Предприниматели выгорают чаще, чем наёмные сотрудники. Они не могут оставить свой проект в тот момент, когда он им надоест, и постоянно несут груз ответственности. Чтоб собственник бизнеса не страдал от выгорания, ему важно уметь восстанавливать свои силы и делать это вовремя. О том, на что предпринимателям следует обращать внимание каждый день и каким делам уделять время, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала директор по трансформации компании Eurasian Resources Group Анастасия Кускова.
Анастасия Кускова, 29 лет, директор по трансформации компании
Eurasian Resources Group (ERG). Окончила экономический факультет МГУ. После окончания вуза год жила в Шанхае, где работала в швейцарском медицинском стартапе. Затем окончила магистратуру в университете Санкт-Галена (Швейцария). Последние 5 лет работает в международной горнодобывающей компании ERG, живёт в Амстердаме. Автор
телеграм-канала о карьере.
Мой первый проект в консалтинге начался с командировки в Казахстан, где я познакомилась с командой проекта. Единственной девушкой была немка, которая в момент нашего знакомства ела Snickers и запивала его двумя банками Red Bull. Я никогда не забуду свой ужас и потрясение от её измученного вида, дергающегося глаза, уставшего голоса и скептического взгляда на мир и на наши задачи в проекте. Честно говоря, она не внушила мне большой веры в моё будущее в консалтинге.
Каждый консультант имеет в запасе парочку историй про то, как «менеджер сполз под стол на встрече, и его увезли на скорой» или как «старший аналитик начала падать в обмороки, а в один день не смогла встать с кровати». Всё это – классический пример выгорания, возникающего из-за неумения управлять своей энергией и понимать, когда пора остановиться и выдохнуть.
Во многих странах Европы, в частности в Нидерландах, выгорание считается болезнью. Врач может отправить сотрудника лечиться на срок вплоть до полугода с частичным или полным сохранением зарплаты. В международных компаниях в России тоже начинает приживаться практика долгосрочных отпусков по выгоранию.
Но вопреки распространённым убеждениям выгорают не только корпоративные сотрудники в больших компаниях, но и предприниматели сферы малого и среднего бизнеса, у которых зачастую нет возможности отойти от дел надолго. Помимо регулярных переработок, предприниматели подвержены постоянному стрессу от ответственности за бизнес, сотрудников и обязательства перед клиентами.
Серийный предприниматель и соосновательница ипотечного агентства «Все ипотеки» Елена Шабусова говорит, что с момента создания своего первого стартапа FriendsBook привыкла работать в режиме 24/7 без перерывов и выходных.
«Выдерживать такой режим на заряде и мотивации удавалось достаточно долго, по несколько месяцев, даже до полугода. Но затем либо терялся запал, падала креативность, либо организм не выдерживал. Приходилось выделять время на полную остановку и отдых. Теперь я стараюсь сохранять баланс: планирую отпуск заранее, поддерживаю уровень физической энергии, стараюсь хорошо спать и заниматься спортом. Не будет энергии – не будет результатов».
Чем дальше продвигаешься по карьерной лестнице или развиваешься в собственном бизнесе, тем больше понимаешь, насколько важно сохранять устойчивый уровень производительности. А производительность приходит с умением восстанавливаться. Многие учатся этому поневоле, после затяжных болезней, бессонницы и других форм стоп-сигнала, посланного организмом.
Как не доводить себя до экстренной остановки и обеспечить своевременное восстановление на полном ходу в режиме постоянной загрузки? Многие исследования подтверждают, что владельцы малых и средних бизнесов выгорают значительно чаще наёмных работников. Установлено, что помимо высокого уровня неопределённости, как ни странно, выгоранию способствует чрезмерная увлечённость работой и неумение переключаться на другие сферы жизни.
Чемпионом по «переключению» я считаю Оскара Хартманна, предпринимателя, блогера, а теперь ещё и рекордсмена по гребле-индор. В своём Instagram он рассказывает о том, какие сферы в своей жизни считает главными. Обратите внимание, на каком месте там находится его бизнес.
