В последнее время выражение «Uber для ...» при описании бизнес-модели компании стало настолько же распространено, как ещё недавно «Убийца Google». Подобные тезисы зачастую звучат немного комично, но тем не менее сетевые платформы, объединяющие заказчиков и исполнителей, занимают всё новые ниши, что позволяет говорить о тренде «экономики по требованию». Портал Firrma обратился к представителям онлайн-сервисов, соединяющих исполнителей и заказчиков, чтобы узнать, как кризис и нестабильные условия повлияли на их бизнес.
«Мы пришли в пять новых городов»
Profi.ru - сервис по подбору специалистов. Сайт содержит информацию о более чем 200 000 зарегистрированных специалистах в различных областях сферы услуг - подробные анкеты, фотографии, примеры работ, документы об образовании, отзывы клиентов и т.д. Сервис Profi.ru входит в холдинг Eruditor Group.
Кризис безусловно существует, местами средний чек стал ниже (и это несмотря на инфляцию), где-то конверсия немного упала в силу изменения поведения посетителей (они явно стали менее решительны в своих покупках), но мы предпочитаем думать, что наши возможности по улучшению продукта и росту гораздо больше, чем способность рынка падать. Может быть поэтому, несмотря на падение рынка, мы растём примерно с той же скоростью, что и раньше.
Нам на самом деле всё равно на каком рынке (падающем или растущем) реализовывать наше продуктовое видение. Делать нужно одно и тоже.
«Появилось большое количество B2B-заказчиков»
«Могуза» - фриланс-биржа цифровых услуг с фиксированной стоимостью. Стоимость заказа определяет исполнитель, но ставка не может быть менее 100 и более 5 000 рублей. Среди популярных категорий - услуги по дизайну, разработке сайтов, интернет-маркетингу, копирайтингу, подготовке бухгалтерской отчётности и т.д. На данный момент у сервиса более 6 тысяч активных пользователей и порядка 10 000 услуг.
Мы стараемся сделать максимально открытый и удобный для пользователей сервис. Недавно был снижен минимальный порог выплат исполнителям - до 50 рублей. Теперь заработанные средства можно вывести практически сразу после первой продажи и это очень нравится продавцам.
«Растём от месяца к месяцу»
Qlean – сервис профессиональной уборки. По данным компании, сейчас сервис проводит более 500 уборок в день силами примерно 600 исполнителей. Оборот компании - около 50 млн. рублей в месяц при среднем чеке 2,5 тысячи рублей. В декабре 2015 года сервис получил премию РБК «Стартап года».
Уникальность сервиса Qlean в том, что мы являемся полноценным бизнесом, который не просто соединяет потребителя с заказчиком, а страхует качество выполняемых клинером услуг.
Во всех интервью я заявляю том, что главный актив человека в кризис - это свободное время. И скажу ещё раз. Как мне кажется, именно из-за того, что всё больше людей осознаёт важность распределения своего времени, мы растём от месяца к месяцу.
Тратить время на уборку квартиры для жителя Москвы со средним доходом 60 000+ уже непозволительная роскошь, так как его свободное время стоит дороже, чем 1590 рублей, за которые можно освободить себя на 3,5 часа каждый день. Время, проведённое с детьми и потраченное на саморазвитие, не поддается никакой оценке. В этом заключается миссия Qlean и всех будущих бизнесов на платформе Qlean – освобождать людям время.
Таким образом, кризис положительно влияет на нас и на похожие сервисы. Сейчас мы наблюдаем наплыв исполнителей, нам приходится ужесточать фильтры, используемые нами при отборе - до клиента мы допускаем 1 из 100 пришедших на собеседование клинеров.
«Растёт активность и фрилансеров, и заказчиков»
FL.ru – фриланс-сервис, дающий возможность заказчикам нанимать удалённых специалистов более чем по 200 специализациям; самые популярные из них - программирование, дизайн, копирайтинг, разработка сайтов. Фрилансеров можно нанимать как на разовые или долгосрочные проекты, так и приглашать к участию в конкурсах.
В рабочие дни на нашем портале публикуется в среднем 1700 проектов, а за месяц - более 45 000 проектов. В течение месяца наша аудитория фрилансеров вырастает более чем на 50 000 человек, а аудитория заказчиков - на 11 000 человек.
Как обычно в кризис вырастает активность как фрилансеров, так и заказчиков. Этот кризис не первый для нас, и каждый раз тенденция повторяется. В январе-марте 2016 года было зарегистрировано в 1,5 раза больше заказчиков, чем за аналогичный период 2015 года. Количество регистраций фрилансеров выросло в январе-марте 2016 года более чем в два раза по сравнению с 2015 годом. Количество публикуемых проектов (заданий от заказчиков) в первом квартале 2016 года выросло на 28% по сравнению с первым кварталом 2015 года.
«Вырос средний чек»
Skyeng - онлайн-школа удалённого изучения английского языка. Основана в 2013 году, сейчас в ней обучается 4600 учеников и работает 420 преподавателей, проживающих в разных странах мира.
Причины этому мы видим две: во-первых, экономия на стоимости курсов (онлайн стоит значительно дешевле плюс нет необходимости сразу выкладывать большую сумму), во-вторых, - возможности заточить курс под свои нужды и получить продвижение по работе или офер в международной компании.
Основными каналами привлечения клиентов для нас остаются поисковая оптимизация и реферальная программа. Кроме этого, мы активно развиваем партнёрские программы, и офлайновые активные продажи.
«Настало время оптимизации»
Vezetvsem.ru - маркетплейс грузоперевозок. Сервис помогает пользователям сравнить цены и условия перевозчиков и выбрать лучший вариант. Для перевозчиков сервис решает проблему с поиском заказов, а также с обратной и попутной загрузкой.
В принципе, такая же ситуация происходит и с частниками. Всё больше пользователей понимает, что интернет - это не только про смайлики и сериальчики, но и про их личный бюджет. Такая тенденция лично меня очень радует, население становится образованнее и скрупулезнее. Разумеется, это вычистит многие рынки и уберёт оттуда некачественных и нечистых на руку исполнителей.
«Отмечаем рост в три раза»
YouDo.com – онлайн-сервис бытовых услуг, позволяющий находить исполнителей для решения любых бытовых и бизнес-задач. На сайте зарегистрировано более 800 000 активных пользователей и 70 000 проверенных исполнителей; количество заказов, реализуемых ежедневно, превышает 2 000.
Кризис повлиял на наш бизнес хорошо и сильно отразился на росте всех ключевых показателей. По всем основным параметрам, включая выручку, общее число ежедневных заказов, количество заказчиков и исполнителей, мы отмечаем рост в три раза.
Источник: Firrma.
Бизнес-акселераторы: что это и чем они могут быть полезны стартапу.
Кто такие менторы, где их найти и чем они могут быть полезны для бизнеса.
Где взять денег на стартап: как запустить крауд-проект.