Кто с мячом к нам придёт: как заработать на обучении волейболу

Прочтёте за 6 мин.

«Конкуренции не боюсь, наоборот, это подстёгивает»

IT-инструменты, которые использует Артём Борисенко

  • MobiFitness
  • Pokupo
  • Planfix
  • YouTube

Артём Борисенко – человек в волейбольном мире известный: играл за молодёжную сборную России, работал в тренерских штабах многих известных клубов, был главным тренером известной команды. В какой-то момент он решил, что обучать любителей не менее интересно, чем тренировать профессионалов – и вместе с женой Надеждой запустил в Санкт-Петербурге свою школу волейбола. И дело пошло. О том, как заработать на обучении волейболу, Артём Борисенко рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Артём Борисенко, 42 года, основатель и директор школы волейбола  VOLLEYART в Санкт-Петербурге. Имеет два высших образования: окончил Московский институт физической культуры и Московский институт международных экономических отношений. Мастер спорта по волейболу, играл за молодёжную сборную России, более 10 лет работал в тренерских штабах волейбольных клубов России, Азербайджана, Турции.

Артём Борисенко

Папина школа

Мне повезло: мой папа - заслуженный тренер России, и с детства он тренировал меня очень усиленно. Всё, что я умею, заложил в меня именно он: отношение к игрокам, к тренировочному процессу, к своему делу. Ещё учась в спортшколе, я ездил тренироваться в институт, где папа вёл команду дубля «Динамо». Так у меня, с одной стороны, была возможность наблюдать за его работой, с другой – тренироваться с теми, кто на голову сильнее меня. 

Игровую карьеру я закончил рано, но рано же и начал тренерскую. Уже лет в 19 помогал тренеру Надежде Шелеховой в спортшколе ЦСКА тренировать девочек. Потом перешёл в систему ЦСКА, через несколько лет - в «Факел» из Нового Уренгоя. Там я тоже почерпнул некоторые подходы именно советской школы. Дальше была работа в женском «Динамо-Москва», где я начал заниматься статистикой и системой учёта и анализа игр. Потом работал в федерации волейбола России. 

В 2010 году уехал работать за границу – в Азербайджан. Команда «Рабита Баку» тогда получила вайт-карт на Лигу чемпионов и добралась до финала - это было уникальное достижение для страны. Мне посчастливилось работать с Деяном Брджовичем – одной из легенд сербского волейбола. А чуть позже в Азербайджане, но уже в другой команде – «Локомотиве» - мне удалось поработать с итальянским тренером Джузеппе Кукурини, профессионалом высочайшего класса.

Артём Борисенко 

В Азербайджане в 2012-2013 годах был волейбольный бум, покупали всё самое лучшее в мире, нанимали лучших профессионалов. После игр тренеры не отказывали в общении - и ценной профессиональной информации было очень много. Я всё записывал, зарисовывал. Всё это очень помогло, когда я позже работал в Белгороде главным тренером «Белогорочки». 

На любителя

После профессиональной работы в 2015 году попробовал себя тренером в школе волейбола RUSVolley в Москве. И быстро понял, что учить новичков - это очень интересно. Количество желающих тренироваться было очень большим, запись на месяц вперед. Так пришло решение открыть свою школу. 

Начать решили с Питера – там жила моя будущая жена Надежда, и мы подумали, что там проще стартовать. Хоть я и коренной москвич, но в Москве жил мало: взять и уехать на новое место – для меня вообще не проблема. Спорт сейчас в обеих столицах очень востребован, люди готовы платить за то, чтобы их правильно и корректно учили.

Артём Борисенко 

В 2016 году мы с Надеждой открыли первый зал VOLLEYART. Кстати, сейчас его уже нет, он был не очень удобным. Найти хороший зал - это самое важное и трудное. Первый нам пришлось открывать спешно, поэтому долго не выбирали. Какое то время из-за этого работали в «ноль» и даже в «минус», но потом просто нашли другой. 

Первоначальные вложения были небольшими: нужно было отплатить аренду, закупить оборудование, форму для тренеров и специальную компьютерную программу для учёта клиентов. В общем, это не такие большие деньги. 

Мы начали с одного зала, тренировки проводили два раза в неделю, запись была плотной - и мы поняли, что есть перспективы для роста: стали потихоньку докупать оборудование и искать новые локации. 

VolleyArt

Сейчас у нас шесть локаций, одна из них открытая - для пляжного волейбола. Какие-то приходилось закрывать, например, если зал оказывался нерентабельным из-за того, что людям было неудобно добираться или по другим причинам. В итоге мы закрыли две локации - принципиального значения для нас они не имели. 

