Предприниматель из Санкт-Петербурга Антон Георгиев создал крупнейшую в стране компанию-поставщика фасованного мёда «Медовый дом». А три года назад Антон и его супруга Александра выкупили полуразрушенную фабрику «Крестецкая строчка», на которой с 1860 года создавалась уникальная сквозная вышивка. Георгиев перестроил фабрику, «освежил» бренд – и уверен, что предприятие в скором времени будет не только «съедать» деньги, но и зарабатывать. О том, что заставило успешного предпринимателя взяться за сложный и затратный проект по возрождению старинного промысла, Антон Георгиев рассказал порталу Biz360.ru.
Антон Георгиев, 50 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель компании
«Медовый дом», владелец фабрики
«Крестецкая строчка». Окончил РГПУ им. Герцена (факультет физической культуры и НВП). В 1998 году открыл компанию «Медовый дом», сегодня её годовой оборот составляет 1 млрд. рублей, в штате работают 250 человек. В 2015 году выкупил фабрику «Крестецкая строчка» и перезапустил её. На данный момент на фабрике работает 70 человек, выручка составляет 1-2 млн. рублей в месяц.
После окончания вуза Антон Георгиев пошёл работать в инвестиционную компанию, которой в числе прочего принадлежал консервный завод. Торговых сетей в их нынешнем понимании в России тогда не существовало. Георгиев договорился, что будет продавать продукцию - и получил согласие руководства. «Была их цена, была моя наценка – так и зарабатывал. В процессе этого постепенно осознавал, что такое продажи, рынок и т.д, - рассказывает предприниматель. - Потом я занялся оптовой продажей кондитерских изделий. Стал представителем разных компаний, в основном продавал импортные шоколадки вроде «марсов» и «сникерсов».
Но потом случился дефолт - и Георгиев потерял почти все деньги, которые заработал. После этого стал искать другую сферу для приложения своих предпринимательских навыков. Начинал уже не с нуля: у него уже были связи на рынке, было понимание что и куда продавать.
«Я хотел найти отечественный продукт, который бы не зависел от курса валют, как те мои шоколадки, - вспоминает предприниматель. - Ко мне обратился один знакомый с небольшим производством мёда – ему бы пригодились мои каналы сбыта. Мы обговорили условия: если я продам на 500 тысяч рублей за месяц, то получу 10% от выручки, продам на миллион – получу 15%. Мне понадобилось 2 месяца, чтобы выйти на выручку в миллион. Но мой партнёр отказался платить комиссию в 15%. Так я понял, что надо создавать своё производство».
Антон купил первую партию мёда в 500 кг, нашёл производство, которое занималось фасовкой соусов, разработал дизайн этикетки. И продал закупленное сырьё в упаковке по налаженной системе сбыта. Потом он закупил уже тонну мёда. Так компания росла, пока не вышла на объём 200 тонн в месяц.
«На тот момент я работал уже с двумя партнёрами, - уточняет Георгиев. - Они меня постоянно подводили, так что пришлось сделать своё небольшое производство, чтобы не зависеть от других. К тому же я уже начал работать с «Пятёрочкой» (у которой на тот момент было всего 10-15 магазинов), и эта сеть быстро росла. Это был примерно 2003 год».
«Потом я построил производство по всем стандартам, на котором «Медовый дом» работает по сей день. Делать это в Санкт-Петербурге вышло бы очень дорого, поэтому я всё организовал в Новгородской области. Правда, сейчас завод уже стал нам маловат: мы увеличиваем склады, пристраиваем офисы. Если в экономике не случится ничего экстраординарного, то в 2020 году будем строить более современное производство, которое обеспечит нам необходимый объём и качество на ближайшие 20 лет», - рассказывает Антон Георгиев.
Расширение для предприятия необходимо в том числе и потому, что оно в последние несколько лет серьёзно расширило ассортимент. Например, у тех же поставщиков, что продают мёд, стало закупать травяные чаи. Помимо этого «Медовый дом» фасует варенье, мясные и рыбные консервы премиум-класса, а в апреле планируется запуск небольшого кондитерского цеха - в нём будут делать конфеты с крем-мёдом.
