«Надо меняться»: как выживают региональные предприниматели в условиях кризиса

Прочтёте за 5 мин.

Малый бизнес Барнаула – о работе в кризис и планах на завтра

Мероприятия, ограничивающие во время эпидемии работу в офлайне компаний малого бизнеса, введены по всей стране. Но уровень жёсткости везде разный: в одних регионах полностью остановлена работа кафе, магазинов, мастерских, салонов красоты и производств, в других - у компаний отдельных секторов всё-таки есть возможность генерировать выручку. Мы решили посмотреть, как чувствует себя бизнес в разных регионах России. Сегодня в зоне нашего внимания – Барнаул, столица Алтайского края. Барнаульские предприниматели рассказали Biz360.ru, как они живут и работают в условиях карантина. 

«Покупку софта и техники
все откладывают в долгий ящик»

Искандер Балубаев 

Искандер Балубаев,
директор компании «Центр лицензионного программного обеспечения» 

- Мы отправили всех на дистанционную работу сразу же, как было объявлено о необходимости самоизоляции. Буквально полдня нам понадобилось, чтобы перевести всю работы на удалёнку. Перевели звонки из офиса на сотовые телефоны. У нас и до этого бывало, что менеджеры работали из дома. Приболел ребёнок – человек сидит дома, но работает. А тут мы просто мобилизовались, подключили ряд приложений. Для клиентов ничего не изменилось, они звонят по нашим телефонам, но звонки поступают к людям, которые работают дома.  

Когда губернатор Алтайского края подписал документ, по которому предприятия IT-индустрии могут работать, у нас около 80 процентов сотрудников вышли и работают в офисе. Но всё равно мы ограничили контакты с клиентами – коммуникация только по телефону, через интернет. 

Наши клиенты – госкомпании (60%) и коммерческий сегмент (40%). «Живыми»остаются только госорганы. У них есть бюджеты, они запланированы, их надо тратить. А коммерческий сегмент сейчас сильно просел. Антивирусы как покупали, так и покупают. От антивирусов отказаться – себе дороже. А покупку любого другого софта откладывают. 

Мы занимаемся не только ПО, но и продажей компьютерной техники. В этой сфере продажи сильно просели. Много проектов заморозились. Хотели люди обновить парк компьютеров – теперь перенесли эти планы как минимум на квартал. Мы ещё не подводили итоги, но думаю, что продажи просели на 25-30 процентов. 

Как антикризисные предложения мы сейчас интенсивно продвигаем корпоративные порталы, CRM-системы, «Битрикс-24» - готовое решение для компаний, которым нужно организовывать удалённую работу. Это виртуальный офис, своего рода социальная сеть для организации, внутренний сайт, на котором можно ставить друг другу задачи, проводить планёрки и т.д. 

Многие предприниматели отодвинули покупку софта и надеются переждать кризис. Думают, что скоро откроются, и всё будет как раньше. Но на самом деле, те, кто сейчас, в кризис, ищет новые решения, они и после кризиса будут на шаг впереди. Посмотрите на сферу обслуживания: есть те, кто сделал доставку, разработал антикризисные предложения, и есть те, кто закрылся и ждёт, когда разрешат открыться, надеясь, что вот тогда они и вернут свою аудиторию. Но аудитория может привыкнуть получать всё удалённо. Надо меняться. 

«Уход в интернет – это не для нас»

Валерий Корепанов 

Валерий Корепанов,
директор фармзавода «Гален» и фитоцентра
«Алфит» 

- У нас на фармзаводе «Гален» пятьдесят сотрудников. Из них три человека в возрасте шестьдесят плюс, мы отпускали их на неделю домой с сохранением зарплаты, они дома посидели, сказали – нет, не можем, хотим работать. И сейчас работают.

Мы выполняем предписания: развели смены, чтобы люди меньше контактировали друг с другом, снизили численность смен. Это в принципе не так сложно оказалось. Падение сбыта произошло, и развести смены было нетрудно. 

Оценить объём падения пока трудно. Основных каналов сбыта у нас три: аптеки, фитолавки и оптовые покупатели. Аптеки работают, а вот фитолавки закрыты. Оптовики пока не сообщили, что они продали, что нет. Поэтому точно оценить, насколько сократился сбыт, пока трудно. Мы хотели наладить продажи через наш фитоцентр «Алфит». Но в связи с запретом на приём плановых больных мы не можем работать через фитоцентр. 

