Одна из проблем туристической индустрии – сезонность. Летом простаивает инфраструктура зимних курортов, зимой – летних. Но не везде предприниматели смирились с таким положением вещей. Опыт команды бара «Грелка», расположенного в Шерегеше, - это хороший пример того, как можно привлекать туристов и в низкий сезон. О том, как удалось консолидировать усилия коллег-конкурентов по совместному продвижению курорта, почему важно задавать высокие стандарты сервиса и как привлечь туристов летом в «зимнее» место, нам рассказал совладелец бара «Грелка» Константин Кошкин.
Константин Кошкин, предприниматель, родился и живет в Новосибирске. В 2000 году окончил Новосибирский педагогический университет (факультет естественных и социально-экономических наук). Работал арт-директором в ночных клубах «Мэдисон», Ays Bunker, «Правда». c 2010 года - арт-директор и совладелец бара «Грелка» на горнолыжном курорте Шерегеш. Соорганизатор фестиваля GRELKA FEST с массовым спуском горнолыжников и сноубордистов в купальниках.
Наш бар «Грелка» стоит прямо на горе, в свое время он фактически стал первым «атмосферным» местом, сделанным по современным лекалам индустрии развлечений на горнолыжных курортах.
Над «Грелкой» работали дизайнеры, хороший архитектор, это всё дорого нам обошлось. Но мы осознанно шли на эти траты, так как хотели сделать круто, чтобы людям понравилось. В итоге в Шерегеше появилось место, которое показало новый уровень, продемонстрировало, что может быть интересное меню, может быть интересная посуда, а не одноразовая, могут быть интересные программы, может быть интересный дизайн. Чтобы не только пирожки-беляши, но и высокая кухня была на курорте.
До нас тут был овраг, в котором текло три ручья, и никому строить на этом месте просто не приходило в голову. Откровенно скажу, что были сложные архитектурные решения; для того, чтобы все эти ручьи уложить в бетонные трубы, приезжали дорогие специалисты. В течение только двух лет мы занимались тем, чтобы вывести эту территорию на должный уровень и начать строительство.
Вместимость «Грелки» 150 человек, но максимально человек 400 было. Окупаемость? В Шерегеше можно просто воткнуть палку, и она зазеленеет! Это достаточно хорошее место при правильном ведении бизнеса.
Когда мы открывали бар «Грелка», в числе прочего перед нами стояла задача придумать какие-то интересные решения по продвижению. Не просто развесить 10-20 баннеров по дороге в Шерегеш, на которых написать, что у нас хороший бар, мол, приходите к нам отдохнуть-покушать. А сделать что-то такое крутое, нестандартное.
Была сгенерирована идея провести музыкальный фестиваль. Причем, поскольку стояла задача продвигать весь Шерегеш, а не конкретно наш бар, первоначально мы не брендировали фестиваль названием «Грелка». Предложили всем владельцам гостиниц в Шерегеше поучаствовать в проекте, но от всех получили отказ. Ну, тогда сказали сами себе – о’кей, мы назовем его GRELKA FEST, и будем проводить самостоятельно.
Разумеется, строили наполеоновские планы - как снимем вирусные видеоролики, как привлечём горнолыжников и сноубордистов, как сделаем практически еще один Новый год, как 10 тысяч человек приедут тогда, когда уже никто не приезжает, и как все гостиницы и кафе получат дополнительную выручку…
Сделали запрос в Гиннес и получили ответ, что потенциально такой рекорд им интересен. Они выставили нам ряд технических условий, а также озвучили минимальное количество участников заезда – 500 человек. И работа завертелась.
2013-й год, нам позвонили из областной администрации, начали всячески помогать, им очень понравилась идея. После этого момента появились уже партнеры и из гостиничного пула, которые тоже захотели участвовать - финансово, организационно, административно. Это были первые шаги по объединению, это уже показатель, потому что в Шерегеше каждый был сам по себе, у каждого свой бизнес, каждый на своем участке что-то пытался сделать. Мы впервые попробовали как-то объединяться, чтобы промоутировать курорт вместе.
В итоге мы вошли в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый заезд людей в купальных костюмах на лыжах и сноубордах (500 человек), нам выдали подтверждающий диплом. В этом году в заезде принимали участие уже свыше 1800 человек, и мы опять подали заявку на рекорд.
Уникальность фестиваля в том, что это не только интересно спонсорам, а интересно любому кафе на горе, любому подъемнику, потому что в конце апреля, когда уже низкий сезон, в Шерегеш приезжает 10-15 тысяч человек!
Плюс идет рекламный поток очень большой, о нашем фесте писали испанские, португальские, бразильские, австралийские газеты. Все печатали фотографии, даже не понимая, что такое Шерегеш, просто – вау, Сибирь, люди едут зимой без одежды, безумцы!
Самое интересное, что сегодня Шерегеш уже прочно ассоциируется с современным молодежным курортом, а его символом стали красивые фигуристые девушки в бикини, раскатывающие по белоснежным склонам на лыжах и сноубордах. Этот образ тиражируется в СМИ и соцсетях, но при этом мы не позиционируем себя в таком русле, на афишах фестиваля не используем откровенно обнаженную натуру. Ну, есть там логотип «девушка в купальнике», этого достаточно.
Фестиваль уже после первого года приобрел популярность. Возможно, он со временем перерастет во что-то более интересное. На второй год, в 2014-м, мы добавили заезд в карнавальных костюмах, на третий год мы отдельно провели карнавальные костюмы, отдельно купальники. Мы увидели, что люди хотят и там участвовать, и здесь участвовать. У нас уже появилось две «Грелки» на завершении сноубордического сезона, когда уже последний снег практически. Вот эта возможность заскакивать в последний вагон сезона и делать выручку в Шерегеше, она интересна всем – гостиницам, прокатчикам, подъемникам, кафе, всей Кемеровской области, то есть все зарабатывают, всем это выгодно.
Также мы думали, как зарабатывать на зимнем курорте летом. Представляете, 40 гостиниц стоят летом просто закрытые. Мы построили бассейн, причем не просто поставили резиновый какой-нибудь, а построили настоящий бассейн 15х16 метров, с зоной отдыха, с террасой, с шезлонгами, с баром. Можно лежать, загорать, бассейн подогревается, все это комфортно, как за границей, красивая ротанговая мебель, напитки, все качественно мы сделали. Соответственно, это привлекло людей, мы гостиницу AYS сразу заполнили.
Придумали велофестиваль, который мы проводим уже третий год, нас поддерживает Кемеровская область, у них спорт очень хорошо продвигается. Есть разные трассы, по сложности: 50 километров асфальтовые, 16 километров по лесу, есть 200 километровый маршрут с Телецкого озера до Шерегеша.
Сделали прокат велосипедов, можно в любой момент приехать покататься. Сделали велодорожки по лесу. В этом году активно пиарили пешие маршруты, но пока люди не хотят ходить, хотят лежать на шезлонгах, ну и готовы прокатиться на велосипеде. Поле деятельности летом еще очень большое – квадроциклы, конные прогулки, рыбалка. Есть решения, которые мы будем реализовывать в следующем сезоне, если в двух словах сказать, то активных отдых.
Как заработать на экстрим-турах в Монголию.
Как и на чем зарабатывает агро-туристическая ферма.
Как нижегородский предприниматель шьет крутые куртки для путешественников.