Как всё устроено

Как я уже говорил, одна из сложностей нашего бизнеса - найти хороший зал, который будет удобен и тренеру, и клиентам. Важно, чтобы там были хороший паркет, душ, туалет, парковка, близость к метро и т.д. 

Ещё одна проблема – кадровая. Кадры, которые выпускает институт физкультуры – ещё сырые. Мы очень долго и тщательно выискиваем тренеров, обучаем их. На данный момент в школе, кроме меня, работает ещё восемь тренеров. Все тренируют у нас по совместительству, а кто-то из них не только тренирует, но и играет в наших командах. По-хорошему нужно ещё человека два-три - чтобы развивать корпоративное направление.

VolleyArt Team 

В нашей школе несколько направлений работы: тренировки по классическому волейболу в зале для разных групп клиентов (в зависимости от степени их подготовки), работаем с корпоративными командами, летом проводим занятия по пляжному волейболу на открытой площадке. 

Мы коммуницируем с клиентами через сайт - поэтому очень долго над ним работали, чтобы получилось то, что нужно. Человек заходит на сайт, записывается на тренировку в зависимости от своего уровня подготовленности, потом ему приходит оповещение на телефон - когда, где и во сколько будет занятие. Нам в систему тоже приходит информация - какие люди, в каком количестве записались на какое время. 

Иногда мы обзваниваем клиентов и уточняем их уровень как игроков - чтобы тренировка прошла для всех комфортно. После пробной тренировки человек решает, будет ли он дальше заниматься, и в зависимости от этого оплачивает одну тренировку или покупает абонемент (во втором случае пробное занятие идёт в подарок).

VolleyArt 

Если клиент быстро повышает свой уровень, мы переводим его в другую группу - у нас три уровня групп. А потом потихоньку формируем команды - на базе школы есть несколько команд, все они играют в любительской лиге Санкт-Петербурга, где участники также разбиты по уровням. Также школа сама проводит открытие и закрытие сезона, соревнования по классическому и пляжному волейболу. 

Недавно мы начали заниматься корпоративным направлением. Желающих много, люди, которые любят играть в волейбол и узнают, что есть возможность заниматься под эгидой школы с коллегами, обращаются к нам. Мы заключаем договор, помогаем в поисках зала, если он нужен, а если у организации имеется своя локация, просто предоставляем тренера.

Маркетинг и продвижение 

Хотя изначально у нас был сайт-конструктор с информацией о школе и системе тренировок, мы поняли, что нужно что-то более серьёзное и удобное для клиентов. И сделали версию сайта в интеграции с платформой MobiFitness, которая в числе прочего обеспечивает нам расписание на сайте с возможностью онлайн-записи. Мы немножко её подкорректировали, дописали, добавили отмену записи и другие удобства для клиентов. 

Но первым действенным инструментом стало сарафанное радио – через две-три тренировки уже был полный зал. Люди рассказывали про нас своим друзьям - и они тоже приходили. Потом мы своими силами создали группы в «ВКонтакте», Instagram и Facebook. Давали рекламу в «Яндексе» и Google – всё, как положено, разные категории клиентов ищем на разных платформах.

Артём Борисенко 

Но сарафанное радио по прежнему работает лучше всего – у нашей школы есть уже свой узнаваемый стиль тренировок, поэтому, я думаю, к нам люди и идут: мы профессионально рассказываем не только про систему, стратегию и тактику волейбола, но и про профилактику травматизма – люди приходят разные и в разной физической форме. 

Также мы много внимания уделяем и реабилитации после травм. Они ведь в играх случаются. Кстати, ещё одна трудность заключается в том, чтобы изменить настрой клиентов: люди часто хотят за короткий период получить впечатляющий результат, а так не бывает. За четыре тренировки можно только немного поправить технику.

Про конкуренцию

Вообще в Питере волейбол очень востребован – много разных команд, играющих в разных структурах. И тех, кто предлагает тренерские услуги, тоже много. Тренируют все, кому не лень - и бывшие игроки, и выпускники спортшкол, и просто любители. 

Некоторые вообще свои функции видят в том, чтобы собрать в зале людей, взять с них деньги, кинуть мяч и сказать - играйте. Когда мы открывались, я посетил под видом клиента несколько тренировок у разных тренеров. Многие занятия были просто чудовищны. Нет ни знаний техники безопасности тренировок, ни даже элементарных волейбольных терминов. Поэтому я убеждён, что тренерская деятельность должна быть лицензирована.

