Омич Анатолий Степанов когда-то мечтал открыть собственный ресторан. Но ровно до тех пор, как пошёл работать в официанты и досконально изучил этот бизнес изнутри. После этого он бросил обучение на технолога общественного питания, попробовал себя в e-commerce - и открыл школу катания на роликовых коньках «Роллер-Омск», а чуть позже запустил в родном городе крытые роллердром и скейт-парк. О том, как заработать на активном досуге и обучении катанию на роликах, Анатолий Степанов рассказал порталу Biz360.ru.
Анатолий Степанов, 26 лет, предприниматель из Омска, основатель школы катания на роликовых коньках
«Роллер-Омск», крытого
роллердрома и
скейт-парка. Окончил три курса Омского экономического института по специальности «технолог общественного питания» на заочном отделении и бросил. Далее занялся самообразованием, прошёл ряд курсов по маркетингу и менеджменту, после чего запустил свой бизнес. В 2014 году школа «Роллер-Омск» получила премию Kids-friendly Business Award, а в 2015 году - национальную премию «Бизнес-успех» как лучший молодёжный проект в Сибири.
В 17 лет Анатолий Степанов мыл полы за 1 тысячу рублей в месяц. Затем пошёл работать официантом, проработал в этом качестве около четырёх лет. Параллельно молодой человек какое-то время учился в вузе.
«В школе тебе кажется, что решение получить высшее образование – это твоё решение. Хотя на самом деле оно «продавлено» сверху, - говорит Анатолий. - Я в детстве мечтал открыть свой ресторан – потому и пошёл в технологи общественного питания. Но когда я попал в эту сферу и увидел её изнутри, то понял, насколько это трудные деньги. Скажем, бизнес-ланч стоит 150 рублей. А чтобы его сделать, надо организовать штат поваров, официантов, уборщиц, мойщиц, наладить поставки и т.д. В общем, сегодня я бы открывать свой общепит ни за что не стал».
Потом, как рассказывает Анатолий, ему стали попадаться интересные книги, которые начали менять его образ мышления. Он называет несколько основных - «Стратегия голубого океана», «Самый богатый человек Вавилона», «Думай и богатей» и «К черту всё, берись и делай!». «Мне понравилась основная мысль «Самого богатого человека» - о том, что для того, чтобы заработать много денег, не надо ехать в столицу. Их можно заработать в любом месте, - вспоминает Анатолий. - Жаль, эту книгу в школе не преподают. В детстве я ведь терпеть не мог читать. А потом понял, что мне просто не те книги совали».
В 19 лет Анатолий открыл интернет-магазин - стал перепродавать сувениры с Taobao. Магазин проработал полтора года, но зарабатывал немного - в месяц выходило около 15 тысяч рублей оборота. Однако, по словам бывшего владельца, он многое дал с точки зрения опыта в плане продвижения на будущее.
Всё это время Анатолий Степанов в свободное время катался на роликах. В итоге после закрытия интернет-магазина он решил попробовать открыть свою роллер-школу, где учили бы кататься.
«Поначалу я не думал, что на этом вообще можно зарабатывать, - говорит Анатолий. - Для пробы повесил на форуме объявление, в котором предлагал обучить детей кататься на роликах за 10 уроков и совершенно бесплатно. Заявки пошли. Стало ясно, что спрос есть. А если людям что-то нужно бесплатно, потом они готовы и платить за это».
Анатолий стал брать 1 тысячу рублей за 10 занятий в месяц. Клиенты продолжали приходить. Спустя несколько месяцев стало ясно, что для роста важно набирать не больше клиентов, а больше инструкторов - тогда прибыль будет расти.
«Поначалу учил инструкторов сам, - рассказывает предприниматель. - Сегодня собеседование у нас состоит из пяти вопросов, затем мы даём домашнее задание, и если оно выполнено, то человек передаётся старшему инструктору. Он обучает кандидата на протяжении двух недель, преподаёт теорию и практику. Во всех «молодёжных» видах спорта не требуется сертификатов для такой работы. Это связано с тем, что потребитель не ставит перед инструктором больших целей».