«Я бы хотел сделать производство более автоматизированным. Сейчас мы собираем специалистов по деревням и привозим их из Великого Новгорода, проблемы с кадрами очень большие. Увеличить штат при наращивании производства будет проблематично», - говорит предприниматель.
Сейчас «Медовый дом» упаковывает и продаёт около 5 тысяч тонн мёда в год. Его закуп идёт во всех медоносных регионах страны: Ростовская область, Краснодарский край, Белгородская область, Алтай и т.д. Есть поставщики, с которыми работа ведётся уже десятилетие: они собирают мёд по деревням по 300-400 кг, формируют партию в 20 тонн и везут на новгородское предприятие.
90% продаж идёт через федеральные сети. В том числе компания делает для них и СТМ – собственные торговые марки - на заказ. «Каждый день у нас борьба за место на полках, конкуренция жёсткая, - констатирует Антон Георгиев. - Но самые серьёзные сложности были всё же на начальном этапе. Они были связаны с тем, чтобы обеспечить растущий рынок продукцией без собственного производства. Проблемы возникали, когда мы говорили, что нам срочно нужна поставка, а партнёр не мог её обеспечить, и сети выставляли нам штрафы. Тяжёлое было время».
«Например, 2004 год был очень неурожайным на мёд, а остановить поставку в сети мы не могли, - рассказывает владелец «Медового дома». - Слава богу, на Дальнем Востоке урожай был. Я полетел туда лично, объездил все деревни, создал там представительство. И мы стали первыми, кто вывез тогда оттуда мёд. И всё равно бывали дни, когда нам угрожал срыв поставок в сети. Сейчас мы постоянно имеем запас на складе. В прошлом году этот запас составлял 1400 тонн, в этом году мы снизили это количество до 800 тонн, так как не видим рисков срыва поставок».
Георгиев говорит, что более крупных аналогичных предприятий в России нет, но есть очень много мелких, так как порог входа на рынок невысокий. «Наш бизнес не назовешь крупным, мы между малым и средним по обороту: он у нас около 1 млрд. рублей в год», - говорит предприниматель.
Как же руководителя медового бизнеса занесло в область редких народных ремёсел? «В начале 90-х к моему отцу приезжали знакомые шведы. И мы от них узнали, что у нас в Новгородской области есть фабрика «Крестецская строчка»: они попросили свозить их туда, - рассказывает Антон. - Там иностранцы накупили себе салфеток, скатертей и штор. Так я узнал про эту вышивку и запомнил её. Меня уже тогда это поразило: целая фабрика работает на ручной вышивке! И я ещё удивился – зачем это нужно шведам? Тогда, в 90-е, всё отечественное у нас ассоциировалось с чем-то плохим, хорошим считалось только импортное».
Прошло больше 20 лет, и однажды владелец «Медового дома» увидел в новгородских новостях, что «Крестецкая строчка» банкротится. Он вспомнил её и решил встретиться с владельцами.
Выяснилось, что за эти годы всё на фабрике пришло в негодность, а трудится там всего 8 человек. Спасением предприятия стало то, что супруга Антона – Александра – в своё время получила специальность дизайнера одежды. Без Александры, по словам предпринимателя, он бы ничего не смог сделать в новой для него области.
«Но я подумал, что вместе с ней у нас бы получилось всё восстановить на этой фабрике, - говорит Георгиев. - Я понимал, что будет очень сложно, что это далеко от дома, и вообще – реальное испытание. Но я решился».
Георгиевы выкупили фабрику за 20 млн. рублей. На сегодняшний день они вложили в неё уже порядка 300 млн. рублей. Это и собственные средства, и заёмные. По признанию предпринимателя, дешевле и проще было бы построить всё заново, но для него важно было сохранить историю объекта. Поэтому здание площадью около 3,5 тысяч квадратных метров было полностью реконструировано.
