Идея прачечных самообслуживания не нова: в прошлом веке они были и на Западе, и в СССР. С массовым появлением домашних стиральных машин, казалось бы, этот формат должен был уйти в прошлое, но нет – и сейчас он вполне востребован. Такими прачечными пользуются, чтобы постирать крупные вещи типа одеял или пуховиков, с которыми не справится обычная бытовая машинка. О том, как открыть прачечную самообслуживания и делать мир чище, порталу Biz360.ru рассказала предприниматель Инна Образцова.
Инна Образцова – 53 года, предприниматель из Москвы, основатель прачечной самообслуживания
Big Wash в районе Некрасовка. Окончила факультет журналистики МГУ, 25 лет работала журналистом, редактором, пиарщиком. Была главным редактором ряда отраслевых изданий, работала редактором, а затем коммерческим директором «Интерфакс-Центра». В июле 2021 года открыла по франшизе прачечную Big Wash.
Когда я работала журналистом, заинтересовалась темой социального предпринимательства. В последние пять лет часто освещала работу социальных и благотворительных проектов. Мне очень нравилось писать про эту сферу. Несколько лет назад это было новое веяние в бизнесе: не только зарабатывать, но и делать что-то полезное для людей, в том числе, для малообеспеченных.
Со временем я серьёзно прониклась этой темой – она меня по-настоящему зацепила. В какой-то момент объём информации достиг критической массы и изменил меня. Я решила, что пора переходить на новый уровень. Не «наблюдать и отражать жизнь», как это делают журналисты, а самой организовать какой-нибудь социальный проект.
К тому моменту я уже давно хотела поменять сферу деятельности. В журналистике я работала с 1994 года и, считаю, достигла здесь потолка. Я поняла, что хочу стать социальным предпринимателем, чтобы менять жизнь общества к лучшему. Тогда я задумалась о том, что могу сделать.
Начала искать коммерчески интересные франшизы и нашла сеть прачечных самообслуживания Big Wash. Понятно, что стиральная машина есть сегодня почти в каждом доме. Но в таких прачечных установлены большие профессиональные машины, которые могут стирать крупные вещи из самых разных материалов.
Я видела эти прачечные в других странах и понимала, что в России их не так уж и много. А потребность в стирке больших вещей и зимней сезонной одежды есть. Стирать её в домашней бытовой технике неудобно, и качество стирки уступает профессиональному.
Кроме того, у франшизы Big Wash было одно важное преимущество. Такие прачечные автоматические, а значит, они могут работать без персонала. Так я, как владелец бизнеса, страхую себя от непредсказуемого «человеческого фактора».
Я съездила посмотреть на одну из прачечных этой сети в Москве. Мне понравились и сами машины, и простота управления ими и самой прачечной – со смартфона. На управляющем терминале всего три кнопки: выбор программы, запуск машины, старт.
Ещё одна важная причина, по которой я решила заняться прачечными самообслуживания – социальная составляющая этого бизнеса. За счёт инновационности проекта и довольно низкой себестоимости услуг я могу предложить минимальную цену по рынку с высоким качеством обслуживания.
Цена одной стирки – 300 рублей, при этом вес загружаемого белья – до 10 кг. Сушка в сушильной машине стоит 100 рублей, а моющее средство для одной стирки – 50 рублей. Такую оплату могут позволить себе даже люди с невысокими доходами. В будни до 14.00 цена стирки ещё ниже – 200 рублей. Пенсионерам средства для стирки мы выдаём бесплатно.
Да, я не создала рабочие места. Но я предоставляю людям нужную и доступную услугу, которая повышает качество жизни с минимальными для них затратами. В этом и есть мой вклад в жизнь общества.
Если говорить «высокими словами», моя миссия – делать мир чище. Как в глобальном смысле, так и у людей дома. Любая семья, стирая у нас крупные вещи несколько раз в год, может очистить своё жилище от источников пыли. После этого в прямом смысле слова становится легче дышать.
Я искала локацию для своей прачечной с точки зрения рентабельности бизнеса. Сначала решила ориентироваться на торговые центры – там большая проходимость и много людей. Но оказалось, что такие помещения не подходят под наши требования. В прачечной должны быть горячая и холодная вода, вентиляция, трёхфазная система электроснабжения.
Наличие горячей воды и напряжения 380 В обеспечивают экономичность и эффективность работы машинок: они стирают в два-три раза быстрее и с более высоким качеством. Внутри торговых центров подходящих помещений практически нет.
Так я поняла, что лучше идти к потребителям туда, где они живут – в большие новые спальные районы. Я решила открыть точку на окраине Москвы в районе Некрасовка, фактически через дорогу от города Люберцы, где я живу. Подходящее помещение нашла только в конце июня, после нескольких месяцев поисков. Ремонт сделали за 12 дней, и в середине июля открылись.
Я хотела, чтобы в моей прачечной было приятно находиться. В большинстве прачечных обстановка очень… формальная. Я понимала: дизайн здесь тоже может стать одним из конкурентных преимуществ. В итоге получилось здорово – оформление зала хвалят многие наши клиенты. У нас также есть wi-fi, люди могут прийти и посидеть в интернете, пока их вещи стираются.
Открытие прачечной обошлось мне примерно в 1,6 млн. рублей. Основная статья расходов – покупка четырёх стиральных и сушильных машин. В сумме они стоят примерно 850-900 тысяч рублей. Паушальный взнос составил 300 тысяч рублей. Также нужно было купить два терминала: для управления машинами и для приёма денег (150 тысяч рублей) и дозатор для выдачи моющего средства (50 тысяч рублей). Остальные средства потребовались на ремонт, который делал франчайзер. Мебель я покупала на своё усмотрение, она обошлась мне примерно в 25 тысяч рублей.
В семье меня поддержали – и мама, и особенно муж. Он классный автослесарь – сейчас работает в найме, и часто сталкивается с непрофессионализмом менеджеров. Он понимает, что есть только один способ не зависеть от горе-управленцев: создать собственный бизнес. Он помог деньгами и тем, что готовил прачечную к открытию – собирал мебель.
Дочь тоже внесла свою лепту: выделенная ею сумма составила примерно 20% от общих вложений. Своих денег мне вряд ли хватило бы. По сути, и муж, и дочь стали соинвесторами. Дочери всего 22 года, но она рано начала заниматься собственным бизнесом. В общем, все помогли, кто как мог: словом, делом или финансами.
Несмотря на низкую стоимость услуг для клиентов, у проекта высокая рентабельность по сети – примерно 60-65%. Окупаемость должна составить примерно 12-16 месяцев. Правда, всё это – при условии, что в прачечную будут ходить клиенты. Чтобы окупить все текущие расходы (включая аренду, коммунальные платежи, интернет и налоги), нужно не менее трёх стирок в день. Тогда точка будет покрывать свои месячные расходы.
Я закупила шведские стиральные и сушильные машины ASKO – именно на них построил бизнес-модель владелец франшизы. Они технологичны, просты в управлении, надёжны и долговечны. Эти машинки поставляются из Словении, они экономичны по расходу воды и электроэнергии, что подтверждено сертификатами производителя. Мы заказывали их у дилеров-поставщиков через франчайзера с его скидкой.
Наши машинки рассчитаны на большие по размеру и весу вещи, которые сложно или невозможно постирать дома. Это покрывала, одеяла, подушки, мягкие игрушки, мебельные чехлы, шторы и любой интерьерный текстиль, а также верхняя одежда.
Ещё один важные фактор, помимо размера вещи – материал, из которого она сшита. Пуховые и шерстяные вещи можно стирать только в профессиональных машинках – в «домашних», как правило, нет подходящих режимов. Для шерсти нужно специальное моющее средство.
Вещи из пуха стираются и сушатся с мячиками, чтобы они «разбивали» пух и не давали ему скатываться. Стирать пуховики дома без сушки в принципе нельзя – может пострадать перо. Брезентовую рабочую одежду (но только без следов штукатурки или краски!) тоже лучше постирать у нас: бытовая машинка их просто «не провернёт».
Пользоваться машинками в моей прачечной очень просто – клиенты без труда с этим справляются благодаря интуитивному интерфейсу самих машин и пошаговым инструкциям, наклеенным на аппаратах. Нужно загрузить вещи, подойти к терминалу, выбрать номер машины, оплатить, нажать на кнопку «Запуск». Затем перейти к машинке, включить её, выбрать программу стирки вращением колёсика и нажать на «Старт».
