Обычно в музеи ходят, чтобы увидеть что-нибудь интересное. Исключение из правил – частный музей «Прогулка в темноте». В его залах невозможно увидеть хоть что-то, но зато можно понять и ощутить на себе, как ориентируются в пространстве незрячие люди. Музей сложно переживал время локдауна, но зато это мотивировало команду запустить сразу несколько новых продуктов помимо экскурсий. О том, зачем нужны подобные музеи и за счёт чего сейчас выживает социально ответственный бизнес, совладелец музея «Прогулка в темноте» Элизабет Радюк рассказала порталу Biz360.ru.
Элизабет Радюк – совладелец и директор музея
«Прогулка в темноте». По образованию – учитель русского языка и литературы, имеет степень MBA. В настоящее время проходит обучение коучингу в Институте ценностно-ориентированной психологии. Возглавляла Музей истории аэропорта «Шереметьево». С 2008 года занимается процессным бизнес-консультированием. Эксперт в области стратегического планирования. Возглавила музей летом 2020 года, а осенью 2021-го стала его совладельцем.
Московский музей «Прогулка в темноте» основала группа друзей – топ-менеджеров крупных компаний. В 2012 году они задумались о совместном бизнесе. Но хотели не просто бизнес, а интересный и необычный проект, который приносит пользу обществу. Один из основателей, Максим Крутько, во время поездки по Европе побывал в «Музее темноты», где посетители находятся в полной темноте и ориентируются в пространстве, как незрячие люди.
Максима это впечатлило. Приехав в Москву, он поделился впечатлениями с друзьями. Идея всем понравилась – так можно было совместить бизнес и социальную ответственность. Сначала хотели купить франшизу проекта, но потом решили создать что-то своё, адаптировав идею под российские реалии. Подготовка к открытию заняла два года. За это время основатели разработали бизнес-модель, сняли и оборудовали помещение, написали сценарий экскурсии.
Одной из главных задач на старте были набор и обучение незрячих гидов, которые проводят экскурсии. Их искали по нескольким направлениям, но лучше всего сработали объявления на hh.ru. По ним пришло довольно много кандидатов, из которых выбрали самых подходящих. Потом им провели обучение – оно длилось примерно полгода. Выбранные тогда сотрудники и сейчас составляют костяк команды.
Музей «Прогулка в темноте» открылся в 2016 году. Помещение площадью 250 метров арендовали в торгово-развлекательном центре «Ривьера». Он удобно расположен на Третьем транспортном кольце, и стоимость аренды для Москвы не самая высокая. Интерьеры проектировали профессиональные дизайнеры.
Всего основатели музея инвестировали в открытие примерно 14 млн. рублей. За последующие годы они «довложили» в развитие проекта ещё 2 млн. рублей.
Экскурсии проходят в эталонной темноте, в которой не видно абсолютно ничего. Чтобы добиться такого эффекта, пришлось завесить все пространства светонепроницаемыми тканями в несколько слоёв. В помещениях не включается свет, даже когда выходят посетители. Там в принципе нет лампочек или светильников, даже уборка проводится с помощью прожектора.
Экскурсия длится час, из них 45-50 минут – в полностью тёмных помещениях. В музее пять залов, каждый из которых имитирует какую-либо обстановку: квартиру, бар, лавку со специями, улицу, а также светлую комнату. В каждой локации акцентируется внимание на одном из органов чувств. Посетители воспринимают происходящее через слух, обоняние, осязание или вкус.
«Например, «на улице» нашим посетителям немного страшно. Там нужно переходить через дорогу, по которой «ездят машины». В «баре», наоборот, атмосфера более расслабленная. Мы предлагаем гостям угадать вслепую напиток или еду», – говорит директор музея Элизабет Радюк.
В светлой части посетителей учат читать и писать с помощью шрифта Брайля, которым пользуются незрячие люди. Затем гиды могут ответить на все вопросы о жизни незрячих людей. Их часто спрашивают, различают ли они цвета, как смотрят телевизор, видят ли сны, умеют ли готовить.
«В конце экскурсии гиды показывают людям планы помещений, по которым они только что прошли. Здесь обычно все удивляются: темнота способна «увеличивать» объёмы. У большинства людей ощущение, что тёмное пространство намного больше, чем на самом деле», – рассказывает Элизабет.
Сейчас в музее «Прогулка в темноте» работают одиннадцать незрячих гидов. Главными требованиями при их отборе были высокий уровень осознанности, хорошо поставленная речь, развитый интеллект и желание общаться с людьми. Опыта публичных выступлений и умения «управлять» аудиторией почти ни у кого не было – эти навыки развивали во время полугодового обучения.
«Наши гиды – невероятные люди, я их считаю примером. Они воспитывают детей, имеют хобби – например, дайвинг. Среди наших гидов есть спортсмены, люди с очень серьёзным высшим образованием, и даже не с одним. Находясь с ними, даже не скажешь, что у этих людей есть какие-то проблемы со здоровьем. У них жизнь бьёт ключом, они живут интереснее и полноценнее многих из нас», – уверяет Элизабет.
