Как-то, после очередного испорченного отреза ткани, мама сказала Алесе Хохряковой, что шитьё – это не её. Сегодня обе посмеиваются над этим воспоминанием, ведь девушка успешно развивает проект «Фактура school», чья основа – именно кройка и шитьё. Клиенты могут посещать любые из десятков разных творческих занятий, как в фитнес-клубе - на абонементной основе. О том, как Алеся Хохрякова променяла банковское дело на собственный бизнес, предпринимательница рассказала порталу Biz360.ru.
Алеся Хохрякова, 25 лет, предприниматель из Перми, основатель проекта
«Фактура school» (курсы творческих навыков). Получила два высших образования в Пермском государственном университете по специальностям «финансы, кредит, биржевое дело» и «маркетинг и инновационные маркетинговые технологии». Впоследствии прошла несколько курсов по интернет-маркетингу, предпринимательству, английскому языку. Проект «Фактура» запустила в 2016 году, сейчас работают филиалы в 27 городах.
С самого детства Алеся Хохрякова мечтала работать в банке. Исходя из этого выбрала вуз, и на последних курсах уже трудоустроилась. Однако спустя какое-то время уволилась - прямо перед летними каникулами.
Сначала она предполагала в связи с этим больше отдыхать в то лето, но в итоге нашла себе новую работу, причём на ближайшие три года. В поисках временной подработки, она случайно наткнулась на вакансию администратора фотостудии. Дело было несколько лет назад, когда был бум на услуги фотографов и курсы по фотографии.
«Я прошла собеседование, и после этого мне предложили такой вариант: на испытательном сроке я была бы администратором, а затем – управляющей студией. В мои обязанности бы входила работа с персоналом и его обучение, координация работы с клиентами, организация закупок необходимых расходных материалов, ценообразование и т.д. - рассказывает Алеся. – Конечно, я согласилась. В итоге работа мне понравилась, и я осталась там и после лета».
На базе той фотостудии девушка впоследствии организовала свои первые учебные программы, где детей и взрослых учили фотографии.
Алеся ушла из студии через три года просто потому, что захотела попробовать что-то новое. Друг предложил ей место руководителя отдела по работе с инвесторами в своей финансовой компании. Попробовав, девушка окончательно убедилась, что не хочет работать с финансами.
Дальше был небольшой период фриланса по маркетингу: Алеся брала на аутсорсинг проекты, которые, по её словам, без проблем нашлись опять же благодаря широкому кругу друзей и знакомых. Среди таковых был и один молодой человек, который владел московской франшизой швейного коворкинга. Именно с ним Алеся в итоге затеяла первый бизнес - мастер-классы по шитью.
Дело пошло, группы набрались быстро. Компаньоны открыли филиал, за восемь месяцев бизнес вырос вдвое, Алеся решила попробовать добавить в ассортимент курсы по стилю, каллиграфии, живописи. Однако в результате ряда разногласий партнёры разошлись и стали развивать свои проекты по отдельности.
Алеся для своего проекта придумала новый бренд - «Фактура school», желая расширить и улучшить начатое так, как она сама видела. Целью стало создать формат творческого и интеллектуального отдыха для девушек.
«С того момента началась, я бы сказала, моя «серьёзная» предпринимательская деятельность: когда берёшь большое помещение в аренду, когда требуются более серьёзные вложения и т.д. Это было в 2016 году», - рассказывает предпринимательница.
И здесь на помощь Алесе снова пришёл друг. Он стал инвестором «Фактуры», а также бизнес-ментором самой девушки, консультируя её по вопросам разного характера и принимая участие в непосредственном управлении проектом. Однако ключевой фигурой предприятия Алеся называет себя.
«Да, у меня много друзей, и я провожу помимо прочего курсы по нетворкингу, - рассказывает основательница «Фактуры». - Вообще поддержка друзей стала очень важной в моей истории, как можно заметить. Родители, конечно, поддерживают меня своей любовью. Но в моих делах они занимают позицию наблюдателей, как и другие родственники. А вот мои друзья непосредственно помогают мне в бизнесе. Почти с любым нынешним сотрудником/партнёром я вначале начинала дружить, а потом – работать вместе. Могу сказать, что это сложно, но имеет и плюсы».
Для проекта сняли помещение площадью в 124 кв. метра, отремонтировали его и закупили швейное оборудование. Понадобилось разово инвестировать около 400 тысяч рублей, а дальше уже пошли инвестиции с чистой прибыли.
