать у пасечника мёд».
Отец Владимира считал, что молоко и мёд дали ему вторую жизнь. И потому, когда в конце 1960-х местная пасека стала невыгодна колхозу, забрал её вместе с устаревшим оборудованием и остатками пчелиных ульев - в счёт удержания зарплаты.
С тех пор семья Стрелковых уже полвека держит пасеку в родном селе Малый Кушум Балаковского района Саратовской области. И каждый год проводит обязательные лабораторные исследования здоровья пчёлок и качества мёда.
За эти годы вокруг семьи сложился круг знакомых, которые приезжают за мёдом со всего района и берут его практически по себестоимости. И дальше этого дело бы не ушло - если бы не кризис.
До марта 2015-го Владимир Стрелков работал заместителем директора по кадрам на вагоностроительном заводе, но попал под сокращение. До пенсии оставалось ещё почти 5 лет. Так, практически вынужденно, наш герой стал пчеловодом-предпринимателем и решил сделать пасеку не просто семейным хобби, а коммерчески успешным предприятием.
«На знакомых бизнес не построишь, - говорит Владимир. - Конечно, есть ещё у нас люди, которые разъезжают по селам и скупают мёд по 80 рублей за килограмм для перепродажи кондитерским фабрикам и оптовикам. Но если посчитать все затраты - с такой ценой при моих объёмах я оказался бы в огромном минусе».
«В супермаркеты мелкому пчелохозяйству тоже практически не зайти. А в мелких магазинчиках - я пробовал - мёд особо не покупают. Но я знал цену хорошего мёда - 250-300 рублей за кило - и стал сам искать покупателей по всей стране»
Для начала нужно было сделать сайт - чтобы рассказать об истории пасеки, о полезных свойствах и производстве своего мёда. А заодно - чтоб выложить лабораторные исследования, подтверждающие качество продукции, и укрепить репутацию надёжного поставщика.
Сайт делал не сам, но подрядчику в качестве одного из важных условий поставил возможность в дальнейшем самому размещать тексты, публиковать фотографии, менять формы заказа – чтобы не тратиться на разработчика и контент-менеджера. Запросил информацию у нескольких сервисов, остановился на сборке сайта в конструкторе uKit (это обошлось в сумму, эквивалентную 50 долларам).
В сутки на сайт стали переходить 10-15 целевых посетителей - небольшой, но конвертируемый трафик Владимир привлекал с Avito (переписка в объявлениях) и форумов (ссылки). Работал на посещение сайта и такой «древний» инструмент, как визитки, которые Владимир раздавал при каждом удобном случае - на слётах пчеловодов, например.
Аккаунты в «Одноклассниках» и на десятках пчеловодческих сайтах - это, конечно, хорошо. Но пора было идти дальше. Пасечник стал общаться в сообществах о ЗОЖ, долголетии и других «клубах по интересам», осваивать другие соцсети - дошёл даже до сети «Профессионалы». Стал постоянно сидеть вайбере и скайпе - потому что клиентам так удобнее выходить на связь.
«Большие заказы я доставляю не транспортной компанией, а лично. Вот поехал в Москву - в район метро «Проспект Мира». Покупатели, очень симпатичные люди, продегустировали наш мёд, мы договорились на партию даже большую, чем они поначалу заказывали. Разговорились - оказалось, профессиональные танцоры. Им приходится следовать определенной диете, чтобы быть на высоте, и они включили в неё мёд».
Так среди его постоянных покупателей появились Олеся Григорьева и Владислав Коваленко, чемпионы России по аргентинскому танго 2011 года и руководители студии El Tango de Plata. Что интересно, их общение началось с обычного холодного звонка.
Владимир стал целенаправленно метить в эту аудиторию. На его сайте появилась вкладка «Долголетие», а среди клиентов - узнаваемые в богемно-культурной тусовке люди, которые заботятся о своём здоровье и физической форме.
О старых-добрых холодных звонках Владимир тоже не забывает. Звонит он и нерегулярным покупателям - собирает отзывы о качестве продукта.
Мёд можно доставить транспортными компаниями во многие уголки России. Поэтому Владимир Стрелков особо не таргетирует свои объявления на конкретный регион. Однако с клиентами из дальних регионов есть другая проблема – доверие к продавцу. Чтобы растопить лёд, Владимир при обсуждении деталей доставки и оплаты сам стал предлагать два варианта.
«Первый: покупатель доверяет мне и отправляет деньги, я отправляю мёд, а сайт транспортной компании позволяет отслеживать движение груза. Второй - я доверяю покупателю и отправляет посылку с трек-номером, а покупатель платит после получения - если ему всё нравится».
Риск, конечно, есть. Но Владимир говорит, что случаев неоплаты практически не было. Бывший специалист по персоналу не ошибается в людях.
За этот год Владимир за свой мёд выручит 200 тысяч рублей - вдвое больше, чем в предыдущем. И уверен в дальнейшем росте доходов.
«Давайте посчитаем. Одна сильная пчелиная семья (улей) дает 30-40 кг хорошего мёда, стоимость килограмма составляет 250-300 рублей. У меня 20 пчелиных семей, которые принесли около 800 кг мёда. Соответственно, за него я выручу не меньше 200 тысяч рублей. Конечно, у меня есть и расходы, 3500 рублей за сайт, 3000 – за визитки, несколько тысяч за рекламу. Но в любом случае предприятие уже себя окупает и прибыль будет расти».
К тому же, доход приносит не только мёд, но и другие продукты с пасеки - прополис, маточное молочко, пчелиный воск и забрус (воск, которым пчелы запечатывают соты)
![Мёд Заволжья Мёд Заволжья](/upload/medialibrary/5e5/5e527dda88b764f1fa253b32ea3b6dc6.jpg)
Читайте также:
Как устроена мини-пивоварня и как на ней заработать.
Как уехать из города и стать фермером.
Как и на чем зарабатывает агро-туристическая ферма.