VolleyArt

В формате именно волейбольной школы мы были первыми в Санкт-Петербурге. Поэтому сейчас часто сталкиваемся с тем, что нас копируют. Услуг такого рода много, но их уровень, как правило, оставляет желать лучшего. Далеко не каждый человек, игравший в волейбол, может стать тренером. 

Я конкуренции не боюсь, наоборот, это подстёгивает. Мне даже было бы интересно встретиться с представителями других школ в формате какого-то обсуждения. Такие встречи бывают в большом спорте, у нас этого, конечно, нет. А жаль.

Про деньги и планы

На самоокупаемость проект вышел примерно через 7-8 месяцев. Наша ценовая политика следующая: разовое занятие стоит 800 рублей, абонемент на четыре тренировки – 3000, на восемь – 5600, на двадцать четыре - 15600. Есть два вида безлимитных абонементов: на полгода за 27000 рублей и на год за 45000 рублей. Пляжный волейбол: одно занятие – 750 рублей, четыре – 2800, восемь – 5200. 

Сейчас структура расходов выглядит примерно так: на аренду помещений – порядка 50% , ещё 30%- зарплата тренерскому составу, остальное - расходы на реклaму, налоги, CRM-систему и т.д. Да, мы дозрели до современной системы, в которой можно вести полный учёт приходов, расходов, доходов - в общем, всё как в профессиональном волейбольном клубе.

Артём Борисенко

Рентабельность проекта - около 15%. Основной доход приносит предоставление тренерских услуг. Не секрет, что сейчас клиенты ходят «на специалиста» - конкретного профессионала, не важно, в какой сфере - стоматолог это или тренер. У нас примерно 60% клиентов привязаны к конкретным тренерам - с которыми им комфортно заниматься. 

Конечно, прибыльность хочется увеличивать, мы открываем новые локации и направления. У нас в одном зале проходит примерно 10 тренировок для клиентов, залы заполнены. В планах - добавить осенью три-четыре новые локации. Сейчас, согласно нашей базе данных, у школы около 1,5 тысяч клиентов. Это совершенно разные люди - от школьников до бизнесменов.

Артём Борисенко

Думаю, что корпоративный сегмент – одно из самых перспективных направлений и точек роста и развития школы. Компаний много, они часто выделяют деньги на спорт для сотрудников. 

Вынужденная пауза

Мы, как и все спортивные заведения, не работали во время режима самоизоляции – с середины марта. Вновь открылись 6 июля, после официального разрешения. Во время карантина давали бесплатные фитнес-уроки на платформе Zoom, которые посещало около 40 человек. 

Ещё был опыт проведения  индивидуальных онлайн-тренировок – также через Zoom мы корректировали технику игры. Конечно, это было не очень удобно, всё-таки продуктивнее живой контакт – не все нюансы можно разобрать на экране. 

VolleyArt

Поскольку мы не работали, то арендную плату не платили, а тренеры ушли в отпуск. Когда всё заработало, мы просто обновили договор аренды. В общем, этом период прошёл не очень болезненно для нас. Хотя знаю, что многие бизнесы в корона-кризис просто закрылись. В первую очередь, те, у кого была постоянная аренда и кому арендаторы не пошли навстречу, снизив ставки. 

«Машина для меня – второй дом»

Как строится мой день? Есть небольшая фитнес-студия, где мы с друзьями почти ежедневно занимаемся. Потом дома просматриваю расписание занятий, записи клиентов и т.д. Затем еду в зал, с тренерами обсуждаем план тренировок с каждой группой, провожу занятия – обычно в зале работаю 5-8 часов в день. Вечером опять просматриваю базу, анализирую тренировки, личные достижения клиентов, думаю, как повысить их уровень. 

Да, нагрузка большая, бывает, на что-то просто физических сил не хватает. И время для себя бывает только в перерывах между тренировками. Но, честно скажу, я к такому ритму привык. Даже если появляется свободное время, я всё равно посвящаю его волейболу: смотрю игры чемпионатов - российского, европейского, мирового, анализирую что-то для себя. Свободных дней, если честно, бывает очень мало - что такое отпуск, мы с женой и не помним.

Отдыхать и снимать напряжение мне помогают свежий воздух и вода. Баня, например. Ещё я отдыхаю за рулём, машина вообще для меня - второй дом. Люблю покататься по центру Петербурга, рядом с морем, послушать музыку. 

Когда крутишься каждый день, думаешь - как бы остановится, перевести дух, отдохнуть. А когда выпадает перерыв, то пары дней хватает, чтобы восстановиться и уже хочется вернуться к тренировкам.

Артём Борисенко

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал,  страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».


30 июля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов