Игра на повышение: как подготовить компанию к будущему росту

Прочтёте за 3 мин.

Наталья Едалова – о том, с какими трудностями сталкивается растущий бизнес

IT-инструменты, которые использует Наталья Едалова

  • Trello
  • Facebook

При росте компании многие бизнес-процессы приходится выстраивать заново. Это неизбежно сопровождает переход от малого бизнеса к среднему, а от среднего – к крупному. Но не все собственники бизнеса понимают, что новый масштаб компании – это фактически новая бизнес-модель. О том, как подготовить себя и свой бизнес к масштабированию, порталу Biz360.ru рассказала основатель компании 4expl Наталья Едалова. 

Досье

Наталья Едалова, предприниматель из Москвы, основатель компании 4expl. Окончила Сибирский федеральный университет в Красноярске по специальности «философия» и МШУ «Сколково». Предприниматель с 15-летним опытом антикризисного управления. Избрана Росимуществом членом совета директоров четырёх акционерных обществ. В 2017 году основала компанию 4expl, которая занимается разработкой и внедрением инновационных стратегических решений для бизнеса.

Наталья Едалова 

Платить налоги в полном объёме

Все ловушки для предпринимателя сосредоточены в самом предпринимателе. В бизнес приходят довольно амбициозные люди. Они стремятся к успеху, деньгам, статусу и признанию. И когда всё это рядом, про безопасность своего проекта помнит далеко не каждый.

При обороте до 150 миллионов рублей в год компания имеет возможность использовать налоговые спецрежимы, через которые государство стимулирует развитие бизнеса. Как только валовой оборот компании переваливает за 150 миллионов рублей в год, упрощённая система налогообложения перестаёт для неё действовать. Компания начинает выплачивать НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Кроме того, компания с таким оборотом уже заметный игрок на рынке и становится участником конкурентных войн.

В «лихих 90-х» было принято извлекать прибыль с помощью оптимизации налогообложения. Раньше говорили так: «Сколько нужно уплатить процентов от оборота?» Считалось, что 2-3% - это коридор безопасности, а всё остальное оптимизировали. Сейчас так работать не получится: после перехода в «цифру» все показатели на виду.

Раньше традиционным способом «налоговой оптимизации» крупных компаний было дробление бизнеса на несколько юрлиц. Это позволяло использовать льготные режимы налогообложения для каждого из них. Обычная до недавнего времени картина: у владельца бизнеса три компании, они ведут один и тот же вид деятельности, но при этом платят налоги, как малый бизнес. Сейчас так делать запрещено. В августе 2017 года вступил в силу федеральный закон 163-ФЗ, согласно которому запрещается дробить бизнес с целью оптимизации налогообложения.

Если предприниматель продолжает извлекать прибыль за счёт налогов, то при выходе его компании в категорию среднего бизнеса через какое-то время возникнут неприятности. В лучшем случае это будут огромные штрафы. Сейчас налоговые органы очень плотно занимаются вопросом уплаты налогов. Нужно осознать, что важнее: получать высокую прибыль сегодня или безопасный стабильный бизнес в долгосрочной перспективе.

Формула успеха: хочу, могу и надо

Многие психологи и бизнес-тренеры говорят предпринимателям: «Ты много работаешь, а значит, имеешь право себя побаловать. Купи себе хорошую машину, съезди на дорогой курорт». В результате бизнесмен выводит средства из бизнеса, чтобы купить дорогую машину или квартиру. При этом финансовой подушки безопасности, позволяющей бизнесу уверенно смотреть «в завтра», у его компании нет.

К сожалению, такая ситуация в малом и среднем бизнесе системна. Люди выводят деньги из бизнеса на реализацию собственных желаний. Между «надо» и «хочу» предприниматели очень часто выбирают «хочу». Они действительно много работают и имеют право получать какие-то блага от жизни. Но не всегда понимают, что обладать атрибутами богатства – это не значит быть богатым.

Предприниматель не может говорить о том, что он богат, если его проект находится в «зоне риска».

Заранее готовиться к росту

Главная опасность «среднего» этапа развития бизнеса в том, что он находится «между молотом и наковальней». Снизу – микробизнес. У него есть возможность использовать спецрежимы налогообложения, ещё пока не сформирован огромный штат. И он всегда готов предложить клиенту более низкую цену.

А «наверху» - крупный бизнес, который получает льготные условия при закупках, уже оптимизировал и автоматизировал бизнес-процессы. И получается, что с большим бизнесом тоже сложно конкурировать за счёт его коммерческой и операционной эффективности.

Поэтому предприниматель, который вышел на «средний» этап с оборотом 150-800 миллионов рублей в год, должен трансформировать бизнес-модель и синхронизировать её с внешним контуром. У него просто нет другого варианта развития.

Поэтому уже «на подходе» к порогу в 100 миллионов рублей собственник бизнеса должен чётко понимать, как будет жить дальше. Некоторые бизнесмены, чьи компании или проекты становятся крупными, собирают целый штат бизнес-аналитиков. Эти специалисты описывают рабочие процессы, работают с бизнес-моделью и дают рекомендации по дальнейшему развитию. Помните, что времени на качественную подготовку и выработку новой стратегии требуется довольно много – от полугода до года. 

Пересмотреть бизнес-модель

Выросшей компании придётся намного больше тратить на налоги – значит, она сможет извлекать меньше прибыли. Её можно «возместить» за счёт повышения его коммерческой, финансовой и операционной эффективности. И старая, пусть даже проверенная бизнес-модель уже не сработает.
 
Один из вариантов такой оптимизации – cross skill, то есть технологии «соседних рынков и отраслей». Например, в ритейле маржинальность бизнеса невысокая, и там закупки организованы максимально эффективно. А какой-нибудь ресторан покупает продукты у оптовиков. Если мы возьмём искусство закупок ритейла и «переместим» его в тот же общепит или строительство, это даст большой эффект.

Также нужно искать возможности, которые предоставляет, как ни странно, сам регулятор. Например, существуют субсидии на внедрение технологий. То есть регулятор нас с одной стороны поддавливает, а с другой говорит: «Возьмите деньги на реализацию и внедрение технологий, оптимизируйте бизнес-процессы, повышайте эффективность – и у вас появятся деньги на уплату налогов».

рост

Читайте также:
Что нужно учесть при масштабировании бизнеса.
Как определить, готов ли ваш бизнес к запуску франшизы.
Цифры решают всё: почему развитие бизнеса невозможно без аналитики.

31 июля 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов