Как-то челябинский предприниматель Евгений Белокопытов захотел порадовать маму, купив ей баню. Изучив предложения, понял, что качественную готовую баню за вменяемые деньги он приобрести не сможет. И тогда они с братом сделали баню для мамы своими руками. После чего Евгений запустил мастерскую по производству стильных бань-хотбоксов. О том, как развивать бизнес на очень конкурентном рынке, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «Стильная дача» Евгений Белокопытов.
Евгений Белокопытов, 30 лет, предприниматель из Челябинска, основатель проекта
«Стильная дача» (строительство круглогодичных бань «под ключ»). Окончил Южно-Уральский государственный институт (факультет коммерции). Проект «Стильная дача» запустил в 2016 году. Не женат.
После окончания вуза я какое-то время поработал менеджером по продажам в местном интернет-агентстве. Но вскоре занялся своим бизнесом - начал возить на перепродажу аксессуары из Китая, открыл свой розничный отдел. Этим я занимался до 2014 года – пока не грянул валютный кризис. Потом такой бизнес стал невыгодным, и я продал его своему партнёру.
Как получилось, что переключился на строительство бань? Дело в том, что баня требовалась маме. Я стал искать готовую, но баню подходящего качества не нашел – предлагались довольно «топорные» сооружения за большие деньги. Тогда и пришла идея сделать баню самостоятельно.
Я позвал на помощь брата - он гораздо более рукастый, чем я. Мы взялись за работу с намерением потом продолжать, если всё получится. Банька в итоге получилась славная, в стиле хай-тек, и когда я её увидел, то мне даже не верилось, что это дело моих рук. Мне так понравился результат, что стало понятно: надо продолжать делать это на заказ.
Информацию я брал из интернета, книг по домостроению, а также у знакомых строителей. Каждая баня получалась всё лучше. Первыми заказчиками стали, конечно, друзья и знакомые. А потом информация о нас стала передаваться по сарафанному радио.
На старте всё это задумывалось как семейное дело. Но потом получилось так, что наши пути разошлись: семья брата оказалась в другом городе, а наш бизнес остался в Челябинске. Я очень благодарен брату за то, что он сильно помог мне в начале пути, без него начинать было бы в разы сложнее.
Сегодня серьёзную помощь мне оказывает мой помощник Денис - я всегда был больше погружён в продукт и производство, а вот продажами и подбором команды занимается он. У нас сегодня работают четыре мастера, один снабженец и коммерческий директор - это как раз Денис. Всю команду собрал он, и она работает в том же составе, что на старте проекта.
Цех мы организовали в большом гараже, предназначенном для фуры: площадь 300 кв. метров, здесь можно одновременно вести работу над двумя банями. Когда заработали денег на первых заказах, то купили хорошие инструменты. Так что, условно говоря, молотками уже не работаем. Всего я вложил в старт больше, чем ожидал – примерно 1 млн. рублей, это были собственные накопления плюс кредит. В основном эти деньги пошли даже не на оборудование, а на рекламу, зарплаты и прочую оперативку.
Когда начинаешь дело, ты бросаешься на любые заказы, как изнывающий от жажды в пустыне – на воду, берёшь даже не самые выгодные подряды. Потому что важно наработать портфолио. В первый год я каждый месяц задумывался о том, чтобы всё бросить. Останавливало то, что мне безумно нравился наш продукт. Но на второй год с наработанным именем дело пошло уже гораздо легче.
Поначалу я думал наладить серийное производство, конвейер: выпускать одну или несколько моделей - и всё. Но с опытом мы поняли, что у каждого клиента свои пожелания по нюансам. Например, был у нас заказчик, который заказал базовую модель за 350 тысяч рублей. При этом он попросил поставить внутри обогреватель, душ, ещё что-то. И так с каждым клиентом. Так мы перешли к работе полностью на заказ.
Общая идея была в том, чтобы делать не просто бани, а стильные бани (отсюда наше название). Один рекламист даже посоветовал нам придумать название для категории наших изделий, чтобы выделиться среди просто бань и мобильных бань. И он сгенерировал для наших бань название - «хотбоксы» (hotbox - «жаркая коробка» в буквальном переводе с английского).
Плюс мы используем в работе качественные, дорогие материалы. Всё это выделяет нас на местном рынке, где очень много конкурентов, но и влияет на ценник, конечно – по городу он у нас один из самых высоких.
Самая бюджетная баня у нас - площадью 4х2 метра, ей стоимость 275 тысяч рублей. Самая дорогая идёт за 590 тысяч. У нас есть габаритные бани, которые транспортируют на манипуляторе, есть бани широкие негабаритные, их везут с сопровождением с гаишниками – эти самые дорогие. Цена также зависит от размера. Есть те, что в длину 4 метра, а бывают и длиной в 6 метров. Самое дорогое в бане – отделка, коммуникации и, конечно, качественная сборка профессионалами.