Миссия музея – передать опыт незрячих людей остальным. По словам Элизабет Радюк, это позволяет нам понять и почувствовать, что они ощущают. Во время посещения музея гостей учат, как взаимодействовать с незрячим человеком, когда и как ему можно помогать. Например, его нельзя брать за руку, в которой он держит трость. У большинства посетителей буквально «открываются глаза» на мир, в котором живут люди, лишённые зрения.
Музей посещают как взрослые, так и дети от 7 лет. По мнению Элизабет, поведение детей в полностью тёмных залах очень зависит от их возраста и интересов. Конечно, некоторые шалят или пугают друг друга. А другие начинают исследовать пространство, задавать множество вопросов или придумывать собственные квесты.
Взрослые, как правило, проявляют интерес к происходящему и задумываются о важных для себя вещах. «Когда к нам приходят люди и попадают в полную темноту, у них начинается внутренняя работа. А это – самое важное. Первый слой рассуждений – как хорошо, что я зрячий, и все проблемы можно решить. Более глубокий слой – философские вопросы: кто я, зачем я живу», – говорит Элизабет.
Проект успешно развивался до 2020 года. Но в локдаун ему пришлось приостановить работу. Арендатор согласился снизить арендную плату на время простоя, но в каком-то объёме её всё равно пришлось платить. Всё это привело к тому, что в июле 2020 года музей оказался на грани закрытия. Единственным выходом из положения был поиск дополнительных инвестиций.
«Мы использовали все способы. В итоге получилось найти инвестора через хороших знакомых. Он стал соучредителем компании: вложился деньгами, получив за это контроль над бизнесом», – рассказывает Элизабет.
В 2021 году музею присвоили статус социально ответственного бизнеса. Один из критериев его получения – наличие сотрудников с ограниченными возможностями. Этот статус позволяет подавать заявки на получение субсидии от государства. Первую из них музей оформил в октябре 2021 года – она компенсирует затраты на коммунальные услуги в течение полутора лет.
Музей также получил две субсидии на общую сумму в 600 тысяч рублей. Их выделили в рамках поддержки отраслей, пострадавших от коронавируса. Всего за последние два года музей привлёк инвестиций и субсидий на общую сумму 2,5 млн. рублей.
Все инвестиции и субсидии не отменяют того, что частному музею нужно зарабатывать. А делать это всего лишь с одним основным продуктом – экскурсиями – стало сложно. Владельцы задумались о расширении линейки услуг. Первым из новых продуктов стал аудиоквест «Стражи дверей». В него можно играть дома – одному, с семьёй или друзьями. Задача игроков – найти выход из абсолютно тёмного бункера, ориентируясь только на слух.
Также запустили мастер-классы, которые проходят в полной темноте. Например, на кулинарном мастер-классе учат готовить простые блюда без использования плиты, а на музыкальном – играть на инструментах. Все эти занятия проводят гиды – один из них является музыкантом.
В музее можно организовать праздник для детской группы – например, день рождения ребёнка. Дети на нём могут не только развлечься в непривычных для себя условиях, но и узнать много нового. Ведущие подобных праздников – тоже гиды.
Сейчас музей готовит к выпуску два комикса про незрячих героев. Для их создания привлекли талантливых школьников. Когда комиксы будут нарисованы, их озвучат, чтобы произведение могли «прочитать» и сами незрячие.
Одной из главных разработок музея в 2021 году стала выездная программа для корпоративных клиентов. Она называется «На другой стороне» и проходит в формате тимбилдинга. Программу презентовали в ноябре. Несколько корпоративных клиентов уже заинтересовались этим форматом.
Тимбилдинг длится примерно три часа. Участники должны выполнить десять заданий с повязкой на глазах. Группе участников в рамках заданий нужно преодолеть условную преграду с завязанными глазами, пройти через лабиринт или собрать предмет из частей. По результатам тимбилдинга руководство компании-клиента получает обратную связь. Иногда такие тренинги помогают в выборе кандидатов на повышение.
«Необычные условия пробуждают возможности, скрытые в человеке, и люди показывают себя с необычной стороны. Например, лидерские качества может проявить тот, от кого этого не ждали. Ещё один плюс «тимбилдинга в темноте» – для выполнения заданий нужны качества, очень важные в ежедневной командной работе. Это контроль над ситуацией, разделение ответственности, доверие к коллегам», – перечисляет Элизабет Радюк.
Музей подготовил два вида тимбилдинга: для линейных сотрудников и для топ-менеджеров. Эти тренинги, по словам Элизабет, будут уместны в самых разных ситуациях. Например, нередки случаи, когда руководители разных отделов не способны договориться. Эту проблему можно решить на таком тимбилдинге.
