Мы пойдём другим путём: как отправлять и получать грузы из-за границы в условиях «логистической блокады»

Прочтёте за 6 мин.

«Санкции – не повод прекращать сотрудничество с зарубежными партнёрами»

IT-инструменты, которые использует Алексей Антонов

  • Trello
  • Paypal
  • Zoom
  • Telegram

В 2022 году в отношении России введены беспрецедентные санкции. Многие из них сильно ударили по бизнесу и, в частности, по возможности российских компаний отправлять грузы за рубеж и получать их из-за границы. Грузовое сообщение со многими странами прекращено, логистические цепочки нарушены, привычные схемы доставки перестали работать. О том, как отправлять и получать грузы из-за границы в условиях «логистической блокады», порталу Biz360.ru рассказал основатель агрегатора услуг доставки Time Saving Machine Алексей Антонов.

Досье

Алексей Антонов – основатель агрегатора услуг международной экспресс-доставки Time Saving Machine. Сервис позволяет сравнивать тарифы от разных курьерских служб в «одном окне». Партнёрская сеть TSM охватывает 240 стран, годовой оборот проекта за III квартал 2022 года составил 100 млн. рублей.

Алексей Антонов

Грузооборот через «дружественные» страны

Сейчас на российском рынке происходит переориентация международного товарооборота на Азию и Восток. Если раньше наши компании плотно работали с европейскими странами, то сейчас идёт активный документо- и грузооборот с Китаем, Индией, Бразилией, Ираном, ОАЭ, Вьетнамом. Вполне возможно, что какие-то из этих стран со временем станут основными каналами для ввоза товаров из стран ЕС. 

На данный момент схемы доставки в Россию через эти государства нельзя назвать стабильными и проверенными. Тем не менее, есть несколько уже отработанных схем. 

Оформить дополнительное юрлицо 

Юридическое лицо, оформленное в «дружественной» стране, поможет в случае с доставкой крупногабаритных грузов – техники, оборудования, комплектующих от иностранных производителей. Далеко не каждая зарубежная компания готова продать товар российскому юридическому лицу, опасаясь санкций. А структуре, зарегистрированной в «дружественной» стране, многие западные производители и селлеры без проблем продадут товары и оборудование. 

Воспользоваться пунктом приёма 

Этот вариант подходит тем, кому нужно быстро обменяться деловой корреспонденцией с зарубежным партнёром. Транспортные компании, которые перевозят крупногабаритные грузы, не возьмутся за доставку одного конверта, пакета документов или даже небольшой посылки. В выигрыше остались те российские службы доставки, которые в 2022 году открыли в Центральной Азии офисы и дополнительное юридическое лицо. Их мало, но они есть. 

Схема практически такая же, как и с транспортировкой крупногабаритного груза – сначала агент получает посылки и документы со всего мира в пункт приёма в Центральной Азии, а затем переоформляет доставку в Россию через курьерскую службу, работающую в СНГ. После того как грузы доставляются в РФ из СНГ, отправления распределяют по стране местной курьерской службой. 

Мультимодальные схемы доставки

Если до 2022 года особых проблем с международной доставкой не было, то после февраля логистический маршрут транспортировки в Россию усложнился. Теперь для доставки грузов используют мультимодальный способ – сначала транспортируют груз в «дружественную» страну морским/авиа/жд транспортом, затем переоформляют на другого перевозчика, который работает с РФ, а по России доставка осуществляется третьим перевозчиком. 

Персональный курьер

Такой способ доставки работает быстрее остальных, можно получить отправление даже быстрее, чем за пять-семь стандартных дней. Схема работа такова: персональный курьер покупает билет на самолёт, прилетает в нужную страну, берёт посылку весом до 40 кг и летит обратно в Россию с пересадкой в СНГ или в ОАЭ. Этот вариант подходит для тех, кому необходимо срочно переслать или получить важные документы, ценные или хрупкие предметы, лекарства, скоропортящиеся продукты, негабаритную электронику, мелкое оборудование, запчасти. Но есть существенный недостаток – высокая стоимость. 

