Алкоголь в России стал одним из тех продуктов, цены на которые заметно выросли с февраля 2022 года. «Феодальная сеть баров», одним из совладельцев которой является известный певец Сергей Жуков, в этой ситуации приняла решение не увеличивать стоимость коктейлей и других алкогольных напитков в своих заведениях. Это позволило сохранить посещаемость и средний чек на докризисном уровне. О том, как удерживать цены и почему бары в кризис продолжат развиваться, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал CEO «Феодальной сети баров» Александр Пичугин.
Александр Пичугин – CEO и управляющий партнёр
«Феодальной сети баров», в которую входят заведения
«Руки вверх! Бар»,
Nebar, El Chapo, Iriski, Spletni и др. Окончил Восточно-Казахстанский ГТУ (факультет экономики и менеджмента). Начал заниматься бизнесом ещё в студенчестве. Первое заведение «Феодальной сети баров» открыл в 2008 году ресторатор Павел Чесноков, позже к проекту присоединились артист Сергей Жуков и Александр Пичугин. Сейчас сеть состоит из 36 баров по всей стране, которые ежемесячно посещают более 140 тысяч человек.
С 2008 года мы пережили несколько кризисов, поэтому уже знаем, как следует действовать в нестандартной ситуации. В первую очередь необходимо оптимизировать расходы.
Но мы и так находимся в процессе постоянной оптимизации, вне зависимости от ситуации: прорабатываем меню, снижаем food cost, labor cost, распределяем персонал по сменам, оптимизируем расходы на маркетинг и рекламу за счёт новых инструментов привлечения трафика. В частности, из-за блокировки в России Instagram и Facebook наши затраты на рекламу существенно снизились. Теперь мы делаем упор на «ВКонтакте» и альтернативные площадки, но с меньшим бюджетом.
В общем и целом, мы стараемся, чтобы качество продукта увеличило лояльность гостей и, как следствие, росли средний чек и выручка. Именно поэтому мы сразу после начала событий в Украине приняли решение о «заморозке» цен. Наша маржинальность снизится на несколько процентов, но, как мы надеемся, увеличит проходимость наших баров. Уже видим, что с февраля 2022 года посещаемость у нас как минимум не стала ниже.
Мы смогли «заморозить» цены, так как незадолго до 24 февраля закупили у поставщиков партии алкогольной продукции, которых хватит для работы в привычном режиме на три-четыре месяца. Мы всегда закупаемся впрок по причине высокого товарооборота. В этом плюс бизнеса, работающего по системе франшизы: маленьким барам и локальным проектам не требуется продукция в больших объёмах.
Мы рассчитываем, что в течение трёх-четырёх месяцев заключим договоры с новыми поставщиками вместо ушедших с рынка и усовершенствуем меню без потери качества и привычных вкусов. Это позволит нам удерживать цены на прежнем уровне.
Стоит отметить, что серьёзных проблем с поставщиками мы не испытываем. За счёт широкой географии и брендов («Руки Вверх! Бар», Nebar), которые зарекомендовали себя на рынке, мы получаем большое количество предложений о сотрудничестве, лояльные условия и скидки от поставщиков.
Не думаю, что ситуация на барном рынке из-за кризиса кардинально изменится: конечно, уйдут некоторые слабые игроки, но сильные всё равно останутся. Сейчас люди особенно остро нуждаются в развлечениях и отдыхе, поэтому бары будут развиваться и конкуренция, скорее всего, вырастет.
Мы сами придерживаемся антикризисного плана, который выработали во время пандемии коронавируса: развиваемся по модели франшизы и с более выгодными условиями для будущих партнёров. Именно этот план помог нам в 2020-2021 годах открыть 24 новых бара в России.
В этом году хотим открыть как минимум ещё 100 баров. Для них мы активно ищем помещения, из которых «уходят» бары, клубы и рестораны, не сумевшие адаптироваться к новым экономическим условиям. В этом – одна из возможностей, которые даёт текущий кризис.
У тех, кто хочет присоединиться к «Феодальной сети баров», есть возможность провести ребрендинг своих заведений и стать партнёром-франчайзи на специальных условиях: без оплаты паушального взноса. Запросов на франшизу уже стало больше, но их качество значительно снизилось – чаще всего люди ищут дешёвые франшизы.
Одна из самых острых проблем в нашем бизнесе, как раньше, так и сейчас, – это дефицит профессиональных кадров. Нехватка специалистов и топ-менеджеров замедляет темпы роста сети: сейчас мы открываем один-два бара в месяц, но могли бы больше, будь у нас и наших партнёров грамотные управленцы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».