Так появилась школа «Роллер-Омск», где гарантируют обучение базовым навыкам катания на роликах за 10 уроков, либо возвращают деньги и дарят билеты в кино. По словам Анатолия, в его бизнесе, как и во многих других, есть 10% возвратов – но не по причине невыполненных обязательств, а скорее из-за непредвиденных обстоятельств (например, ребёнок ушибся дома, и врач запретил физические нагрузки).
Самому младшему клиенту школы на сегодня 2 года, самому старшему – 67. Основную массу учеников при этом составляют школьники.
Анатолий начинал учить просто на улице. Но через несколько месяцев работы встал вопрос о постоянном помещении, где можно было бы заниматься в любую погоду.
«В Омске был крытый роллердром площадью 1 тысяча квадратных метров в торговом центре «Континент», - говорит владелец «Роллер-Омска». - Нам надо было найти себе место с ровным полом под крышей – эта площадка вполне подошла. Мы начали там работать в 2014 году. Поначалу инструктор и ученик просто платили каждый за себя за вход, как на ледовом катке (но по сниженной цене, так как у нас получалось «нагонять» больше 100 таких посещений в день)».
«Во многих сибирских городах нет роллердромов, но это не повод не развивать там такой бизнес, - добавляет Анатолий. - Если начать с летних уроков на улице, к сентябрю у тебя уже будет база клиентов, и можно будет думать о поиске какого-нибудь дворца спорта или ДК. Сама площадь ведь поначалу не так важна – важна реклама, привлечение людей. Уже потом ты думаешь, как сделать всё на голову выше и запустить офигенный яркий роллердром».
К 2016 году Анатолий понял, что пора открывать ещё одну площадку на другом конце города, чтобы охватить новую аудиторию. Для этого он снял двухэтажное здание спортивного комплекса «Молния». Здание в коммерческой собственности, так что часть владелец «Роллер-Омска» стал сдавать в субаренду, а в спортивном зале комплекса площадью 640 «квадратов» начал преподавать катание. На старте в обустройство потребовалось вложить 300 тысяч рублей.
В этом же зале через год Анатолий организовал крытый скейт-парк «СПОТ» на 240 квадратных метрах, а под катание на роликах осталось 400 метров.
«Стало ясно, что только обучением мы не можем освоить эту площадь, - говорит предприниматель. - А просто покататься к нам туда никто не придёт, даже если мы вложим много денег - площадка для этого неподходящая. Именно поэтому мы решили сделать там же единственный крытый скейтпарк в Омске. Сегодня «Молния» больше воспринимается как спортивная секция, то есть там в основном идёт обучение. Приходят и люди просто покататься, но мало».
На скейт-парк ушло около 1 млн. вложений. В целом за два года в «Молнию» инвестировали 9 млн. рублей. Все они были взяты из оборотных средств.
Переломным в бизнесе Анатолия стал 2017 год. Тогда владельцы площади, где располагался первый филиал школы роллеров, решили сделать там картинг. Нужно было срочно найти новое место, потому что у многих учеников занятия были оплачены заранее, и их должны были обучать 15 инструкторов. Предприниматель вроде бы нашёл подходящую локацию – но опоздал, договор уже заключили с другим предпринимателем.
В поисках решения Анатолий оказался в торговом центре «Маяк», и там вроде бы оказался подходящий вариант. Правда, он устраивал предпринимателя далеко не всем и подразумевал много работы и вложений.
«Но у нас не было времени, - подчеркивает Анатолий. - Если бы я не нашёл альтернативное место размещения как можно скорее, получил бы финансовую яму. Родители учеников, которые рассматривали занятия в «Континенте», не поехали бы в «Молнию», ведь это далеко. Значит, пришлось бы вернуть всем деньги и распустить сотрудников».
Предприниматель подписал договор с «Маяком», арендовав под будущий роллердром 670 квадратных метров. Но на проект не хватало собственных средств – в наличии было только 2 млн. рублей, нужен был кредит ещё на 2 млн. За один день Анатолий получил отказ в четырёх банках - но в пятом кредит предоставили. «Повезло, что я не успел купить квартиру, как собирался», - говорит владелец «Роллер-Омска».
