«Друзья, меня зовут Даша и я пеку самые вкусные пирожки по старинным бабушкиным рецептам», - это приветствие на фоне корзинки с аппетитной выпечкой – первое, что видит посетитель сайта «Дашины пирожки». Несколько лет назад Дарья Сонькина была успешным и востребованным переводчиком и журналистом, но любовь к кулинарии перевесила – так на радость любителям домашних пирожков возник ее вкусный и симпатичный бизнес.
Дарья Сонькина, предприниматель; владелец и директор пекарни «Дашины пирожки». По образованию – переводчик; несколько лет работала журналистом, писала для таких изданий, как «Газета.ру», «Огонек» и др. В 2013 году решила заняться собственным бизнесом и запустила проект «Дашины пирожки» (производство «домашней» выпечки и фуд-подарков, кейтеринг). На запуск было потрачено около 300 000 рублей, из которых больше половины было собрано через краудфандинг.
В какой-то момент моей жизни профессии переводчика и журналиста перестали меня устраивать. Зачастую переводчик (разумеется, если мы не говорим о переводчиках художественной литературы) - это просто говорящая машинка. Да, ты узнаешь много нового - просто потому что иначе ты не сможешь адекватно перевести; да - ты ездишь в командировки, но суть твоей работы не меняется.
Похожая история с журналистикой – ты должен писать новости, и пока ты не добился какого-то определенного уровня, не дорос до авторской журналистики, 90% твоей работы - это такой фастфуд среднего качества. Не потому что ты плохой журналист, а потому что ты просто должен о чем-то писать. 10% уникальных интересных и глубоких материалов, конечно, тоже были и были прекрасны, но все-таки это слишком мало для чувства полной удовлетворенности. К тому же я часто думала о том, что хочу создавать что-то, что вызывает немедленную эмоциональную реакцию. Еда – самое то. А пирожки – это то, что я умела делать, то, что можно масштабировать, то, что пользуется спросом. Вот и получилась пекарня.
Началось все с идеи делать пирожки на продажу. И, в общем, пирожки для первых заказов я пекла на своей кухне по ночам. Потом нам предложил сотрудничество проект LavkaLavka, и тут уже мне надо было принять решение: либо я продолжаю заниматься журналистикой и время от времени ныть, что это «что-то не то», либо оставляю журналистику и занимаюсь бизнесом. Я выбрала последнее.
Какого-то яркого старта не было: мы очень ждали открытия пекарни, оно задерживалось из-за недобросовестных рабочих, так что как только все свершилось, вздохнули с облегчением, что теперь-то заживем и «запечём». Закупили всякие необходимые штуки, пришли и принялись за работу.
Я не училась специально на повара или пекаря. Все свои «курсы» прошла на кухне у бабушки. Иногда думаю, что хотела бы получить какую-то теоретическую базу, но пока что на это нет времени, надо руководить производством и проводить время с семьей.
Довольно сильно нашумела в интернете история о том, как мы собрали деньги на развитие через краудфандинговый сервис Planeta. Честно говоря, я не верила в краудфандинг как в инструмент сбора средств, но была уверена, что это хороший рекламный ход. Ведь, если ты берешь кредит в банке, вряд ли это кого-то заинтересует. Именно «акционеры» реагировали на проект прекрасно – болели за него, смотрели, как идет сбор денег. За пару дней до окончания проекта оставалось собрать еще 15 тысяч рублей, и я переживала, что мы не успеем.
И тут вдруг какая-то женщина покупает несколько акций общей стоимостью 15 тысяч рублей. Я ей написала письмо, чтобы поблагодарить, и спросила, почему она вдруг накупила столько акций. И она ответила: «Я так переживала, что вы не успеете, поэтому решила подстраховаться». Невероятно, да? Кстати, недавно я выяснила, что кредит в банке на нормальных условиях человеку без кредитной истории и вправду взять очень непросто. В итоге за 45 дней мы собрали 200 000 рублей. Четверть ушла на налоги, остальное - на производство.