Нужно быть готовым к тому, что цена сверхсрочной курьерской доставки не будет низкой – тариф стартует от 1000 евро и зависит от расстояния. Чем дальше от места доставки находится страна отправителя и чем дальше населённый пункт адресата в России от международного аэропорта, тем выше будет стоимость. Соответственно, чем дольше срок, меньше габариты отправления, короче расстояние между отправителем и получателем, тем ниже будет стоимость курьерской услуги. Срок доставки авиакурьером занимает в среднем 24-72 часа. 

Консолидация грузов в Европе

Этот вариант представляет собой объединение небольших посылок и конвертов от разных поставщиков на одном консолидированном складе в Европе, где отправления собирают, упаковывают, маркируют и хранят до момента, пока не заполнится грузовой транспорт для доставки в определённом направлении. Когда перевозчик полностью укомплектован, посылки отправляют (обычно автомобильным транспортом) в СНГ и по другим странам, в том числе и в Россию. Международная доставка с консолидацией – самый экономичный, но долгий способ, он занимает четыре-шесть недель.

Как покупать и ввозить товары, попавшие под антироссийские санкции

Описанные выше способы подходят для транспортировки документов и тех товаров, на которые не распространяются антироссийские санкции. Поэтому если речь идёт о товарах, скажем так, особой категории, то здесь могут пригодиться другие способы. 

Четвёртый пакет санкций включает запрет на ввоз в Россию предметов роскоши из Европы и США стоимостью свыше 1000 евро. Сюда относятся часы, ювелирные изделия, одежда и обувь, произведения искусства и многие другие товары. Также в список запрещённых попали многие виды электроники, промышленного оборудования и комплектующих. Кроме того, в Россию перестали поставлять товары многих ранее популярных в нашей стране брендов. 

Зарубежные продавцы, видя, что покупатель находится в России, часто отказываются продавать даже разрешённый товар из-за возможных штрафов. Однако способы привезти в Россию попавшие под санкции товары из-за рубежа есть. 

Параллельный импорт 

В мае 2022 года Министерство промышленности и торговли РФ утвердило список товаров, которые можно ввозить в Россию независимо от разрешения или запрета правообладателя. Такая схема называется параллельный импорт. При доставке важно соблюдать требования Федеральной таможенной службы – как и при транспортировке любых других разрешённых грузов. 

Чтобы беспрепятственно привезти товар из–за рубежа в Россию, важно не только чтобы он был в списке параллельного импорта. У покупателя должна быть карта иностранного банка и адрес за границей для пересылки или доставки, либо придётся ехать за товаром самому. 

Байеры–посредники 

Для тех, у кого такой возможности нет, работает ещё один способ – доставка с помощью байеров-посредников. Байер – это человек или организация, которые имеют возможность оплачивать и оформлять доставку заграничных товаров. Схема работает так: покупатель находит на сайте зарубежного производителя нужный товар, отправляет ссылку посреднику, тот оформляет покупку на своё юрлицо за рубежом, затем курьер посредника забирает товар из зарубежного магазина и доставляет сначала в компанию в «дружественной» стране, а затем клиенту в Россию. 

Кому доверить международную доставку в 2023 году

Надёжного посредника и для покупки, и для доставки ещё нужно найти. Закупать может одна фирма, а доставлять совсем другая. Давайте разберёмся, как выбрать порядочного перевозчика. 

Сейчас в отраслевых Telegram-чатах и в тематические группах в соцсетях легко можно нарваться на аферистов, которые берут предоплату и исчезают. Да и сами перевозчики рискуют, потому что отправитель может вложить в посылку запрещённые предметы или препараты – и превратить исполнителя услуги в невольного контрабандиста. Более надёжны в этом случае не одиночные курьеры, а специальные службы с штатом сотрудников и оформлением услуг по договору, чтобы обезопасить обе стороны. 

Допустим, вы нашли такую службу. Но как понять, что это не одна из фирм-однодневок, которые в период кризиса и санкций особенно активны? Есть несколько моментов, на которые стоит обращать внимание, выбирая перевозчика. 