Крестецкая вышивка как промысел существует с 1860 года. Поначалу её создавали на дому, потом - в артели, затем была построена деревянная фабрика, которая сгорела ещё в 1940-х. После Великой отечественной войны фабрику перестроили - из кирпича, но наспех. «Там не было даже пола, когда мы туда пришли, он был земляным», - рассказывает Антон Георгиев.
Что касается самой вышивки, то по технологии для неё берётся лен, хлопок или шёлк. Особые узоры на такой ткани получаются за счёт выдергивания ниток определённым образом и последующей вышивки. Весь труд на фабрике - ручной. Для одного из двух видов вышивки используется швейная машинка, но этим процессом всё равно управляет человек. Автоматизировать что-либо здесь, в отличие от «Медового дома», невозможно.
Сегодня на «Строчке» работает 70 человек: вышивальщицы, швеи, закройщицы, конструкторы, гладильщицы, крахмальщицы и дёргальщицы. Часть из них находится в процессе обучения, так как на него требуется 6 месяцев. Передача знаний о старинном ремесле проходит под шефством главного художника Марьи Афанасьевой, которая работает на фабрике 46 лет.
В рамках реконструкции «Крестецкой строчки» сделали ребрендинг и поменяли всю линейку продукции, сделав её более современной. Неизменной в ней осталась только сама вышивка. «Сегодня мы производим женскую одежду и столовый текстиль, - говорит Антон Георгиев. - Недавно начали делать также крестильные рубашки, в ближайшее время добавим детскую одежду».
Изделия фабрики ориентированы на сегмент выше среднего: они стоят достаточно дорого из-за ручного труда. Самые бюджетные блузки продаются по цене 8,5 тысяч. рублей. Цены на скатерти начинаются от 10 тысяч. Основная аудитория, которая покупает продукцию «Крестецкой строчки» – женщины 35-55 лет.
«Приобрести нашу продукцию можно в интернет-магазине, также мы работаем с офлайн-магазинами – такими, как «Дом фарфора» и подобного им профиля, - говорит Антон. - Также мы сотрудничаем с дизайнерами и делаем вышивку для их коллекций. Продвигаемся в основном через Instagram, с помощью бренд-амбассадоров (так, например, мы сотрудничали с Юлией Высоцкой), на мероприятиях, в коллаборациях с другими брендами».
Пока предприятие продаёт всего по пять-шесть изделий в день. Выручка составляет 1-2 млн. в месяц, каждый год с момента реконструкции она, по словам нового владельца, существенно растёт. В основном текстиль и одежду с уникальной вышивкой покупают жители столиц (большую часть – в Москве). «Планируем открыть и свои магазины, один в Москве, один в Санкт-Петербурге. Но для этого нам ещё нужно доработать ассортимент», - говорит Георгиев.
Фабрика и раньше работала как туристический объект. И сейчас каждую субботу туда приезжает автобус с туристами. Это направление тоже планируется развивать, и это так же и дополнительный канал сбыта продукции.
«Это однозначно не самый доходный бизнес, разумеется, он скорее для души, - признаёт Антон Георгиев. - Но фабрика «Крестецкая строчка» – единственное предприятие со статусом народного художественного промысла, которое сохранилось в Новгородской области. Плюс истории этого бренда 150 лет, и мы его усиливаем с каждым годом. Таких старинных брендов в России больше нет. В перспективе я бы хотел, чтобы на фабрике работало около 150 человек, а выручка была 10 млн. в месяц. Я думаю, через 2-3 года мы уже выйдем на другой уровень, а через 10 лет это будет уже тот бизнес-проект, о котором знают все в стране».
Читайте также:
Как Анатолий Винтер возрождает традиции краснокамской деревянной игрушки.
Спасти и сохранить: как работает мастерская по пошиву этнической одежды.
«Барышня-крестьянка»: как устроен бренд православной одежды.