Организация первого цеха обошлась нам в общей сложности в 300 000 рублей. Мы нашли крошечное помещение в 18 квадратных метров с минимальной необходимостью ремонта. На деньги от краудфандинга мы купили конвектомат и оборудование для расстойки теста. Спустя год после открытия цеха мы из него выросли и переехали в другой – побольше. Там с учетом ремонта денег потребовалось гораздо больше.
Сейчас в пекарне есть конвектомат, расстойка, две плиты, морозилки, холодильники, большой тестомес и большой куттер. Непосредственно в пекарне работают четыре человека фуллтайм и еще двое с гибким графиком. Плюс курьер и диспетчер, который обрабатывает заказы. И генеральный директор в моем лице. А начинали мы фактически втроем, при этом бывали моменты, когда я работала в одиночку.
Стационарной точки продаж пока что нет, и в ближайшее время вряд ли появится. Я сомневаюсь, что только пирожками можно обеспечить оборот торгового места, а кардинально расширять ассортимент мы пока не планируем.
Сбыт продукции в розницу мы активно налаживали через соцсети. Опт устраивался как-то сам собой. Кто-то попробовал, кому-то рассказал, а тот, кому рассказали, открыл магазин.
Сейчас мы поставляем продукцию для клиентов LavkaLavka, посетителей кофеен Like Coffee, «Твой кофе», Camera Obscura, «Желтая стрела», гостиницы Four Seasons, клиентов Novikov Catering, магазина «Две сестры» и других. Также пирожки можно заказывать на сайте pirozhki.smartomato.ru или через приложение «Дашины пирожки».
Розничные цены на наши пирожки от 40 до 55 рублей - в зависимости от начинки, на большие кексы – от 300 до 700 рублей, на большие килограммовые пироги – от 500 до 1000 рублей.
Наше производство окупилось довольно оперативно. Мы закончили раздавать долги по запуску первого цеха ровно через год после его открытия, хотя сейчас я понимаю, что можно было бы и раньше. Пекарня – безусловно, прибыльное и интересное занятие!
Мы не создавали продукт под потенциальную аудиторию, покупатель пирожков как-то определился сам с течением времени. Зачастую это молодая или среднего возраста женщина, которая строит карьеру, вместе с мужем воспитывает детей, заботится о своем здоровье, знает меру, но не впадает в крайности. Но вообще у нас очень разнообразные клиенты, которые заказывают пирожки на любые поводы, от поминок до свадеб и дней рождений.
Наши мощности на сегодняшний день позволяют нам выпекать до 2000 пирожков в день, но я решительно настроена увеличить это количество в несколько раз.
Оставаться на плаву, конечно, сейчас сложнее, чем полтора-два года назад. Казалось бы: у нас русский продукт, приготовленный из русского сырья, и, тем не менее, цены на сырье и упаковку стабильно и существенно растут. Мы пока не поднимали цены на продукцию, и будем стараться дальше держать их на этом уровне. Все-таки, когда ты неожиданно обнаруживаешь, что твои любимые пирожки вдруг поднялись в цене - это неприятный сюрприз.
Когда я спрашиваю клиентов, откуда они о нас узнали, то часто слышу ответ: «Рассказала подруга/коллега». Также некоторые узнают из прессы – например, у нас резко увеличилось количество клиентов после того, как я оказалась на страницах журнала «Forbes Woman». Мы выделяем какие-то небольшие средства на рекламу в соцсетях, но, как показывает практика, наша лучшая реклама – это «сарафанное радио».
«Подводные камни» проявляются не столько в организации, сколько в работе пекарни. Например, резко увеличился объем и резко снизилась производительность труда – надо срочно переналаживать производственный процесс. Или поставщик резко повысил цены – надо реагировать. И так каждый день.
Если ты никогда не занимался организацией предприятия, наймом и обучением сотрудников, поиском поставщиков, то «подводные камни» могут попадаться буквально на каждом шагу. Но каждый такой камень – это бесценный опыт и движение вперед.
Как заработать на пряниках-козулях.
Как устроена лавка-пекарня для вегетарианцев и сыроедов.
Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.