«Ещё один пример – в крупной компании создаётся проектная группа, и нужно, чтобы её участники быстро познакомились. Или когда атмосфера устоялась, люди работают вместе много лет, им нужна новая энергия, чтобы идти дальше. В зависимости от запроса подбираются упражнения», – объясняет Элизабет.
Стоимость часовой экскурсии по музею – 1490 рублей для взрослых и 1290 рублей для детей. Мастер-класс стоит 2500 рублей. Аудиогид планируется продавать за 500 рублей, сейчас он стоит вдвое дешевле.
Стоимость проведения тимбилдинга зависит от количества участников. Для линейных сотрудников и менеджеров среднего звена тренинг на 8 человек стоит 100 тысяч рублей, для топ-менеджеров – 300-500 тысяч рублей.
Сейчас музей вышел примерно на 70% от выручки 2019 года. Это позволяет ему работать «в ноль» и окупать затраты. Самые большие статьи расходов – аренда и оплата труда. На это нужно как минимум 900 тысяч рублей в месяц. Ближайшая цель компании – выйти на оборот в 1,2 млн. рублей.
«Низкий сезон у нас довольно длинный – с мая по август. А сейчас это особенно тяжёлое время – гостей в Москве не так много, как раньше. Но мы сделали всё, чтобы низкий сезон на нас не особо влиял. Теперь у нас есть несколько продуктов и программ, которые можно предлагать круглогодично», – констатирует Элизабет Радюк.
Музей «Прогулка в темноте» позиционирует себя как «бирюзовая компания» (бизнес, основанный на взаимозаменяемости и самоуправлении). Например, сотрудники сами могут выбирать себе функционал.
«Уровень ответственности, который берёт на себя каждый сотрудник, позволяет им реализовываться как личностям. Люди начинают очень серьёзно вкладываться в работу. Мы всего за один год сильно выросли, открыли несколько направлений, создали новые продукты», – объясняет Элизабет.
Стиль управления компании она называет коучинговым. В отличие от традиционного «директивного» стиля, коучинг предполагает партнёрские отношения с персоналом. Каждый из сотрудников считается лидером в той или иной сфере и может принимать самостоятельные решения.
«Если кому-то из сотрудников нужно моё экспертное мнение – я его высказываю. Но во внутренние процессы не влезаю и не даю директивных указаний. Сотрудники сами решают, что и как они будут делать. А все важные решение мы обсуждаем и при необходимости корректируем вместе с командой», – говорит Элизабет.
Большинство частных посетителей узнаёт о музее из соцсетей и по рекомендациям знакомых. Страницы проекта есть в Instagram, Facebook и «ВКонтакте». На них часто публикуют отзывы тех, кто уже побывал в музее.
С 2021 года музей начал привлекать клиентов по партнёрским программам. Крупные компании, которые стали партнёрами, рассылают своим сотрудникам промокод, по которому можно посетить музей со скидкой. Среди таких партнёров – «Сбер», hh.ru, аэропорт «Шереметьево» и другие компании.
Некоторые из партнёров помогают музею в продаже его услуг. «Недавно мы заключили партнёрские отношения с компанией, которая занимается квестами. В их портфолио есть офлайн- и онлайн-квесты. В январе начнётся разработка квестов, которые будут проводиться в нашем музее», – рассказывает Элизабет.
Ещё одна категория партнёров – те, с кем можно организовать совместное мероприятие. Ими могут быть различные фонды или образовательные учреждения. Например, студенты вузов-партнёров могут поучаствовать в разработке продуктов или написать курсовую работу на основе бизнес-процессов компании. Недавно музей договорился с Университетом туризма и сервиса о том, что его студенты будут проходить там практику.
В наступающем году у компании серьёзные планы по развитию. Но чтобы их осуществить, нужны средства. Поэтому музей продолжит поиск инвестиций и субсидий. Также рассматривается возможность кредитования.
«Сейчас готовимся подавать заявку на президентский грант. Хотим создать игру в полной темноте, где нужно ориентироваться только с помощью слуха. Ведущими в этой игре станут наши гиды. У них есть опыт, и они знают, как это сделать интересно», – говорит Элизабет.
Сейчас сотрудники музея занимаются регистрацией НКО. Это позволит компании подавать больше заявок на различные гранты. По словам Элизабет, статус ООО иногда смущает чиновников, которые говорят: «Зачем вас поддерживать – вы же бизнес!» После регистрации НКО она рассчитывает на другое отношение с их стороны.
На 2022 год запланировано создание новых программ и запуск собственной франшизы. Элизабет утверждает, что интерес к такому продукту со стороны потенциальных франчайзи уже есть.
«У нас очень большие планы. Мы хотим развиваться. Пока нам не хватает для этого инвестиций. Всё остальное у нас уже есть – и желание, и профессионализм», – считает Элизабет Радюк.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».