Весна для мастерской декора из дерева и зеркального акрила Bonjour – сезон наградной продукции. Однако в этом апреле все мероприятия - от соревнований до выпускных - отменили из-за пандемии. Тем не менее мастерская не закрылась. Её совладелицы Анастасия Василенко и Анна Коваль смогли получить серьёзные антикризисные заказы – и спасти свой бизнес. О том, как удалось нащупать новое направление в кризис, Анастасия и Анна рассказали порталу Biz360.ru.
Анастасия Василенко (32 года), Анна Коваль (31 год) – предпринимательницы из Барнаула, основательницы дизайн-мастерской
Bonjour. Обе окончили Алтайский государственный технический университет: Анастасия - по специальностям «сервис и туризм» и «финансовый менеджмент», Анна – «динамика и прочность машин». Мастерская Bonjour производит декор и сувениры из дерева и зеркального оргстекла.
Анна: Когда в стране объявили нерабочий период, губернатор нашего региона утвердил список предприятий, которые имеют право работать во время режима самоизоляции. Под один из пунктов мы, к счастью, подошли, и поэтому не закрывались на карантин.
Первые две недели мы со знакомыми предпринимателями просто сетовали на происходящее. Потом стало ясно - пора задуматься о том, что делать и куда двигаться дальше.
Для начала занялись оптимизацией издержек. У нас в аренде уже несколько лет есть два помещения – под офис и производство (соответственно, 31 и 50 «квадратов»). От аренды офиса мы решили отказаться, поскольку он всё равно был нужен для личных встреч с клиентами, которых на карантине не стало. Теперь вся наша команда из пяти человек работает на производственной площадке. В целом, от этого загрустил только наш дизайнер: ему было важна эстетика офиса, чтобы пришёл – и всё красивенько, а теперь это пока невозможно. Ну, что поделать, это жертва, на которую пришлось пойти.
Анастасия: Затем мы объединили функционал по всем пяти сотрудникам и поставили всем одинаковые зарплаты. То есть стёрли все границы друг между другом. Теперь у нас нет ни отдельного технолога, ни руководства, ни дизайнера – мы все стали заниматься всем, начиная от обработки заказов, продвижения, продумывания новых продуктов и заканчивая маркетингом.
В противном случае уже через пару месяцев нам пришлось бы закрыться (именно на столько хватило бы финансовых резервов мастерской). Теперь можно направлять все ресурсы одновременно на важную в данный момент задачу. Например, прозвонить 80 людям одному и впятером – совсем разные вещи. Также вместе мы стали смотреть рынки, изучать новые площадки для развития и искать не видимые ранее возможности.
Анна: Весна для нашей компании – это обычно сезон наградной продукции. Прошлый такой стал, к слову, рекордным по выручке, она составила 2 млн. рублей (в текущем сезоне будет в два раза ниже). Проходит много разных конкурсов, соревнований и фестивалей, плюс выпускные. С марта и до конца июня именно это было нашим заработком. Далее у нас следовал период декора для свадеб (который, впрочем, в последние пару лет постепенно шёл на спад, поскольку молодожёны стали реже оформлять свадьбы самостоятельно).
И вот оказалось, что ничего подобного в этом году у нас не будет, поскольку все мероприятия такого рода в лучшем случае перенесли на осень, в худшем - просто отменили. Так что мы разработали несколько других идей.
Первое, за что взялись - защитная маска-экран из пластика для тех, кто в силу профессиональной деятельности вынужден общаться напрямую с людьми. Речь про аналог тех экранов, которые сегодня поставили в некоторых продуктовых сетях. Идею подсказал один знакомый: мол, актуально. Помню, я ещё подумала тогда – да кому это может быть нужно, когда пандемия уже в разгаре? А потом решили всё же попробовать, ведь время и возможности для этого были. За неделю мы разработали модель, сделали 10 тестовых образцов. Вещь оказалась очень востребованной.
Закинуть информацию о новом продукте вначале решили по личным контактам – и сразу получили первый заказ на 1300 единиц от предприятия, которое занимается спецодеждой. Потом пришли ещё несколько заявок, и в итоге сейчас у нас приостановлена работа по всем другим направлениям, потому что до конца мая нужно успеть сделать 35 000 масок-экранов. Из них 30 000 полетят в Москву, и я, если честно, даже не знаю, на предприятия какого профиля.
В розницу цена такой маски – 100-150 рублей, при опте от 1000 штук – 50 рублей.
Нужный для масок пластик поначалу было нетрудно найти: ранее мы уже закупали такой вместо стекла для фоторамок и работали с этим материалом наряду с зеркальным акрилом и фанерой. Проблем с поставками не было. Однако теперь из-за высокого спроса, очевидно, не только с нашей стороны, это сделать уже нелегко. Мы выкупили весь такой товар в Барнауле и буквально недавно обзванивали города в поисках других источников. В результате материал в необходимом объёме получилось достать не с первого раза.
Анастасия: Сейчас мы наметили еще множество идей, которые хотели запускать параллельно, но ресурсов на это в данный момент не оказалось из-за текущего большого заказа. Однако в дальнейшем мы планируем сделать следующее.
Во-первых, хотим продолжить работать в знакомой нам нише наградной продукции, уйдя при этом в рынок онлайна: делать призы для тех, кто прошёл различное обучение. Потому что это перспективный и растущий рынок. Онлайн-школ будет становиться больше, и в один из моментов они захотят отличаться друг от друга. А корпоративная атрибутика – как раз наша сфера, в которой мы имеем большой опыт. Всей командой мы уже просмотрели около 70 онлайн-школ, сделали по ним аналитику и начали разрабатывать маркетинг на основании полученных данных.
Анна: Также мы стали изучать маркетплейсы вроде Wildberries, где ранее никогда не были представлены. Для них мы разрабатываем определённые продукты для организации рабочего пространства дома. Подробнее пока не скажу. Тут нам важно получить первый опыт и понять, как будет реагировать рынок и насколько мы там будем уместны. Идеи ищем путём логического размышления «что сейчас актуально» и «что можем сделать без колоссальных вложений, используя своё оборудование».
Кроме того, очевидно, что имеет смысл расширять партнёрскую сетку. Например, объединиться с мастерской детской мебели. Недавно я увидела рекламу этой мастерской в Instagram, и мне пришло в голову, что мы могли бы быть друг другу полезны. Можно продавать некоторые продукты друг друга. Скажем, нам интересны в этом плане домики для кукол, детские полки и стулья; а мастерская может заказывать у нас какой-то декор, именные надписи на кроватки, а также расширять свои производственные возможности за счет нашего лазерного оборудования.
Анастасия: Пока других конкретных задумок по партнёрствам у нас нет, потому что просто не было времени как следует подумать над этим. Но мы точно будем разрабатывать это направление. Ранее мы похожим образом сотрудничали с декораторами, хендмейкерами, кондитерами и организаторами мероприятий. Теперь пришло время, видимо, объединяться с другими компаниями.
Что касается спроса в целом, то, конечно, он снизился. Но чем легче становится ситуация, тем больше запросов к нам приходит от людей на подарки и декор для дома.
Анна: Ничего из перечисленного у нас в планах до карантина не было. Недавно я ехала на работу и поймала себя на мысли: как хорошо, что всё так сложилось. В смысле, в целом ситуация плохая, конечно. Но для бизнеса такие встряски действительно могут быть полезны. Про новые возможности в кризис – это не пустые слова. Мы находились в зоне комфорта и особо не открывали нового в своём бизнесе. А тут пришлось остановиться - и открыть.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».