Предстояла задача не только сделать в «Маяке» с нуля роллердром, но и привлечь туда людей. Анатолий нашёл в Санкт-Петербурге команду SMM-маркетологов, с которыми была продумана кампания для открытия.
За два месяца до открытия началось продвижение в «ВКонтакте». Маркетологи работали над таргентингом и заявками. Анатолий публиковал фото и и видео процесса подготовки и лично рассказывал о том, как идёт ремонт на площадке, как там появился гладкий пол из ярко-голубого полиуретана и что там было до этого.
Также аудиторию вовлекали в принятие решений (например, советовались по поводу даты открытия и музыки, которая будет играть). Отдельной фишкой стало обещание открыться в определённую дату, которое намеренно нарушили – ведь в этом случае основатель обещал проехаться по роллердрому в костюме жирафа.
Анатолий выполнил обязательство - и выехал ряженым на новый голубой пол своего роллердрома. Настроение у него было отличное: на открытие пришли 700 человек. Рекламная кампания обошлась предпринимателю в 21 тысячу рублей. Сегодня роллердром в «Маяке» посещают 300-500 человек в день.
«Обучение у нас стоит 3,4 тысячи рублей за 10 уроков. Час катания на роликах или скейтах - 150 рублей, - рассказывает Анатолий. – Филиал в «Молнии» окупил затраты за два года. Вложения в роллердром мы окупим в лучшем случае тоже через 2 года».
В ближайший год предприниматель планирует обновление пола в «Молнии» - сделать его, как и пол в «Маяке», профессиональным, специально для роликов. Это потребует ещё примерно полумиллиона рублей вложений. Также Анатолий намерен работать над совершенствованием системы своего бизнеса. Это нужно на перспективу, чтобы потом можно было создать франшизу.
«Если не говорить о каких-то крупных городах, то в основном такие бизнесы, как мой, затевают спортсмены. Это не очень масштабные проекты, - комментирует Анатолий. – Способ сделать любой спорт массовым лежит через предпринимательство. И мне всегда была интересна именно предпринимательская сторона такого дела. Но пока мне надо ещё над многим работать, два филиала - это всё-таки ещё не особенно круто».
Сейчас у основателя «Роллер-Омска» два филиала школы, 25 инструкторов, 4 администратора, удалённый колл-центр из 5 человек в Томске и команда из 5 маркетологов в Санкт-Петербурге для «ВКонтакте» (Instagram Анатолий развивает сам). Половина клиентов Анатолия приходит учиться, половина – просто кататься.
Предприниматель продолжает продвигаться через соцсети, как и в самом начале (специалистов для этого он нанял только 2 года назад, до этого делал всё сам). На рекламу в целом выделяет 50-100 тысяч рублей в месяц – совсем небольшую сумму, по его оценкам.
«Что касается традиционных каналов продвижения, тут всё дело в масштабах компании, - считает Анатолий. - Если бы они не работали, как сейчас многие говорят, то «Яндекс» бы не обклеивал все остановки в России объявлениями о «Яндекс-такси». И если небольшие предприниматели говорят, что офлайн-реклама не работает, а «Яндекс» или «Додо-пицца» говорят – работает, значит, кто-то из них не прав. И я думаю, это не «Яндекс».
Сегодня «Роллер-Омск» - одна из крупнейших компаний этого направления в стране. Другие школы с аналогичным количеством инструкторов есть в Санкт-Петербурге, Самаре, Москве и других крупных городах. В Омске конкурентами школы являются только другие предложения по проведению досуга, а также спортивные секции.
«До мая 2014 года в моём городе не было не то что ни одной школы катания на роликах – не было даже ни одного запроса в поисковике по этой теме. Так что спрос создаём мы. Реклама – очень важна», - резюмирует Анатолий.
Читайте также:
Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
Крути педали: как один велопрокат стал платформой для многих бизнес-проектов.