Многие люди уезжают из регионов в столицу за более высоким доходом. Но есть предприниматели, которые движутся в противоположном направлении. Их в регионах привлекает низкая конкуренция и отсутствие мощного сервиса. Это хорошая возможность для создания своего дела и его масштабирования. Доказано сетью «СушиSell», которая началась с одной точки в Красноярске, а сейчас насчитывает 80 филиалов в разных частях России. О том, как за 10 лет выстроить масштабный бизнес в Сибири и выйти за границы региона, порталу Biz360.ru рассказала Екатерина Дёмина, сооснователь сети «СушиSell».
Екатерина Дёмина – предприниматель из Красноярска, сооснователь сети доставки «СушиSell». Окончила Университет ИТМО по специальности «Производственный менеджмент». После учёбы работала в Санкт-Петербурге в сетевом маркетинге. В 2013 году переехала в Красноярск и вместе с супругом открыла проект «СушиSell».
История сети доставки «СушиSell» началась в 2013 году. Именно тогда мы с семьёй переехали из Санкт-Петербурга в Красноярск. И сделано это было с одной целью – создать собственный бизнес. Почему именно такой выбор? Я понимала, что для своего дела в Санкт-Петербурге нужен немалый капитал и какая-то эксклюзивная бизнес-идея. А вот в регионах начать было проще.
И подтверждением этой гипотезы стал мой брат Владимир, который годом ранее переехал из северной столицы в Новосибирск и открыл там доставку роллов. Именно поэтому при выборе ниши мы решили тоже остановиться на доставке еды.
В тот период как грибы после дождя повсюду открывались рестораны и сервисы доставки суши. Особенно популярны они были в Москве и Санкт-Петербурге. А вот в регионах ещё оставался простор в этой нише. И мы решили этим воспользоваться, переехав в Красноярск.
Правда, наши предположения оказались верными частично. Оказалось, что и в Красноярске хватает сервисов доставки роллов и суши, хоть ситуация была и «лучше», чем в столичном регионе. И всё же мы решили не отступать от своей идеи и в качестве отстройки от конкурентов выбрали демпинговую стратегию (сейчас бы я уже так не делала).
Ингредиенты для суши и роллов стоили не очень дорого, а действующие игроки закладывали в конечную стоимость очень высокую маржу. Мы стали работать с меньшей наценкой, но и она позволяла нам зарабатывать. Наше уникальное предложение выглядело так: низкая стоимость и высокое качество.
Клиенты сначала к нам относились настороженно к нашей тактике. Потому что им казалось, что качественные роллы не могут стоить дёшево. И в этом смысле мы сломали все шаблоны на региональном рынке.
Наш стартовый капитал составил 450 000 рублей. Арендованное помещение было практически готово для нашей работы: там была оборудованная в соответствии с санитарными нормами кухня. Мы купили с рук холодильники, своими силами сделали небольшой ремонт и начали работать.
В первые 1,5 года мы всё делали самостоятельно и работали без выходных, потому что свободных денег не было. Мы с мужем освоили все роли: курьера, администратора и даже повара. Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись на старте – поиск персонала. В маленькую компанию люди не очень хотели идти работать. Мы брали соискателей без опыта и учили их всему необходимому.
В мои планы на старте не входило «катать роллы», но я была вынуждена обучиться этому ремеслу. В какой-то момент клиенты начали жаловаться, что роллы разваливаются, качество продукции ухудшилось. Я подошла к поварам, сказала им об этом, и получила в ответ: «У нас всё правильно, мы работаем по технологии». А я даже проверить это не могла, потому что у меня не было нужных знаний.
Чтобы контролировать процесс, я пошла учиться на повара, впоследствии на два года «застряв» на кухне. Сейчас я понимаю, что предприниматель не должен сам участвовать во всех процессах. Наша задача, как управленцев, состоит в умении собрать хорошую команду и делегировать ей полномочия, а не делать всё самим. Но, с другой стороны, именно это решение позволило нам быть уверенными в качестве нашей продукции и развивать своё дело так, как мы бы этого хотели.
С первого месяца работы наш бизнес стал прибыльным. Это позволило нам развиваться: в первые пять лет мы открывали по одному филиалу в год. Шли медленно, но верно. Сегодня у нас открыто 80 точек в 72 городах России. Мощным импульсом для нас стала пандемия и запуск франшизы.
В 2020 году мы открыли шесть филиалов. Пережить локдаун и коронавирус нам помогло то, что мы были именно сервисом доставки, а также то, что наши точки находились не в торговых центрах, а в отдельных помещениях. То есть мы могли продолжать работу тогда, когда многие были закрыты.
Мы быстро поняли, что не все переживут кризис, а потому освободятся многие хорошие помещения. И мы сможем занять выгодные локации. Мы оперативно реагировали на изменения. Так, за три недели запустили антикризисные наборы, которые потом составляли 30% от нашего оборота. Мы понимали, что в пандемию люди, скорее всего, будут опасаться тратить деньги. И поэтому установили на эти наборы невысокую стоимость.
