Быть предпринимателем и развивать собственный бизнес может не каждый человек, для этого нужны особые качества. Одно из них – умение спокойно реагировать на трудности и способность их преодолевать. Кассовый разрыв, страх неудачи, неэффективный отдел продаж, негативные отзывы в интернете, локдаун, разрыв отношений с зарубежными поставщиками – лишь некоторые из возможных проблем. Портал Biz360.ru спросил женщин-предпринимателей о том, что для них является самым сложным в бизнесе.
Жанна Казанская, серийный предприниматель,
основатель сообщества Woman Wings
Для меня бывает сложно отобрать лучшую идею из большого числа вариантов. В моей голове всегда множество мыслей, связанных как с новыми проектами, так и с уже существующими. Реализовать все идеи сразу невозможно, да и не всегда нужно. И тогда я делаю ревизию идей по принципу «кто сильнее, тот и выиграет». Каждую из них проверяю на приоритетность, актуальность, эффективность и выносливость. На основании выводов и показателей принимаю решение о реализации. Очень не люблю жевать мысли. Либо действую, либо выкидываю идею из головы, либо откладываю её на полочку, но ставлю «будильник».
Ещё одна сложность – это, конечно, деньги. Работать с тем, что есть, или привлекать сторонние инвестиции и кредитные средства? Рассчитывать на свои силы более безопасно, но темпы развития могут быть низкими. Привлечение средств расширяет возможности, при этом растут риски и ответственность. И здесь важно для себя решить, какой путь вам наиболее подходит на данном этапе.
Предприниматели часто сталкиваются с тем, что сотрудники боятся брать на себя ответственность. И это настоящий бич. Казалось бы, взрослые компетентные люди – но в детской позиции. Я как руководитель жду от сотрудников ответственности и самостоятельности, в том числе в принятии профессиональных решений. Поощряю инициативу, показываю на своём примере, что ответственность – это не груз, а возможность роста и развития.
Александра Гудимова, основатель бренда Bionova,
директор по маркетингу компании «НоваПродукт АГ»
На предпринимательском пути нужно заранее быть готовым не только к успеху, но и к падениям. Они обязательно будут: вам много раз придётся падать и вставать. Часто предприниматели думают, что ко всему готовы, но, столкнувшись с первыми неудачами, порой просто впадают в ступор. В такие момент важно настроиться и взять себя в руки, расставить приоритеты, провести работу над ошибками. А затем двигаться дальше – возможно, уже в новом направлении. Если проект долгое время не приносит ожидаемых результатов, важно вовремя остановиться и, при необходимости, сменить вектор.
Нам в компании Bionova было очень сложно попасть на полки крупных сетей. Тогда, в 2015 году, бренд был малоизвестен. Но мы с командой очень верили в него и стояли на своём: звонили, писали представителям сетей, рассылали образцы и презентации. Одни даже не выходили на связь, другие вежливо отказывали. Мы не сдавались, искали другие каналы продаж. В 2016 году нас заметил Forbes Russia, включив в рейтинг лучших новых брендов, где мы заняли первое место. Именно из СМИ нас заметил первый крупный покупатель – сеть «Магнит». В дальнейшем нам удалось встать на полки почти всех федеральных сетей и маркетплейсов. Но для этого мы проделали огромную работу.
В целом любой бизнес – это череда сложностей и рисков. Вмешиваются и внешние факторы: кризисы, санкции, волатильность рубля, задержки поставок, закрытие каналов продвижения. Перечислять можно бесконечно. И здесь важно быть гибким, быстро адаптироваться к ситуации и не бояться принимать сложные решения.
Виттория Филинова, руководитель
частного «Интересного детского сада»
Одна из самых сложных сфер в «детском» бизнесе – создание команды, которая разделит идеи и мечты автора проекта и будет последовательно их воплощать. «Звёздные» педагоги часто непостоянны – предпочитают менять места работы ради более выгодных условий. А основной костяк сотрудников приходится собирать по крупинкам, затрачивая подчас огромные ресурсы на их «доращивание» внутри компании.
