Бизнес в декрете: как заработать на экскурсиях для мам с малышами

Прочтёте за 4 мин.

«Менять жизнь людей - это очень трудозатратно, но очень кайфово»

IT-инструменты, которые использует Екатерина Зайцева

  • Instagram
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • YouTube

Женщина в декретном отпуске – одна из мощных движущих сил малого бизнеса. Молодые мамы хотят не только посвящать себя ребёнку, но и развиваться сами, а предпринимательство – подходящий вариант для этой задачи. Поэтому нередко мамы после декрета не возвращаются на работу в найме, а начинают свой бизнес дома. И один из главных мотиваторов для многих из них – возможность самим планировать свою занятость и управлять своим рабочим и личным временем. О том, как заработать на экскурсиях для мам с малышами, рассказала основатель проекта «Мамаход» Екатерина Зайцева.

Досье

Екатерина Зайцева, 32 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель компании «Мамаход». Окончила факультет социальной психологии по специальности «коммуникационный менеджмент» в Гуманитарном университете Екатеринбурга. До запуска собственного бизнеса работала в департаменте продвижения инжиниринговой компании. В 2017 году придумала проект «Мамаход» - экскурсии для мам в декрете. Замужем, в семье двое детей.

Екатерина Зайцева

Как всё начиналось

Я работала в Москве, но потом влюбилась и переехала в Питер. Открыла здесь своё агентство «Маркетинг к деньгам». Мне нравилось управлять командой, достигать нужных результатов, вести проектную работу и, конечно, творить.

Однако, в первом декретном отпуске что-то начало «ныть» под ложечкой: «Не твоя тема», «Хватит играть в мужской бизнес», «Ты мало проводишь время с дочкой». Я начала искать новые бизнес-идеи. Так и родился проект «Мамаход» - экскурсии для мам в декрете.

От идеи до первой экскурсии прошло около двух месяцев. Название придумала я сама - сходу. Гида нашла за день в группе «ВКонтакте». Марина Егорова - лицензированный гид и автор всех маршрутов проекта «Мамаход». Вообще, она работает с VIP-клиентами, которые приезжают в Петербург отдыхать. Для неё наш проект - такая социальная миссия.

Сначала мы с Мариной прошли все маршруты. Потом я сделала рекламные видео - снимала на телефон. Попутно разбиралась с оформлением сообществ в соцсетях. Я хоть и работала в интернет-маркетинге, но сама эти сообщества не создавала и не вела. В итоге группу на первую экскурсию я набрала за неделю. Билет стоил 500 рублей, пришли 10 человек.

Деньги в этот период я особо не тратила. Не в моём характере долги, большие риски и вкладывание всех ресурсов в запуск. Я никогда не была в минусе. Никогда не было у меня и заёмных средств.

Мамаход

Первая экскурсия «Мамахода» сработала «в ноль». Но это за счёт того, что я отдала 5000–6000 рублей на видеоматериалы для дальнейшего продвижения проекта.

После той экскурсии всё завертелось и понеслось. Но никаких бизнес-целей тогда у меня не было. Я просто хотела гулять с малышкой по городу - после стольких лет работы онлайн! Хотела, чтобы экскурсии набирались, а качество продукта ни у кого не вызывало сомнений.

Главная заповедь руководителя - делегирование

Два года я всё делала сама. И соцсети вела, и клиентов с партнёрами привлекала, и кросс-промо занималась, и сайт конструировала. С рождением сына пришлось вспомнить главную заповедь руководителя и начать делегировать. 

Так я нашла в команду SMM-менеджера и администратора. У нас около 7000 питерских подписчиц. Я просто написала о вакансии, и тут же пришли резюме от мам, готовых помочь развитию проекта. Так я, кстати, потом находила и копирайтеров, и SMMщиков. Сейчас двое работают в проекте удалённо на аутсорсе. Фонд оплаты труда - от 30 000 до 50 000 рублей в месяц. Они замотивированы на показатели, поэтому и суммы разные.

Екатерина Зайцева

Всего сегодня в проекте занято более 10 человек: гиды, фотографы, лекторы, преподаватели, менеджеры. Почти все - женщины в декрете, которые любят город, детей, имеют яркую творческую компетенцию. Бывает, мамы сами приходят с предложениями.

О прибылях и расходах

Для меня экономика «Мамахода» - тема второстепенная. Вот такая я «бизнесвумен»! Для меня это, прежде всего, детище, которое я люблю, а потому не гонюсь за показателями и не ставлю себе планов продаж.