Некоторые наши конкуренты делают летние варианты бань. Они гораздо дешевле. Мы таким не занимаемся и делаем только бани круглогодичные, с хорошим утеплителем.
Да, в стройке у каждого материала есть аналог. Баню, аналогичную нашей, можно поставить в два раза дешевле. Но всё это обязательно отразится на эксплуатационных характеристиках в дальнейшем.
Мы строим по каркасной технологии, срок службы такой постройки – от 20 лет. Важно, конечно, и правильно за ней следить, вовремя проветривать (низкая влажность в бане - это залог её долговечности) и т.д. Но главное – соблюсти все технологии строительства, тогда объект получится качественным.
Как и в строительстве домов, тут каркасная технология хороша тем, что постройкой сразу можно пользоваться – не нужно ждать год, пока дом отстоится, как в случае с брусом. Но некоторые до сих пор считают, что каркас хуже бруса, так как хуже прогревается и т.д.
Это всё ерунда, и связано как раз с тем, что многие не соблюдали и продолжают игнорировать технологии. Так в итоге получается брак, и он бросает тень на репутацию каркасных построек в целом. Однако если соблюдать все правила – строение будет не менее качественным, чем брусовое. Это давно доказано создателями метода из стран Скандинавии, где так строят дома более пяти веков.
Мы делаем бани «под ключ», такие можно сразу ставить и использовать. У нас есть два вида комплектации – «стандарт» и «комфорт» (включает все возможные аксессуары - шайки, веники, градусники и т.д.). Обычно клиенты заказывают «стандарт» и добавляют какие-то вещи из категории «комфорта».
У нас заказывают самые разные люди, их объединяет только то, что все они люди семейные. Основной канал наших продаж сегодня - интернет и сарафанное радио. Хороший результат показывают видео-отзывы довольных клиентов. Из традиционных каналов коммуникации мы используем только профильные выставки, потому что нашу продукцию важно видеть вживую.
В этом году у нас впервые был один заказ из Москвы, клиент потом был очень доволен и написал прекрасный отзыв. Эту баню мы доставили на фуре, я лично контролировал первую отгрузку в другой регион. Оказалось, доставка в Москву не такая дорогая, почти как в самый дальний город в нашей области, мы были приятно удивлены.
Между тем продавать в другие города нам пока очень трудно: бани дистанционно не оценишь. Так что основная наша аудитория сегодня находится в Челябинской области. Мы пробовали делать таргетированную рекламу на всю страну и получили огромное количество откликов – однако до продажи дошёл только тот московский заказчик.
Пока наш опыт показывает, что самое главное – это встреча. Встреча продаёт и снимает все возражения; у нас нередко бывало, что клиенты сомневались из-за цены, но когда лично убеждались в высоком качестве – соглашались.
Наш основной конкурент – производители брусовых бань. В целом же в нашей области банями занимается огромное количество мастеров и небольших компаний. Буквально каждая фирма, которая продаёт вагонку, продаёт и бани. Есть конкурент, который продаёт в два-три раза дешевле; есть и представители ниши с более высоким ценником. Но на сегодня, судя по спросу, нам удалось закрепиться и занять своё место на рынке.
В месяц нам нужно делать три бани, чтобы оставаться рентабельными. В первый год заказы шли волнами – то есть, то нет; в этом году в месяц мы как раз делаем по три объекта. Это при том, что в этом году по всем статьям наших расходов цены выросли на 20%, так что и мы подняли свои. По обороту за последний год мы выросли в два раза.
Низкий сезон у всех строителей – зима. В этот период мы запускаем акцию: строим капитальный фундамент из винтовых свай бесплатно. За счёт этого у нас вообще не бывает такого, чтобы цех не работал, мы сдаём объекты каждый месяц. Более того: в сезон у нас последнее время вообще очередь: все, кто с декабря по март думал и прикидывал, пришли к нам в апреле одновременно. И тут уж кто первый пришёл, у того и берём заказ раньше. В результате очередь растягивается на три месяца.
Поэтому в ближайшее время нам бы хотелось увеличить производственные мощности, найти помещение в два раза больше и, соответственно, увеличить команду. Потому что далеко не все клиенты готовы ждать, из-за этого мы уже теряем часть заказчиков.
У нас есть очень крупный конкурент в регионе, который берёт как раз количеством. Но это то, к чему я точно не буду стремиться. Мне, как и поначалу, хочется гордиться тем, какой продукт получается в результате.
Читайте также:
По стопам IKEA: как заработать на купольных домах-конструкторах.
Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников.
Из IT-индустрии в ремесло: как заработать на дизайнерских светильниках.