По некоторым видам бизнеса хорошим решением выглядит уход в интернет. Но это не для нас. Если мы начнём открывать интернет-магазины, то будем вставлять палки в колёса своим же представителям. По сути, начнём ломать свою же систему, которую долго строили. Это нецелесообразно. 

Как антикризисную меру мы на эту неделю объявили бесплатную доставку нашей продукции в пределах Барнаула – до самой двери. Но больше недели мы вряд ли сможем себе это позволить. 

Мы намерены увеличить производство иммуномодуляторов, лёгочных препаратов, и за счёт этого продержаться. Эти продукты у нас были в наличии, мы просто сосредоточимся на них. 

Продаём препараты с имбирём, причем, на них цены не поднимали. Мы используем нигерийский имбирь, у него больше полезных веществ, он гораздо сильнее, чем тот же китайский. Но на имбирь сейчас резко подскочила не только розничная, но и оптовая цена: ещё недавно мы закупали его по 300 рублей за килограмм, а сейчас он уже 900 рублей. Поэтому пока работаем на старых запасах, а как дальше – будет видно. 

«Эпидемия закончится,
и люди снова будут объясняться в любви»

Алексей Доренский 

Алексей Доренский,
основатель компании
«ШокоЛана» 

- У нас в компании шесть сотрудников - вместе со мной и моей женой Светланой. Мы делаем и продаём необычные сувениры и подарки из шоколада, а также оборудование для работы с шоколадом. Но сейчас компания ничего не зарабатывает, мы все отправились в отпуск. Кондитерам выплатили отпускные по 20-22 тысячи рублей. Для этого у нас есть некоторая подушка безопасности. У нас достаточно своего запаса, чтобы пережить месяц, может, даже и два, если потребуется. 

Мы зарабатывали немного на рознице, а в основном – на опте и на франшизах. Сейчас розничные продажи упали примерно на 90 процентов, а оптовые вообще свелись к нулю. По франшизам тоже всё замерло. У нас 22 франшизы по России и одна в Болгарии. При входе в проект партнёр оплачивает вступительный взнос - единовременный платёж. Мы предоставляем ему средства автоматизации, банк фотоматериалов – всё, что нужно, чтобы делать бизнес. И дальше по максимально лояльным оптовым ценам партнёры покупают у нас наши шокобуквы. Есть заказы – они покупают, нет заказов – не покупают. Вот сейчас как раз такой период. 

Но в это время мы не сидим сложа руки. Карантин всё равно закончится, и мы активно к этому времени готовимся. Например, изобрели карусель для изготовления шоколадных цветов. Обычно производители делают шоколадную розу так: берут форму и заливают туда шоколад. Шоколада при таком способе уходит много, и, чтобы себестоимость такого цветочка не зашкаливала, их делают мелкими. Мы сделали специальное оборудование, которое вращает форму, что позволяет равномерно разливать шоколад по стенкам. В результате цветы получаются большого размера, красивые, внушительные, и при этом лёгкие как перышко. Расход шоколада меньше, а вид такой же или даже лучше. 

Сейчас в экспериментальном порядке мы производим бутоны роз - 40 мм высотой, диаметром 35 мм. Это уже больше, чем у конкурентов, но наши бутоны весят всего 10 граммов. Они не ломаются, и держат форму при температуре 28-30 градусов. За время этих «каникул» планируем выработать технологию, создать оборудование, и по окончании пандемии приступим к выпуску букетов из шоколадных роз. 

Эпидемия закончится, и люди снова будут жениться, отмечать дни рождения, признаваться в любви – с нашими шоколадными розами. Кроме того, пока начался застой на рынке недвижимости, хотим купить помещение под производство - 167 квадратных метров. В общем, развиваемся потихоньку. 

«Людям сейчас не до кофе»

Андрей Устьянцев 

Андрей Устьянцев,
основатель сети микрокофеен «Кеннеди-кофе» 

- Все наши восемь точек закрыты. Нет трафика. Это началось ещё до того, как в России и в Алтайском крае ввели режим самоизоляции. С 26-27 марта выручка упала втрое-вчетверо. И я думаю, что сейчас ничего не поменяется – даже если мы снова будем продавать кофе с собой. 