«Для меня очень важны именно 10 дисциплин в жизни. Муж / Отец/ Сын/ Брат/ Друг/ Здоровье/ Спринтер/ Предприниматель, Инвестор/ Филантроп / Автор». Регулярное переключение из одной роли в другую помогает ему поддерживать высокие результаты по всем направлениям и создает устойчивую, долгосрочную систему.
Системный подход к управлению своей «батарейкой» начинается с понимания того, что работает именно для вас. Для Оскара Хартманна – это десятиборье, десять дисциплин, в каждой из которых он ставит и достигает цели.
Чтобы разобраться в себе, можно начать с упрощённой системы из пяти видов энергии.
-
Физическая - тело и самочувствие.
-
Эмоциональная - позитивные и негативные мысли.
-
Ментальная - креативность и мышление, решение поставленных задач.
-
Духовная - восхищение, ценности и идеалы.
-
Социальная - друзья, близкие, сопричастность.
Все они сильно связаны друг с другом, и одна сфера тянет вниз остальные. Когда мы голодные, снижается и эмоциональная энергия, а затем и ментальная. Очень важно подзаряжаться и работать по каждому из пяти направлений. Кому-то нужно больше спорта, кому-то больше чтения и духовного восстановления. В любом случае, «батарейка» по каждому направлению должна быть в зелёной зоне.
Сейчас я живу и работаю в Нидерландах – стране, которая признана лидером по «work-life balance» (баланс между работой и личной жизнью). Среднестатистический голландец работает 26-36 часов в неделю, и это касается как наёмных работников, так и предпринимателей.
Соосновательница фэшн-стартапа RazRez Елена Овраменко в Амстердаме, рассказала, как ей удаётся сохранять баланс между бизнесом, материнством, активной благотворительной деятельностью и отдыхом.
«По сути у предпринимателя возникает только одна проблема: чтобы «любимое дело» не поглотило вообще всю его жизнь. Я избегаю выгорания чётким планированием: есть время на работу, сон, спорт, а также на семью и друзей. Как ни странно это звучит, я заношу в календарь все временные слоты. Да, и даже время на сон. И стараюсь придерживаться распорядка. Очень важно всегда быть «здесь и сейчас»: если ты занят бизнесом или работой, то это значит – занимаешься ими на все 100%, если дома - то тоже на 100%. Никаких параллельных процессов как, например, общение с ребёнком и переписка по проектам в параллели».
Начните работать над своей «батарейкой» с аудита прошлой недели:
Общее состояние
-
Во что вы инвестировали время в течение недели? Сколько из него приходится на занятия, которые восполняют вашу энергию? Какие виды энергии вы покрыли?
-
Как вы закончили неделю – полностью эмоционально истощенным или довольным и заряженным на выходные?
-
Как вы провели выходные? Чувствовали ли вы себя полностью восстановленным?
Активности
Удалось ли вам в течение недели:
-
поддерживать в течение недели регулярность питания, физической активности, перерывов?
-
пообщаться с близкими, друзьями, получить поддержку и одобрение?
-
заняться любимыми делами (хобби, увлечения)?
-
сделать, посмотреть, придумать что-то вдохновляющее, мотивирующее?
Ответы на эти вопросы помогут вам понять, что работает и не работает для вас, какую область нужно целенаправленно прокачать. Например, для меня очень важно время, которое я могу провести наедине с собой. Поэтому я заранее планирую пару часов для чтения вечером несколько раз в неделю.
Исходя из результатов аудита, спланируйте следующую неделю, выделяя и блокируя время в календаре под восстанавливающие активности. Чтобы не застревать в рутине и не забывать отдыхать, я составила шпаргалку с 50 идеями для простых и работающих перезагрузок на основе моего опыта, рассказов коллег и друзей – каждый сможет найти в ней что-то для себя. Скачать ее можно по этой ссылке.
Джейми Даймон, СЕО крупнейшего банка JP Morgan Chase, в ответе на вопрос «Что бы вы посоветовали тем, кто хочет преуспеть в карьере и бизнесе?», сказал: «Заботиться о себе. Это ваша ответственность. И если вы не научитесь поддерживать свои духовные, эмоциональные и физические потребности – вы вряд ли будете хорошим руководителем и лидером».
Читайте также:
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Учиться нельзя работать: нужно ли предпринимателю высшее образование.