Если у клиента остаются какие-то вопросы, он может позвонить в бесплатную службу техподдержки – её предоставляет франчайзер. Оператор может не только ответить на все вопросы, но и дистанционно включить машинку.
На обычную стирку с сушкой, как правило, уходит час-полтора. Постирать огромный толстый плед или одеяло можно за 35-40 минут, высушить – за 40 минут или час. Сушильные машины находятся прямо над стиральными, и клиенту необходимо просто переложить вещи из одной машины в другую.
Есть две целевых аудитории, для которых я создавала свой бизнес. Первая – это люди, которые выбрали ответственное потребление и «бережливое производство». Они голосуют за это рублём в своей повседневной жизни.
Наша прачечная с полным правом может называться экологичной. Во-первых, машинки не потребляют энергию для нагрева воды – они получают горячую воду напрямую из труб. Во-вторых, мы используем биоразлагаемые и гипоаллергенные моющие средства.
Вторая аудитория – это социально незащищённые люди. Пенсионеры, многодетные, одинокие мамы, студенты и люди в сложной жизненной ситуации. На открытие мы приглашали подопечных местного собеса – ветеранов, пенсионеров, а также представителей благотворительных фондов. Сфокусировались на тех, кому эта услуга обычно недоступна. Они не могут позволить себе пользование химчисткой, которое стоит от 1000 рублей за одну вещь. Теперь у них есть возможность улучшить своё качество жизни – сделать чище свой дом и свои вещи.
Клиенты пошли с первых же дней работы прачечной, хоть конец июля – не самое удачное время для открытия. Правда, стирок и сушек пока довольно мало – летом Москва полупустая. Я продвигаю свой проект в основном через местное сообщество, обращаюсь к людям в «соседских» чатах. Помимо этого мы раздаём флаеры у метро и у крупных магазинов.
О нас пишут местные СМИ, а также более крупные издания, освещающие «социалку» - например, портал «Милосердие». Я веду страницу прачечной в Instagram и свою личную в Facebook, где подробно рассказываю о своём проекте.
Мне очень помогли арендаторы-соседи – это раскрученный на районе салон-парикмахерская, ремонт телефонов и цветочный магазин. Они рассказывали своим клиентам, что рядом будет прачечная. В основном благодаря им у меня появились первые посетители.
Очень хорошо работает и «сарафанное радио». Уже после первой недели работы к нам стали приходить клиенты по рекомендациям. Появились и постоянные посетители, которые приводят своих знакомых и соседей. Но чтобы этот канал заработал «по полной», потребуется время.
Моя прачечная предлагает нужную и недорогую услугу, но люди пока о ней не знают. Поэтому аудиторию нужно просвещать и информировать. Сейчас главное для меня – повышение узнаваемости и охвата целевых групп. Но проблема в том, что я уже инвестировала большую сумму в запуск проекта, и бюджет на продвижение у меня ограничен. На большие рекламные кампании ещё предстоит заработать.
Я планировала продвигаться через местные паблики в соцсетях. Но оказалось, что они размещают посты только за деньги. Владельцы пабликов говорят: «У вас бизнес, и у нас бизнес, поэтому бесплатно писать о вас не станем». На мой взгляд, такие паблики должны поддерживать проекты, которые предоставляют полезные людям услуги и меняют жизнь к лучшему. Тем более социальных предпринимателей не так уж много, и положительных новостей про эту сферу тоже очень мало.
Мне бы хотелось, чтобы посещение прачечной стало для людей нормой жизни. Тёплая верхняя одежда пачкается, а подушки, одеяла и покрывала накапливают пыль, которой мы дышим. Те же пуховые вещи дома стирать невозможно, а в химчистке дорого. Крупные вещи нужно стирать раз-два в год по мере загрязнения, а не раз в 20 лет. Тем более, когда есть возможность делать это недорого и экологично.
В моём идеальном мире люди будут пользоваться нашей услугой регулярно, как чем-то само собой разумеющимся. Пока мы только на пути к этому. Но у нас почти сразу же после запуска появились отзывы: «Наконец хоть что-то стоящее открылось в этом районе. Пожалуйста, не уезжайте никуда!»
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».