Одна точка на днях откроется в городе-спутнике Новоалтайске, арендатор убеждает нас, что пора, что пойдёт. Хотя я думаю, что людям сейчас не до кофе, и наши точки закрыты даже в больших продуктовых магазинах. 

Часть сотрудников пришлось уволить. Остальные ждут, когда мы сможем начать работу. Единственное, что позволяет нам видеть хотя бы какие-то перспективы - то, что наш крупный арендодатель компания «Мария-Ра» предоставила своим арендаторам каникулы и отменила арендные платежи на время режима самоизоляции.

Антикризисные меры в нашем секторе вряд ли возможны. Кофе через интернет продавать не будешь. Уйти в другой сектор – в какой? 

Надеемся только на льготы по налогам и отсрочки по кредитам. Потому что мы сильно закредитованы. Все наши точки мы открывали на кредитные средства. Кредиты платили с выручки. А теперь выручки нет, а кредиты платить надо.

Мы выплатили зарплаты за март. И если ничего не поменяется, следующую зарплату мы выплатить уже не сможем. 

«Пока мы делаем ставку на маски»

Альбина Шоль 

Альбина Шоль, основатель бренда женского белья
и домашней одежды Alpalazone и одноимённой сети магазинов 

- В условиях корона-кризиса ситуация с нашей деятельностью кардинально изменилась. Так как наши магазины находятся в торговых центрах, то как только их закрыли, мы в тот же день приостановили отшив весенне-летних коллекций, потому что ситуация непонятная: неизвестно когда откроются торговые центры, когда это будет покупаться, успеют ли люди это поносить? А через несколько дней, чтобы не останавливать производство и обеспечить людей работой, мы начали шить маски. 

Искали такую модель, чтобы маску удобно было носить в течение дня, активно занимаясь своими делами. Есть ведь организации, где сотрудники вынуждены целый день находиться в масках. Нашли модель в интернете, внесли свои коррективы, разработали лекала. Мы шьём маски с резиночками, которые крепятся за уши. Наша маска не сдвигается на глаза, шов по центру, он повторяет контур лица. Маска с завязками очень неудобная - или сползает, или ты её так крепко завяжешь, что она будет давить. 

Как только разработали модель, сразу начали шить. Отшиваем маски хлопковые, многоразовые, однослойные, двухслойные, продаём через свой интернет-магазин. В день можем делать больше двух тысяч масок. Стоимость - от 30 рублей. 

Вначале мы в принципе не рассматривали оптовые продажи, думали, что будем продавать только через свои каналы, но маски оказались востребованы - и сейчас мы запустили ещё и оптовые продажи. 

На швейном производстве работаем в две смены по пять человек. Стараемся много людей не выводить, чтобы сохранять дистанцию в полтора метра. 

Торговые центры не работают, наши отделы закрыты. Чтобы обеспечить людей работой, предложили сотрудникам заниматься из дома реализацией масок. Установили процент с продаж, теперь наши продавцы активно ищут оптовиков. Часть сотрудников переключили на работу с интернет-магазином, так как количество онлайн-заказов увеличилось. Работаем с маркетплейсом Wildberries - перераспределяем туда товар со всех магазинов. 

Наш обычный ассортимент – женское нижнее бельё и домашняя одежда – тоже продаются, но в гораздо меньших объёмах. Насколько упали объёмы продаж, мы не оценивали. Пока мы закрыты две недели, посмотрим итоги месяца. Но падение, конечно, будет в разы. 

Единственный наш магазин, который работает – в Горно-Алтайске, столице Республики Алтай, там нижнее бельё и чулочно-носочные изделия внесли в перечень товаров первой необходимости. И там у нас пункт продажи масок. Надеюсь, что и в Алтайском крае нас внесут в список предприятий с товарами первой необходимости. 

Мы думали, что будем делать, если ситуация не наладится до осени. Решили, что начнём больше уходить в онлайн. Уже активно подключаем Instagram. А пока наша ставка – на маски. Они нужны всем.

Барнаул

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

21 апреля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов