Счастье – это не только абстрактное романтическое понятие, но и конкретный фактор эффективности бизнеса, который почему-то игнорируют многие предприниматели. Оно позволяет сделать бизнес успешным и способствует его развитию даже во время кризиса. О том, что такое счастье в предпринимательстве, как его найти и обернуть на пользу компании, порталу Biz360.ru рассказал Александр Корнев, основатель литературного агентства Writer’s way.
Александр Корнев – cобственник литературного агентства Writer’s way. Вырос в сибирской глубинке. В 2016 году открыл проект по созданию книг для людей с отсутствием писательского опыта и изменил подход к издательским процессам, создавая книги с помощью команды профессионалов, а не экспертов-одиночек. Writer’s way – лидер рынка премиальных книг, за прошлый год выпущено 56 изданий.
Если вы думаете, что владелец процветающего бизнеса априори счастлив, а счастье – неотъемлемая часть собственного дела, у меня для вас плохие новости. Прибыльный бизнес сам по себе – не гарант счастья, а многие успешные люди все равно страдают.
В среде предпринимателей популярен сериал «Миллиарды» (более 90 тысяч оценок на сервисе «Кинопоиск» и 35 тысяч – на Ivi). В центре сюжета – главные герои: Бобби Аксерольд, самый крутой брокер на Уолл-стрит, и Чак Роадс, прокурор Южного округа Нью-Йорка. Первый сколотил состояние после теракта 11 сентября и финансового кризиса, а второй заподозрил его в мошенничестве и начал расследование. Они оба – мегауспешные профессионалы, но во время очередного разговора Аксерольд вдруг спрашивает оппонента: «Был ли ты когда-нибудь счастлив?». А Роудс отвечает: «Счастье? Что это? Я не помню, когда был счастлив в последний раз».
Ещё один яркий пример – интервью одного из самых успешных предпринимателей и инвесторов России Оскара Хартманна блогеру Александру Соколовскому. Во время беседы Хартманн признался: несмотря на прибыльный бизнес и успех, он так и не добился счастья. Поэтому впредь бизнесмен будет делать его главным приоритетом в жизни.
До запуска собственного бизнеса я пытался быть судьёй, затем руководителем Федерального агентства лесного хозяйства. Обе работы приносили много денег, я чувствовал признание, но тем не менее каждая из них заканчивалась моим выгоранием.
Пытаясь выяснить причины случившегося, я проанализировал ситуацию и понял, что эти места работы меня не зажигали. Я не разделял их цели, поэтому выгорал. Изменить мою жизнь помогло психологическое упражнение «Похороны». О нём я узнал на тренинге «Предназначение», на который натолкнулся совершенно случайно.
Суть упражнения очень проста. Необходимо представить, что вы находитесь на своих похоронах. Ваше тело уже мертво, но сознание ещё при вас. В последние минуты вы вспоминаете, как провели жизнь, и искренне отвечаете на два вопроса (когда умираешь – уже нет смысла врать):
-
«Доволен ли я своей жизнью?»
-
«Сделал ли я всё, что хотел?»
В этот момент я представил, что моя дочь меня спрашивает: «Пап, ты же хотел быть лучшим в книгах. Почему не стал?» И тут вдруг я понял, что отмазки в духе: «Хотел обеспечить семью» не зачтутся. Я осознал, что не хочу так потратить жизнь, как делал это до тех пор.
Чтобы чего-то добиться, я с головой окунулся в усиленную работу и долго шёл к цели. Но при этом не получил удовольствие от пути, а достижению цели радовался не дольше 15 минут. Получается, во время работы я просто не жил.
А ведь если стандартный рабочий день длится 8 часов (бизнесмены работают и вовсе по 10-12 часов), то получается, что на работу я тратил как минимум три месяца в год (86,6 дней). И это, если не учитывать времени, необходимого для сна и дороги до офиса и обратно.
Трудясь в таком режиме, люди, как правило, думают: «Ничего, потерплю. Зато заработаю, а в пятницу вечером начнётся жизнь». Но по факту, это самообман. Таким образом они лишь продают своё время за деньги, но счастливыми не становятся.
Разумеется, любовь к своему делу и сопутствующее ему счастье – не гарант анти-хрупкого бизнеса. Без точного расчёта с большой долей вероятности любая деятельность обречена на провал.
Но при этом, удовольствие от того, чем занимаешься, существенно повышает шансы на успех. Во-первых, благодаря ему становится эффективнее сам предприниматель: за счет прилива гормона эндорфина и снижения уровня кортизола в организме человек принимает более взвешенные решения, не поддаётся эмоциям, находит в себе силы продолжать после неудач. А, во-вторых, удовольствие от своего дела привлекает клиентов.
Знаменитый историк и писатель Юваль Ной Харари в своей книге «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» одним из главных трендов будущего выделяет счастье. По его мнению, люди уже закрыли основные потребности по пирамиде Маслоу, поэтому стремятся к счастью. Например, если в 90-е бизнесмены хотели жить роскошно, то сейчас многие ищут эмоций: путешествуют, познают и прокачивают себя.
Я убедился в его правоте, когда началась эпидемия коронавируса. Тогда показалось, что люди начнут покупать только товары первой необходимости. Многие компании из премиум-сегмента стали закрываться или перешли в режим «выживания».
Но мы поставили себе другую задачу – стать лидерами рынка. Потому что горели своим делом и понимали: вне зависимости от обстоятельств нам в любом случае двигаться именно в этом направлении.
Ради достижения цели мы решили выяснить, что нужно клиенту, чтобы он продолжал покупать наш продукт. И в какой-то момент вдруг поняли, что именно людям дороже гречки и безопасности: в тяжёлые времена им необходима поддерживающая среда, в которой искренне счастливые, довольные собой люди оказывают им услуги. Клиенты тянутся к ним, потому что и сами хотят такими быть.
Чуть позже выяснилось, что тот же принцип работает и внутри компании. Счастье сотрудников – ключевое условие успешного бизнеса.
Этот вывод позволил нам добиться цели: благодаря ему компания выросла в пять раз. В 2022 году мы создали с нуля, продвинули и издали более 50 книг – некоторые из них стали бестселлерами. То есть, в среднем, по книге в неделю!
Создать прибыльный бизнес мне удалось за счёт одной простой идеи. Наша компания следовала ей неосознанно, поэтому мы выявили ее уже после того, как получили желаемый результат.
Согласно нашей теории, у человека есть психологическая ёмкость, которая вмещает определённый объём, как бутылка воды. Каждая психологическая ёмкость имеет свой предохранитель – ресурс, который может использовать сотрудник.
Объём этого ресурса зависит от намерения. Если сотрудник получает удовольствие от процесса работы и твёрдо намерен добиться определённого результата, то его психологическая ёмкость увеличивается. Он становится готовым к тому, что его предохранитель будет периодически «взрываться»: мирится с этим, прилагает дополнительные усилия, растёт и пробивает «стеклянный потолок», который на самом деле мнимый.
Секрет такого состояния вовсе не в мотивации. На самом деле, она и не нужна, если человек получает удовольствие от работы и у него есть намерение продолжать свою деятельность – вне зависимости от обстоятельств. В таком случае любые проблемы становятся лишь очередным этапом на его пути.
Оказалось, что руководство компании и другие наши сотрудники получали удовлетворение от работы и искреннее хотели добиться своих целей. Ради этого они были готовы мириться со сложностями, оставаться энергичными, оптимистичными и работоспособными.
Так во время кризиса нам и удалось привлечь клиентов. Конкуренты удивлялись: «Почему в такое время вы такие веселые?» А клиенты с радостью к нам приходили, потому что чувствовали – у нас всё хорошо и сами хотели ощутить такое состояние.
Ощущение счастья в бизнесе определить ничуть не легче, чем в обычной жизни. Но сделать это необходимо, чтобы не тратить свой ресурс впустую и не жалеть о неправильно прожитых годах.
На мой взгляд, разобраться в этой сложной теме помогут искренние ответы на следующие вопросы:
-
Тем ли вы занимаетесь, чем на самом деле хотите?
-
Насколько вы удовлетворены работой, по шкале от 1 до 10? (из программы «Счастье в деятельности» бизнес-тренера Филипа Гузенюка)
-
Ждёте ли вы выходных?
-
Что в вашей работе даёт больше всего энергии, а что больше всего забирает?
-
Есть ли у вас долгосрочные цели – на 5, 10 лет?
-
Можете ли вы их озвучить, если вас разбудят среди ночи? (если нет, то, скорее всего цели поставлены нечётко, либо они не искренние)
-
Как часто во время рабочего процесса вы забываете о времени и месте, где находитесь? (Как часто вы находитесь в состоянии потока?)
Также можно задать вопрос трём-пяти вашим коллегам: «В каком настроении я чаще всего нахожусь во время работы?»
Если по ответам на эти вопросы вы поймёте, что не испытываете особого интереса к своей деятельности, то её точно необходимо сменить.
Я не считаю себя экспертом по счастью, но могу с уверенность утверждать, что оно поможет понять: как сделать бизнес успешным и получить прибыль. Поэтому, основываясь на личном опыте, делюсь базовыми рекомендациями, как бизнесмену стать счастливым.
-
Нужно перестать соглашаться на то, что не нравится. Это сложно, но необходимо научиться отказываться от клиентов, бизнес-модели и направлений развития бизнеса, которые вам не по душе.
-
Следует регулярно анализировать свою деятельность: что я делаю? для чего? что мне нужно делать? Обычно я этим занимаюсь на выходных.
-
Необходимы постоянное развитие и забота о теле. Уже третий год ежедневно я занимаюсь трансцендентальной медитацией (техникой медитации с произношением личной мантры). Её эзотерическую часть я игнорирую, а практическая мне очень помогает.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».