Проверяйте в открытых источниках реквизиты 

Возьмите реквизиты у перевозчика и сверьте с теми сведениями, которые доступны в интернете. Посмотрите, когда компания была создана, участвовала ли в каких-то судебных процессах, какая у неё репутация в сети. 

КАК ПРОВЕРИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО КОНТРАГЕНТА
Читать далее

Проведите мониторинг отзывов 

Через поисковик вбейте название компании и «отзывы» – и почитайте, что пишут люди, и плохие, и хорошие отзывы. Даже простое наличие отзывов – это уже хорошо, так как подтверждает, что компания существует. Если клиент жалуется, что менеджер нагрубил или курьер задержался, но посылка всё-таки была доставлена, значит, компания выполняет свою работу. Если видите, что люди оставляют отзывы уже не первый год – это дополнительный фактор доверия. 

Настаивайте на оформлении договора на услугу 

Обезопасить себя поможет официальное оформление сотрудничества с перевозчиком. Запрашивайте договор доставки – с этим документом можно обратиться в суд, если условия не будут выполнены. Перед подписанием внимательно ознакомьтесь с договором, проверьте реквизиты, запросите учредительные документы. В санкционный период мошенники не дремлют – могут представиться известной компанией, взять у вас предоплату и «уйти в закат». 

Выбирайте компании с мультивалютным счётом 

Не все курьерские службы и перевозчики работают с валютой. Многие российские банки отключены от системы SWIFT – это дополнительная сложность. Если плательщик находится за рубежом и пользуется картой иностранного банка, он не сможет перевести оплату за услуги на счёт российского банка. У перевозчика с мультивалютным счетом такой проблемы не возникнет. 

Уточняйте, как оформляются сопроводительные документы для прохождения таможенного контроля 

Для международной доставки необходимо заполнять таможенные и сопроводительные документы – инвойсы, накладные, декларации, причём на английском языке. Надёжнее доверить груз компании, в которой оформление документов для таможни входит в стоимость услуг международной доставки. При самостоятельном заполнении грузоотправителем декларации или инвойса возможны проблемы. Например, если неправильно внести информацию об оборудовании, то груз могут арестовать, отправить обратно, а то и вообще уничтожить. В 2022 году каждое отправление на таможне проходит «рентген», а содержимое тщательно сверяется с описанием в сопроводительных документах. 

Под сомнение таможенников посылку может поставить не соответствующая международному стандарту упаковка, маркировка, а также другие моменты, о которых отправитель может не знать. Надёжные международные перевозчики не только правильно собирают и оформляют посылку, но и решают возникшие проблемы на таможне. Обычно услуги оформления сопроводительных документов, упаковка и решение таможенных споров входит в услугу доставки «под ключ». 

Как сэкономить на доставке

Стоимость доставки зависит от веса, габаритов и срочности. Понятно, что доставка с консолидацией обойдётся в разы дешевле услуг авиакурьера, но нужно быть готовым к тому, что она будет небыстрой – от 21 рабочего дня. 

Чтобы сэкономить на международной доставке, закажите услугу заранее. Совет особенно актуален в высокий сезон, например, перед Новым годом. Если вдруг решите разослать подарки зарубежным партнёрам в середине декабря, то транспортные компании, скорее, откажут. Забронировать передачу посылки в международную доставку целесообразно уже в ноябре. Экономия заключается в том, что доставка будет не срочной. 

Ещё один способ экономии – при отправке мягких объёмных вещей (например, одежды, пуховиков, одеял), используйте вакуумные мешки, которые уменьшают габариты отправления. Чем меньше коробка, тем дешевле доставка. 

P.S.

Санкции в отношении России в 2022 году – не повод прекращать сотрудничество с зарубежными партнёрами. Как видите, способы обмена грузами, документами, посылками найти можно, если грамотно спланировать международную доставку и предусмотреть риски. Рынок международной доставки так или иначе развивается и, возможно, вскоре для России откроются новые более выгодные и быстрые способы транспортировки.

Logistics

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

25 ноября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов