Сотрудничество с фрилансерами – популярный формат работы в сфере малого бизнеса. Главный плюс фриланса – экономия, но за такую оптимизацию бюджета на официальный найм часто приходится платить низким качеством работы. Руководитель красноярской веб-студии «Сеослон» Софья Гаева не первый год сотрудничает с фрилансерами, и на своём опыте убедилась, что такой формат работы таит в себе немало рисков. В своей авторской колонке Софья рассказала, на что стоит обращать внимание при выборе исполнителя своих задач на расстоянии.
Софья Гаева, 28 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии «Сеослон». Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews. Софья замужем, воспитывает сына.
Так как бюджет на продвижение студии у меня небольшой, мне часто приходится обращаться к услугам фрилансеров. Как известно, один из плюсов такого взаимодействия именно в экономии.
Но кроме этого, у меня есть ещё одна проблема, из-за которой я не могу обратиться за какими-то услугами, например, в другую digital-студию. Чаще всего в услуге мне отказывают, потому что я обращаюсь, по сути, к конкурентам. Например, найти компанию, которая сделает мне автоворонку, сложно.
Минус фриланса – множество рисков (просто не получить заказанную услугу, получить в ненадлежащем качестве и т.д.). В этом вопросе лично я за годы набила много шишек. Если в целом, мой опыт показывает, что такие сотрудники - «вольные птицы» - не очень надёжны, а значит, обращаться к ним имеет смысл лишь в крайнем случае.
Итак, в каких случаях плюсы перевешивают, и всё же имеет смысл нанять именно фрилансера:
-
Если денег реально мало, а сделать хоть как-то надо.
-
Если терпят сроки. Фриланс и быстро - вещи почти несовместимые.
-
Если задача некритичная.
Может, я чего-то не понимаю или мне просто не везло, но на биржах fl.ru и freelance.ru мне приходит очень много спама. И почему-то именно мне попадаются неадекватные предложения. То цена как у топового агентства Москвы, то грубые и невнятные отклики.
Мне непонятен смысл первой спамерской волны, которая следует, как только размещаешь задание на fl.ru или freelance.ru. Тебе приходят убогие сообщения вроде «Я классный, у меня опыт 5 лет, открыт к сотрудничеству». Вот что можно вынести из этого сообщения про решение своей проблемы?
Моя любимая площадка поиска – kwork.ru. Здесь предложений приходит поменьше, так как она не так сильно раскручена, зато здесь нет спама. А исполнители пишут чаще всего индивидуальный ответ.
«Кворк» называют «всё по 500», и это недалеко от правды. Дизайн визитки или баннера там стоит именно столько. Там же можно найти подрядчика на аудит сайта, покупку ссылок, SMM-специалиста и что угодно.
Именно на «Кворке» я нашла себе чудесного исполнителя для email рассылки. Называется, заплатил – и забыл про проблемы. Он всегда помнит, когда нужно отправить рассылку. Сам присылает анализ, не надо напоминать. Даже сам работает над качеством своего продукта: например, придумал и внедрил досыл письма тем, кто не прочитал.
Я понимаю, что поверить сложно, но он, правда, такой. Его услуги стоят 1250 рублей за письмо, он делает две рассылки в месяц. Так что фрилансеры бывают и такими.
1. Смотреть кейсы. Если их нет, то просто не связываться. Тут всё понятно: если человек не может подтвердить опытом свои компетенции, его потенциальная надёжность как исполнителя сразу падает до нуля. Ну и зачем рисковать?
2. Смотреть, как быстро отвечает на сообщения. Если человек даже на этапе ваших переговоров отвечает раз в день, и то ближе к ночи, то это повод отказать.
3. Чётко оценить профессионализм. Это довольно сложно: часто фрилансеры попросту копируют друг у друга предложения. Мне в этом отношении повезло, я сама разбираюсь в маркетинге и могу оценить компетенции. Ещё тут могут помочь тестовые задания.
Помимо прочего, стоит быть готовым, что фрилансеры на разных площадках со всей силой убеждения попытаются увести вас с них. Они постоянно просят ваш WhatsApp, Telegram и т.д. А это крайне неудобно, когда тебе пишут со всех мессенджеров разные люди, спрашивают об одном и том же, а ты не можешь вспомнить, у кого какой опыт и цена. Так что не соглашайтесь на такое.
Многие фрилансеры не читают задания, которые ты даёшь. Предлагают то, что не нужно. Не анализируют предоставленную информацию перед ответом. То есть зайти на указанный профиль или сайт и написать текст конкретно по нему – для многих из ряда фантастики.
Но так делают не все. Кое-то может и ознакомиться с задачей. Вот один из анализов моего аккаунта в Instagram, который я получила. Как вы считаете, какова была вероятность того, что я найму этого претендента?
Как видите, она, по сути, сказала, что такие недоумки, как я, не смогут оценить экспертность богов продвижения. А кроме этого, я выгляжу непрофессионально. А ко всему прочему довольно убого одеваюсь – дёшево и неактуально. Да-да, всё это тебе может сообщить тот, кому по идее нужны твои деньги (а не наоборот).
Хотя кейсы важны, далеко не всегда вы их увидите. На просьбу показать кейсы мне порой отвечали, что результаты своей работы принципиально не упаковывают - и отправляют читать отзывы. В отзывах же вижу примерно такое: «обратились к нему, сделал хорошо, результатом довольны». Что можно вынести из этого отзыва?
Или бывает, когда попросишь прислать кейсы (скажем, в моей сфере - b2b), и вам присылают сразу всё, что было наработано. А при детальном рассмотрении оказывается, что нужных кейсов в выборке вообще нет.
Другие заставляли меня искать что-то в их профиле. Когда я в очередной раз что-то попросила показать, так и говорили, что это есть у них в профиле. Как я буду это искать у тебя в профиле? Куда тут нажимать? Почему бы просто не отправить ссылку на то, что мне надо?
Но бывают и персонализированные ответы. Для меня такой - опять же, признак того, что мы сработаемся.
Предпринимателям. Итак, если задача важная и срочная, то с незнакомым исполнителем велик шанс её так и не решить. Тут фриланс - не рекомендую. В любом случае имейте в виду - никакой предоплаты. Ищите исполнителей на маленьком и уютном «Кворке». Спрашивайте кейсы. При малейшем подозрении – не нанимайте.
Фрилансерам. Если вы просто прочитаете задание, то будете на голову выше всех других. Если вы ещё и в тему ответите, то обратите на себя внимание. Если вы ответите на первое сообщение, то конкурентов вообще не останется :-)
Читайте также:
Под колпаком: как сделать крутой проект с фрилансером.
Рекрутируем фрилансеров: как делегировать задачи внештатникам.
Чужими руками: как правильно делегировать полномочия фрилансеру.