Основная задача руководителя в этом вопросе – создавать такую рабочую среду, которая будет мотивировать интеллектуально. Сотрудники должны понимать, что работать в компании престижно. Их окружает профессиональное сообщество, они могут общаться с признанными экспертами, компания заинтересована в их развитии. Предпринимателю, работающему в сфере образования, нужно принять, что сотрудник – это «внутренний клиент» компании. И для этого клиента необходимо создавать условия – одновременно и комфортные, и стимулирующие на постоянное развитие.
Ещё одна непростая задача – выстроить бизнес вокруг клиента, грамотно балансируя между экспертной и обслуживающей позицией. Частное образование очень зависимо от родителей. Ежемесячно оплачивая дорогостоящий контракт, мамы и папы справедливо требуют высочайшего качества во всём. Но если тратить всё своё время на удовлетворение любой прихоти родителей, легко потерять экспертность. Все мы слышали истории про школы, в которых не учат, а только ставят хорошие отметки.
Важно так выстроить внутреннюю работу образовательной организации, чтобы родители видели профессионализм педагогов и их огромный вклад в развитие детей. Бытовые проблемы при такой системе не исчезают, но отодвигаются на второй план. Для их ежедневного решения нужно организовать специальные службы. Например, в «Интересном детском саду» куратор всегда на связи с родителями и отвечает на все их вопросы и просьбы. А педагоги и воспитатели умеют переформулировать претензии родителей, касающиеся быта детей, в образовательные задачи.
Альбина Гильмуллина, эксперт по трансформации мышления,
кризис-менеджер на предприятиях нефтехимической отрасли
Основная сложность в бизнесе – это страхи. Страшно делать первые шаги в новых проектах, страшно потерпеть неудачу. Предприниматели постоянно сталкиваются с неудачами и ошибками, этого не избежать. Важно найти в себе силы это пережить и переварить, не опускать руки в поисках решений.
Более приземлённая история – отсутствие делегирования. Многие предприниматели завязывают все процессы на себе, но рост бизнеса без делегирования почти невозможен. Руководителю сложно отпустить этот «микроконтроль». Он настолько погружён в повседневную рутину, что не видит перспектив. Все его цели сводятся к получению сиюминутной прибыли. В результате он начинает выгорать. Делегирование на самом деле требует большой работы над собой. Но без него не будет роста.
Не все люди могут быть предпринимателями, в этом я не раз убеждалась. Это определённый психотип. Предприниматель ориентирован на рост и веру в свои силы: если не получится сейчас – получится в следующий раз. В бизнесе обязательно умение работать над ошибками. Здесь важен анализ и чёткий план. Если из ошибок не делать выводов, то они превращаются в трагедию.
Важный навык – смотреть на свой бизнес «со стороны». Иначе у предпринимателя просто «замыливается глаз». Нужно периодически «пересобирать» свои представления о дальнейшем развитии проекта и не бояться изменений.
Лилия Дасаева, автор психологических аудиоспектаклей,
создатель первого в России иммерсивного аудиоспектакля «Мечтай»
Один из самых сложных аспектов в предпринимательстве – умение ясно и чётко передать ценность и смыслы своего продукта. Многие продукты, услуги и бренды мало чем отличаются друг от друга. В сознании покупателя они сливаются в безликую серую массу. Товар или продукт с чёткой идеей и смыслом имеет больше шансов выделиться на этом фоне и достучаться до клиента.
Иногда продукт нужно показать с новой стороны, представить его совершенно не так, как раньше. И здесь не стоит бояться новых идей.
Когда вы находите правильные слова и инструменты, чтобы донести преимущества своего продукта, включается настоящая магия. Начинает работать сарафанное радио, выстраивается репутация. Такой продукт сразу отличается от других на рынке. Благодаря «смыслам и ценностям» сокращаются расходы на маркетинг, в том числе на рекламные интеграции.
Все участники опроса – спикеры делового форума-практикума Woman Wings, который пройдёт в Москве 14 ноября 2023 года.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».