Мы собирали онлайн-планёрки с сотрудниками, где говорили, что наша задача –выстоять в это непростое время. Убеждали, что мы до последнего будем бороться за каждого сотрудника. Поэтому люди работали честно и были готовы к изменениям.
Два года назад мы запустили франшизу. Долго не решались на этот формат. Всё казалось, что нужно ещё доработать бизнес-процессы, опасались открывать новое направление работы. Кроме того, мы не видели во франшизе большого финансового интереса. Ты, как управляющая компания, имеешь 3-4% от оборота партнёра, а сил в него вкладываешь куда больше. Но потом мы поняли, что в своём регионе приблизились к максимуму – пора идти дальше.
Наши партнёры работают преимущественно в Сибири, но есть города в центральной и европейской частях России.
Ещё до пандемии мы поставили себе цель стать сервисом доставки №1 в Красноярске по выручке. Нам это удалось. Более того, удерживаем лидерство на протяжении последних трёх лет.
Как нам это удаётся? Я бы выделила четыре основных момента, которым мы уделяем большое внимание.
Качество. Мы не экономим на продуктах: работаем с охлаждённой рыбой, закупаем хороший сыр. И, кроме того, следим за качеством на всех этапах: от закупки продуктов до заказа роллов и их доставки. Чтобы оперативно отрабатывать обращения клиентов, создали колл-центр и службу заботы о клиентах.
Скорость и сервис. Мы делаем акцент на быстрой доставке. Скорости жизни меняются и нужно им соответствовать. Сегодня люди экономят своё время. Мы стремимся к тому, чтобы наша доставка занимала не более 30 минут, а самовывоз был доступен в течение15 минут после заказа. Это, на самом деле, большая и трудоёмкая работа, которую нельзя решить только за счёт увеличения штата курьеров.
Например, мы перешли на новое программное обеспечение, которое позволяет распределять нагрузку между курьерами. Оно учитывает пробки и эффективность каждого сотрудника. Мы видим, кто из курьеров работает быстрее. И при необходимости можем заменить исполнителя. Если мы всё-таки задерживаемся, то всегда делаем комплимент. Само меню тоже создаём с учётом скорости: учитываем, как быстро можно приготовить блюда из него.
Открытость. Мы строим компанию на личном бренде. Показываем изнанку нашего бизнеса, радостные и печальные моменты. Например, все наши партнёры ведут социальные сети, рассказывают, как делают ремонт в своих помещениях, с какими трудностями сталкиваются. И это, на мой взгляд, помогает расположить к себе будущих клиентов.
Наша миссия – сближать людей. Я считаю, что еда объединяет. Мы ежедневно сближаем тысячи людей, доставляя «праздник в коробке». Любой компании необходимо иметь свои ценности. Это позволяет быть ближе с клиентами. А кроме того, привлекать новых сотрудников. Сегодня соискатели хотят работать в компании со смыслом. Мы поздравляем сотрудников с днём рождения, мотивируем разными конкурсами, проводим корпоративы.
Мы планируем в ближайшее время пробить отметку в 100 филиалов, а к 2026 году стать сервисом доставки суши номер №1 в России с 500 филиалами. В нашей сфере ярко выраженного лидера ещё нет, и мы хотим им стать.
Другая цель, которая меня вдохновляет, – это привести как можно больше людей в бизнес и дать им возможность зарабатывать с помощью нашего бренда. Мы тщательно отбираем партнёров. Те, кто интересуются нашей франшизой, приезжают в Красноярск на три дня, а мы в рамках обучения рассказываем все нюансы, показываем маркетинг, планы и метрики.
Как правило, группа состоит из 20 человек. Люди присматриваются к нам, а мы к ним. По статистике, 90% сразу хотят подписать договор о франшизе. Но мы одобряем не всех. Нам важно, чтобы партнёр стал лидером в своем городе и чтобы у нас с ним случился connect для комфортной работы.
Быть предпринимателем и иметь свой бизнес – это большое удовольствие, несмотря на все трудности. Если вы мечтаете о своём деле, я бы дала один главный совет – не спешите заходить в большие города. Сейчас многие уезжают из маленьких городов, потому что там хуже сервис и нет многих атрибутов столичной жизни. Но в этом кроются и перспективы. Вы можете создать сервис, которого недостаёт. И вместе с этим быстрее выйдете на окупаемость и будете получать выше прибыль.
А второй совет – взять наставника, который уже прошёл этот путь с другой компанией. Он понимает, какие могут быть проблемы роста. Когда ты идёшь в масштаб, требуется скорость, чтобы занять лидерские позиции. Ведь быть на вершине гораздо проще. И я всем предпринимателям этого желаю!
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».