Проект сразу стали продвигать как в онлайне, так по классическим каналам. Хотя основным стал интернет (в частности, соцсети), также «Фактуру» рекламировали через листовки в ТРЦ, ролики в кинотеатрах, кросс-промо с партнёрами, дизайнерские выставки и статьи в СМИ. Этим с самого начала занимался отдельный маркетолог («Моя подруга» - снова отмечает Алеся).
Сегодня в «Фактуре» в формате курсов преподают рисунок и живопись, стилистику, речь и актёрское мастерство, мобильную фотографию, флористику, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, макияж, парикмахерское дело и т.д. Но основой остается шитьё. Кроме курсов, есть разовые занятия. Например, на таком можно сделать брошку из бисера, пройти мастер-класс по столовому этикету, фотопозированию и т.д.
«Ключевая особенность нашего проекта в том, что человек может покупать абонемент на месяц, три месяца или полгода - и посещать любые занятия, - говорит Алеся. - В процессе работы мы анализировали тренды: смотрели, что актуально для нашей аудитории – и формировали предложения».
Клиентки «Фактуры» - женщины от 25 до 55 лет. В основном это люди нетворческих профессий, которым хочется в свободное от работы время заняться чем-то креативным.
Сегодня занятия на общую тему дизайна и стиля стали так же популярны, как раньше – курсы по фотографии. Для всех мастер-классов материалы готовят в «Фактуре», за исключением швейных. Это связано с тем, что тут потребности в рамках одной группы слишком разнятся: кому-то нужна голубая ткань, кому-то - розовая, кому-то за 200 рублей, кому-то - за 4 тысячи. Например, за пять часов занятий в школе можно сшить себе юбку, аналогичную вещам из коллекции Александра Терехова. Модель будет одна, но сами юбки – у всех разные.
В среднем в одной группе занимается от 8 до 10 человек. Абонементы на посещение занятий в разных городах стоят по-разному, средняя цена – от 7 тысяч рублей. Отдельный курс на 5 часов в среднем стоит 1900 рублей. При этом в среднем в одном филиале совершают 100-120 покупок в месяц (считая и абонементы, и разовые занятия). Алеся Хохрякова говорит, что в некоторых городах в основном покупают абонементы, в других – мастер-классы.
Проект с самого начала был нацелен на развитие по франшизе, поскольку работать только в Перми было не интересно ни Алесе, ни её партнёру. На старте проблема заключалась в том, что о франшизах девушка не знала ничего.
«Наш инвестор порекомендовал мне людей, которые имеют опыт в развитии франчайзинга, - говорит Алеся. - Я начала работать с ними, а также собирать информацию о российских франшизах: кто что предлагает, у кого что сколько стоит и т.д. Только после этого я смогла начать самостоятельно упаковывать свою франшизу. На это ушло четыре месяца».
После публикации предложения от «Фактуры» на сайте TopFranchise и запуска рекламы стали поступать заявки. Первую франшизу купила ученица «Фактуры» – и уехала развивать её в Краснодаре.
Паушальный взнос сегодня составляет 300 тысяч рублей, ежемесячное роялти - 10 тысяч, плюс на дополнительную сумму можно заказать в центральном офисе маркетинговое сопровождение.
Сегодня многие компании в России предлагают обучение желающим саморазвития по одному профилю - шитью, стилистике и т.п. Но прямым многопрофильным конкурентом остаётся только проект бывшего партнёра основательницы «Фактуры». Пока, со слов Алеси, у него меньше филиалов по стране – её проект развивается быстрее.
Алеся говорит, что работы над направлением франшизы, тем не менее, ещё очень много. Прописать такие же жёсткие стандарты, как в империи McDonalds, в «Фактуре» нельзя, но создательница намерена стремиться к их ужесточению. Сегодня, как и в любой франшизе, в разных городах местные «Фактуры» показывают разный результат.
«Стандарты нашей франшизы постоянно подвергаются изменениям, это как отдельный проект, - отмечает Алеся. - Много всего в ней предстоит улучшить, хотя порой мне кажется, это можно делать бесконечно. В рамках России мы хотим в этом году вырасти до 50 филиалов. Также мы работаем над открытием второй школы в Казахстане. Я рассматриваю дальнейшее развитие в странах СНГ – Белоруссии, Киргизии. И цель №1 на этот год – открыть хотя бы один филиал в Европе. Я вижу там серьёзные перспективы – даже большие, чем в России».
Ну очень гибкий бизнес: как заработать на школе шпагата.
Бизнес на пуантах: как устроена школа балета и стретчинга.
Как заработать на активных тренировках и творческом досуге.