Основные статьи расходов - затраты на работу. Оборот проекта - 200 000–300 000 рублей в месяц. Из него 60–80% уходит на затраты. В Петербурге средняя стоимость билета 1100 рублей. Чистая прибыль - 20–40%.

Мамаход

Модель заработка проста: узнал затраты, заложил сверху прибыль, продал, заработал. Помню, что на первые вырученные деньги с экскурсий выходило сидеть в кафе с другими мамами или купить что-то дочке. С ростом доходов хватило денег на сайт.

Бывает грустно: хочешь сделать какое-то мероприятие бесплатно, договариваешься с профессионалами, как-то убираешь издержки, чтобы смогло прийти больше людей, а мамы записываются и не приходят. Поэтому я взяла за правило - ничего не делать бесплатно или проводить подобное в исключительных и благотворительных случаях.

Про продвижение, продажи и рекламу

У нас есть сезонность. Летом все отправляются на дачи, моря, а у нас самый сезон! Когда гулять, как не сейчас? Приходится быть активными в соцсетях, использовать маркетинг-инструменты, применять абонементную систему, чтобы летом экскурсии были с таким же аншлагом, как, например, музейные прогулки зимой.

К тому же мамы в декрете - это не стабильная целевая аудитория. Они денег не зарабатывают. А ещё дети могут кардинально менять их планы. В общем, ничего «твёрдого», что нужно для прибыльного и сильного бизнеса. Поэтому надо создавать для них такой продукт, чтобы ни у них, ни у их мужей не было сомнений, что «Мамаход» - это важно и нужно для счастья семьи.

Мамаход

Проект работает без системы активных продаж и рекламы. У нас есть мощное сообщество в соцсетях, есть сайт, есть крутой продукт, и мы умеем его продавать удалённо. По сути, этого достаточно, чтобы проект работал, и распродавать все места на экскурсии. Возможно, мы попробуем активные продажи, но каким-то новаторским способом.

Проект сегодня и планы на будущее

Аналогов «Мамахода» в России нет. В «товарной матрице» только такие мероприятия, которые отвечают запросам саморазвития женщины в декрете и позволяют малышу находиться рядом с мамой.

Сейчас «Мамаход» - это пешеходные экскурсии, прогулки по музеям, туры в другие города, лекции, лингвоклуб, фитнес, литературный клуб и т.д. Мы ежемесячно организуем более 50 мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге.

В планах - развитие франчайзинга, разработка туров и участие в грантах на господдержку. Франшиза пока в работе - ей довольно активно интересуются. Нужно сформировать качественную технологичную основу и ту поддержку, которая ляжет в основу подбора гидов, составления программ, маршрутов в других городах. Это мой план на следующий год.

Мамаход

Я не собираюсь сворачивать проект или продавать его. Это как ещё один мой ребёнок - пусть он растёт и развивается. Мы всегда придумаем, что делать с теми, у кого детки подросли, да и никто не мешает нам собираться на другие мероприятия. Миссия развития мамы в декрете останется у проекта всегда.

Ещё я мечтаю создать приложение, которое позволит женщинам с детьми не чувствовать себя в каменных джунглях неуютно и поможет найти, например, где ближайшая комната матери и ребёнка, где можно покормить и перепеленать малыша, кафе, куда легко подняться с коляской и тому подобное. Но на такую разработку точно нужен бюджет от инвестора.

Советы женщинам в декрете,
желающим открыть своё дело

Не всем надо становиться предпринимателями. Подумайте ещё раз - может этот путь не ваш? Предприниматель - человек-энергия, который объединяет людей, ведёт команду к новым победам, создаёт новое, рушит старое, склонен к риску и не очень верит в общественное мнение. Это очень трудозатратно, но очень кайфово - менять жизнь людей.

Не стесняйтесь искать людей, у которых можно спросить, как сделать то, что вам надо. Вращайтесь в нужной тусовке! Не сидите на лавочке с подружками, которые никогда не станут предпринимателями - выбирайте окружение и позитивных людей.

Ребёнок всегда должен быть в приоритете! Если он постоянно плачет, значит вас ему мало. Лучше сделайте свой бизнес немного попозже, а сейчас сосредоточьтесь на отношениях с ребёнком.

Екатерина Зайцева


Читайте также: 

Бизнес в декрете: восемь вдохновляющих историй.
Семь вдохновляющих историй о женщинах-предпринимателях.
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.

16 августа 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов